Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2015 в 14:56, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет и задачи психологии. Классификация отраслевой психологии. Этапы развития психологии как науки.
В самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека, т.е. его психика.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 244.33 Кб (Скачать файл)
    • исход очень важен для вас;

    • критическая ситуация требует быстрого реагирования;

    • нет иного выбора, и вам нечего терять;

    • вы не можете дать понять людям, что находитесь в тупике, когда кто-то должен повести их за собой.

Конфликты личностного плана решаются в основном избеганием и уступкой, значительная часть деловых конфликтов может быть решена путём сотрудничества и компромисса.

 

 

37. Педагогика как наука, основные категории.

 

Слово "педагогика" имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика - это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Такая неоднозначность нередко приводит к путанице, порождает неясность. В последнее время этим словом стали обозначать представление о тех или иных подходах к обучению, о методах и организационных формах: педагогика сотрудничества, педагогика развития и др.

Наиболее общим образом науку определяют как сферу человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Деятельность в сфере науки — научное исследование. Это особая форма процесса познания и систематическое и целенаправленное изучение, в котором используются средства и методы науки.

По давно сложившейся традиции в качестве предмета педагогики принято считать воспитание как подготовку растущего человека к жизни, причем долгое время речь шла только о подготовке к жизни подрастающих поколений. Однако по мере развития педагогической теории все более ясными становились некоторая упрощенность и неточность подобного определения. Более правильным будет считать, что предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических принципов воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Подобное уточнение предмета педагогики не является новым. Оно высказывалось еще в 50-х годах.

К проблемам педагогики относятся следующие:

а) изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;

б) определение целей воспитания;

в) разработка содержания воспитания;

г) исследование методов воспитания.

Педагогика развивается, укрепляя свои связи (и одновременно устанавливая свою самостоятельность) с философией, социологией, психологией, физиологией человека, медициной, этнографией и другими отраслями знаний. Например, философские идеи выполняют методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. Идеи других наук служат непосредственной основой разработки конкретных педагогических проблем. Например, идеи психологии широко используются при решении вопросов мотивирования познавательной деятельности, методики проведения урока и др. Физиологические идеи об условнорефлекторной деятельности помогают раскрыть научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков, привычек. Говоря о связи педагогики с другими науками, нельзя не отметить и ее влияния на эти науки.

Со временем сложилась целая система педагогических наук.

I. Общая педагогика изучает основные законы и закономерности воспитания, образования и обучения человека, развития и формирования личности в самом широком диапазоне. Она аккумулирует данные других отраслей педагогики и в свою очередь является ядром и базой теоретических данных для всех них.

П. Возрастная педагогика включает педагогику преддошкольную и школьную, педагогику школы, вузовскую педагогику, педагогику взрослых. Она изучает особенности воспитания человека в зависимости от его возрастного периода развития:

Есть специальная отрасль педагогической науки — андрогогика (от греч. andros — взрослый человек и аgоgе — руководство, воспитание). Андрогогика разрабатывает проблемы воспитания взрослых людей от 18-20 лет до старости в процессе повышения квалификации, непрерывного образования, курсовой подготовки и переподготовки специалистов.

 III. Отраслевая (или специальная) педагогика изучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессий: это — педагогика семьи, производственная, профессиональная, в том числе военная, правовая, общественных организаций и объединений (социальная педагогика), культурно-просветительной работы, исправительно-трудовая (пеницентиарная), верований.

IV. Дефектология (от лат. defectus — недостаток и lоgоs — учение) — группа педагогических наук, которые изучают особенности воспитания детей (и вообще людей), имеющих отклонения в физическом и умственном развитии: тифлопедагогика (воспитание и обучение слабовидящих и слепых), сурдопедагогика (воспитание и обучение глухих, слабослышащих и глухонемых), логопедия (воспитание и обучение детей с нарушением речи), олигофренопедагогика (воспитание и обучение детей с недостатками и отклонениями в умственном развитии).

В последнее время за этими разделами воспитания закрепляется название коррекционной педагогики.

V. Частные методики или методики преподавания различных учебных дисциплин, изучаемых в школе, техникумах и вузах: языков, математики, физики, химии, истории, литературы и т.д. Также методики воспитания в разных направлениях: физического, художественного, трудового, экологического, нравственного и т.д. Частные методики разрабатывают специфические вопросы обучения: формы, методы, приемы, организацию — по конкретному учебному предмету или особенные формы и методы воспитательной работы по ее важнейшим направлениям.

VI. Сравнительная (компаративная) педагогика — относительно молодая отрасль научно-педагогических знаний. Ее объект — состояние и основные тенденции развития образования в различных странах современного мира, которые она анализирует в сопоставительном плане.

