Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 10:47, шпаргалка
1.Место психологии в системе наук о человеке.
2.Психология как наука.Специфика психологического знания.
3.Естественно-научная и гуманитарная парадигры в психологии.
встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).
С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности
можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
43.Воля и волевые качества личности.
Особенности волевой
регуляции психической
ВОЛЯ —Способность человека
достигать поставленных целей в
условиях преодоления препятствий,
проявляемая в самодетерминации
и саморегуляции своей
Для появления волевой
регуляции нужны определенные условия
— наличие препятствий и
Развитие волевой регуляции прежде всего связано с формированием: 1) богатой сферы мотивационно-смысловой; 2) стойкого мировоззрения и убеждений; 3) способности к волевым усилиям в особых ситуациях действия, а также — с переходом от внешних способов изменения смысла действия к внутренним.
Основные подходы к изучению воли. Воля и личность
I. Мотивационный подход (упор на побудительную функцию воли, проблема самодетерминации). Выделяется три подхода: а) воля сводится к начальному моменту мотивации действия; б) воля – самостоятельная сила непсихической или психической природы, не сводимая не к чему иному и определяющая все другие психические прцессы; в) воля, тесно связана, но не совпадает с мотивацией.
Аристотель: Проблема воли – проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечения побуждения к действию.
Декарт. Функция воли: используя разум, бороться со страстями для обеспечения побуждения к избранным действиям.. Хекхаузен. Мотивация дольше связывается с выбором действий, а воля – с его инициацией и осуществлением.
Рубинштейн. Зачатки воли заключены в потребностях. Воля – это организация желаний. Отсюда побудительная функция воли. Воля – как самостоятельная сила.
Подход «свободного выбора». Функция выбора мотивов, целей, действий. Спиноза. Воля – способность разума принимать решения о влечениях и действиях. Джемс. Воля – самостоятельная сила души. Нужна для выбора среди конкурирующих действий. Выбор осуществляется на основе мотивов и заключается в направлении внимания на объект. Мейман. Действие становится волевым лишь тогда, когда его причиной являются не только отдельные представления или воспоминания, но и решение собственной личности. Согласие на действие – главный признак воли. Причина волевых поступков – размышление. Выготский. Выбор – один из моментов волевого действия. Равенство мотивов – жребий.
II. Регуляционный подход. Анализ регуляции исполнительной части действия и различных психических процессов. Сеченов. Регуляция осуществляется через работу определенных нервных центров. Нет бесстрастной воли. Все выводимо из чувства и разума. Басов. Воля – психический механизм, через который личность регулирует свои психические функций. Власть личности над своими душевными состояниями возможна только при наличии в составе ее душевного единства некоего регулятивного фактора–воли.Регулятивная функция воли проявляется в акте внимания, которое есть акт регуляции. Воля лишена порождать идеи или мыслить,она только регулирует. Выготский. Первичная проблема овладение собой. Воля как ВПФ, как продукт исторического развития, поэтому всякий волевой процесс первоначально процесс социальный. Личность и воля. Бывает личность без воли, но воли без личности не бывает.
45.Концепции
личности в гуманистической
Гуманистическая теория личности А. Маслоу
С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.
Сторонниками гуманистических взглядов, Рассматривающих людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.
Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Основная концепция этого направления - это концепция становления. Человек никогда на бывает статичен, он всегда находится в процессе становления.
Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический или «здесь и сейчас». В основе этого направления лежит реальность субъективная, или личная, но не объективная, т.е. подчеркивается значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека.
Так, рассматривая человека, он подчеркивал его особое положение, отличное от животных, говоря, что изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристика, которые присущи только человеку (юмор, зависть, вина и т.д.), он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.
Основное место в его
концепции занимает вопрос о мотивации.
Маслоу говорил, что люди мотивированы
для поиска личных целей, и это
делает их жизнь значительной и осмысленной.
Он описывал человека, как «желающее
существо», который редко достигает
состояния полного
Маслоу предположил, что все потребности врожденные и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности:
п-ти самоактуали-зации: реализация потенциала |
Потребности самоуважения: значение, компетентность |
||||||
Потребности принадлежности и любви: присоединение и принятие |
||||||
Потребности безопасности: долговременное выживание и стабильность |
||||||
Физиологические потребности: голод, жажда и т.д. |
В основе этой схемы лежит правило, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху, т.е. удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. По Маслоу, это является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:
физиологические - 85%,безопасность и защита - 70%,любовь и принадлежность - 50%,самоуважение - 40%,самоактуализация - 10%.
Если потребности более
низкого уровня перестанут
Теперь рассмотрим иерархию потребностей по Маслоу более подробно:
Физиологические потребности
Физиологические потребности
непосредственно касаются
Потребности безопасности и защиты.
Сюда включены следующие
потребности: потребности в
Потребности принадлежности и любви.
На этом уровне люди
стремятся установить
Когда наша потребность
любить других и быть ими
любимыми достаточно
Потребности
самоактуализации.
Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности,
В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека:
n дефицитные мотивы
n мотивы роста.
Первые направлены на удовлетворение дефицитарных состояний, например, голод, холод опасность. Они являются стойкими характеристиками поведения.
В отличии от Д-мотивов
мотивы роста (или
Характеристики самоактуализирующихся людей:
1. Более эффективное восприятие реальности;
2. Приятие себя, других и природы. (принять себя такими, какими они есть);
3. Непосредственность, простота и естественность;
4. Центрированность на проблеме;
5. Независимость: потребность в уединении;
6. Автономия: независимость от культуры и окружения;
7. Свежесть восприятия;
8. Вершинные, или мистические,
переживания (моменты сильного
волнения или высокого
9. Общественный интерес;
10. Глубокие межличностные отношения;
11. Демократичный характер (отсутствие предубеждений);
12. Разграничение средств и целей;
13. Философское чувство юмора (доброжелательный юмор);
14. Креативность (способность к творчеству);
15. Сопротивление окультуриванию
(находятся в гармонии со