Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 10:47, шпаргалка

Краткое описание

1.Место психологии в системе наук о человеке.
2.Психология как наука.Специфика психологического знания.
3.Естественно-научная и гуманитарная парадигры в психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

вопросы и ответы по психологии.docx

— 210.66 Кб (Скачать файл)

 
 

 

52.Природа  характера, его структура и  функции.

Характер  и особенности его проявления..

ХАРАКТЕР  —. Характер — в узком смысле — определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях, — как совокупность устойчивых свойств индивида, в коих выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Черты характера помогают — или мешают — личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия и поведение в обществе жизненных проблем, характер людей, живущих в схожих общественных условиях, имеет много схожих черт. Характер обусловлен бытием общественным личности, усвоением опыта социального, что порождает типические черты характера, определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути в конкретно-исторических условиях. В единстве с социально-типическим в характере выступает его индивидуальное своеобразие, порождаемое разнообразными неповторимыми ситуациями, в коих протекает социализация субъекта, его воспитание и развитие индивидуальности, зависящее и от природных предпосылок (-> задаток; темперамент). Среди множества черт характер некоторые выступают как ведущие, другие — как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств; при этом они могут и гармонировать, и резко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые характеры. Проявляясь в деятельности, характер формируется в ней, обнаруживая зависимость и от ее содержания и смысла личностного для индивида, и от ее успешности, и от отношения индивида к своим успехам и неудачам (-> уровень притязаний). Характер проявляется в системе отношений к действительности: 1) в отношении к другим людям — общительность или замкнутость (-> экстраверсия | интроверсия), правдивость или лживость, тактичность или грубость и пр.; 2) в отношении к делу — ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и пр.; 3) в отношении к себе — скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность; 4) в отношении к собственности — щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость. Характер обнаруживает зависимость от мировоззрения, убеждений и моральных принципов,. Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы (-> характерология). Один из физиологических механизмов формирования характера — стереотип динамический. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответственной мотивацией — потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана. Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения. Эти влияния становятся особенно резко выраженными в результате проявления различных акцентуаций характера (-> характер: акцентуация).

 

Структура характера.

ХАРАКТЕР: СТРУКТУРНОСТЬ  — характер — это сложное психическое  образование, состоящее из многочисленных устойчивых свойств личности, кои  выражают отношение человека к внешнему миру, деятельности, к другим людям  и самому себе. Эти отношения закрепляются в привычных для человека формах поведения, общения и деятельности, становятся типичными для него и  проявляются в различных условиях его жизни и деятельности. Его различные свойства взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют целостное структурное образование. Закономерные связи и взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность. Структурность характера позволяет, зная ту или иную его черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт, связанных с нею. Кроме того, структурность характера проявляется в определенной иерархичности его черт: некоторые из них являются основными, определяющими, ведущими, другие — второстепенными, менее существенными. Основные черты в некоей мере подчиняют себе второстепенные, влияют на них, обусловливая их проявление или непроявление, или различную степень проявления в конкретных обстоятельствах. Структура характера — целостная организация отдельных свойств, каждое из коих в деятельности проявляется, формируется и закрепляется. Отношения человека к действительности всегда проявляются в деятельности, и эти отношения составляют содержательную сторону характера. Будучи тесно взаимосвязанными, они также влияют на взаимосвязь черт характера и образование его целостной структуры. В зависимости от преобладающего влияния тех или иных сторон психики на отношения и деятельность человека можно выделить интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера. Наряду с мотивами, отношениями и направленностью те или иные черты характера или их комплекс в определенных ситуациях могут определять поступки и поведение человека.

Характер, его строение и формирование. Характер и личность

Характер – совокупность устойчивых психических качеств, связанных с привычными, типовыми способами поведения. Структурное определение (диагностический подход): характер – прижизненное проявление темперамента в определенной социальной среде. Основа характера: врожденный темперамент. Функциональное определение (личностный подход): характер – форма поведения, необходимая для сохранения имеющейся структуры мотивов. Основа – возникающие личностные проблемы. Свойства характера – возможные способы решения проблем. А. Адлер: характер – индивидуальный жизненный стиль.

 
 

 

53.Психологические  механизмы защиты личности.

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ.

Описано много механизмов психологической защиты. Охарактеризую  вкратце основные из них:

1. Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств.

2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты

3. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других

4. Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы.

5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация - самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем

6. Интеллектуализация. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви - разговоры о любви).

7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями.

9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне

10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты.

Механизмы психологической  защиты.

Психологическая защита –  система регуляторных механизмов, служащих устранению или сведению к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или  внешними конфликтами, состояниями  тревоги или дискомфорта. Начало исследованиям механизмов было положено Фрейдом З., рассматривавшим их как  формы разрешения конфликта между  бессознательными влечениями и интериоризованными соц. требованиями и запретами. Всего  описано более 20 видов механизмов.

 

54.Соотношение  общения и деятельности в психологии.  

 

Де́ятельность — процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. 
ПРИМЕР: Если человек идет по пустыне и потеет от жары, это не деятельность, это рефлекторное действие. Но если этот человек - актер, снимающийся в рекламе дезодоранта, и в данной сцене он должен вспотеть, потому что так написано в сценарии, потение становится для него вполне осмысленным действием и потому превращается в деятельность. 
Деятельность можно разделить на этапы. Можно выделить в качестве этапов

· процесс вовлечения в  деятельность,

· процесс целеполагания,

· процесс проектирования действий,

· процесс осуществления  действий,

· процесс анализа результатов  действий и сравнение их с поставленными  целями.

Число и содержание этапов, которые разные исследователи выделяют в деятельности, определяется исключительно  задачами и целями исследователя. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности. 

 

Психологические особенности общения в различных  условиях деятельности.

Коммуникация  — процесс двустороннего обмена информацией- ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация — в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно, достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в по-нимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть: стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем; "предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы ред-ко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное; плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда; отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью зтой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий; пренебрежение фактами, т. е. привычка делать вызолы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов; ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.; неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения: 1) открытое — закрытое общение; 2) монологическое — диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»). Открытое общение — желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение — нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, ко не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» — полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека, и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» — человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

 

55.Проблема  субъекта в психологии. 

 

Одна из проблемоторые  обсуждаются последние 15-20 лет. Имеет  несколько вариантов решения. Субъект  – носитель психики., тот, кому пччихич. Явления принадлежат. Субъект имеет  несколько св-в:!) активностьб –  субъект всегда активен, источник активности внутри него самого, 2) субъект –  основа различных модальностей психических  явлений. Они на него нанизываются.

Субъект-основа интегративности  психики.  Вот 2 св-ва: активность и интегративность.

В узком значенгии: (рубинштейн)  - субъект как высший ур-нь развития личности.

Этот уровень напоминает вершину пирамиды потребносте Маслоу, но отличается. 2 критерия субъективности: ответственность и активность (инициатива за то, что ты делаешь).

 

56.Знания,умения, навыки: общая характеристика.

Знания, навыки, умения, опыт.

ЗНАНИЕ  — в совокупности с навыками и умениями обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности. По мере приобретения новых знаний и развития самосознания ребенок все больше овладевает оценочными понятиями и суждениями. Сопоставляя новые знания с уже усвоенными знаниями и оценками, он формирует свое отношение не только к объектам познания и действия, но и к самому себе. Это и определяет развитие его активности и самостоятельности как деятельной личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"