VII. История педагогики изучает развитие воспитания, обучения, школы и педагогической мысли в разные исторические периоды у различных народов и стран с древнейших времен и до наших дней. Она подразделяется на историю зарубежной и отечественной педагогики.

VIII. Этнопедагогика как самостоятельная наука выделилась в середине 70-х годов. Она сформировалась на эмпирической фактологической базе народной педагогики как ее теоретическое осмысление. Она анализирует идеалы, традиции, обычаи, ритуалы воспитания, сложившиеся у разных народов, оценивает их роль в современной воспитательной практике.

IX. Информационная педагогика занимается исследованием информационных процессов в системе воспитания, обучения и управления образованием. Это — молодая, активно развивающаяся, перспективная отрасль педагогики.

Все разновидности педагогики имеют свой предмет исследования и в то же время составляют взаимосвязанную систему, дополняют друг друга и постоянно развиваются.

 

К основным категориям педагогики можно отнести следующие:

Воспитание:

-– в широком значении: целенаправленный  организованный процесс, обеспечивающий  всестороннее, гармоничное развитие  личности, подготовку ее к трудовой  и общественной деятельности.

В узком значении: тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы…

Т.о., воспитание – это целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом.

Обучение – процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого  у последних формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки, выступающие со стороны преподавателя в качестве компонентов содержания, а со стороны учеников – в качестве продуктов усвоения.

Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющим собой становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией.

Но, образование это не только процесс, но и результат обучения.

Это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Т.е., другими словами – это образованность, главный критерий которой – системность знаний и системность мышления.

Формирование – процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в результате воздействия всех без исключения факторов.

Развитие – преобразование, содержащее с одной стороны узлы качественных преобразований, преемственно следующих друг за другом, и линии количественных преобразований, связывающих их между собой.

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Самообразование – система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие.

 

 

38. Образование как способ социализации человека, социокультурные функции образования.

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Современная педагогика изучает социализацию личности на всех возрастных этапах в двух аспектах, во - первых, исследуя сущность относительно социально – контролируемой ее части – воспитания (его тенденции и перспективы, определяя его принципы, содержание, формы и методы), во – вторых, изучает общество как социализирующую среду (выявляя его воспитательные возможности для поиска путей и способов использования и усиления позитивных влияний на человека и нивелирования, коррекции, компенсации негативных).

Рассмотрение социализации с социологической и психологической, точек зрения дает возможность определить два подхода к механизмам социализации: со стороны общества в целом как системы и со стороны личности. Если рассматривать социализацию как процесс социологический, то механизмы социализации  это механизмы, обеспечивающие функционирование общества - системы, воздействующей на своих членов. Поэтому социологический подход к социализации в качестве механизмов социализации рассматривает механизмы воздействия общества на личность. Применительно к личности (психологический подход) механизм социализации показаывает как, каким образом, обеспечивается перевод социального в глубинные структуры личности.

В педагогике, психологии и социологии, выделяется общая тенденция в подходах к изучению проблемы социализации: развитие личности рассматривается  в контексте взаимного влияния индивидуальных особенностей человека и социальной среды в процессе социализации.

Результат социализации – социализированность, то есть сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом, определяется как результативная конформность индивида к социальным предписаниям, вне зависимости от того, представлены ли они как соответствующие статусу ролевые ожидания или требования общества к данному члену общества. Социальные изменения в обществе могут превратить прежде сформированную социализированность в неудачную (переезд, в том числе вынужденный, из страны в страну, из региона в регион, потеря работы, и т.д.), и возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности приспособиться к новым условиям. Поскольку человек заранее не может быть подготовлен к тем разнообразным требованиям, с которыми ему предстоит встретиться, постольку социализированность должна основываться на усвоении им не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.

Но чем глубже усвоены социальные ценности и социальный опыт, чем шире социальные связи, тем богаче и индивидуальная жизнь человека, его возможности самореализации, то есть проявления своих склонностей и способностей. Невозможно описать движение личности в процессе социализации без описания того влияния, которое личность испытывает от процесса индивидуализации: специфика социализации на каждом возрастном этапе предопределена этим влиянием.

В научной литературе очень редки указания на сущность процесса индивидуализации, его специфику, механизмы, результаты и т.д. Одним из немногих, обращенных собственно к процессу индивидуализации личности, является исследование И.И.Резвицкого [2]. Он выделил внешние факторы индивидуализации: дифференциацию – обособление от окружающей среды, в том числе социальной, и интеграцию – включение в систему социальных связей, которые, на его взгляд, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены; и внутренний фактор – централизацию, объединяющую все элементы ее структуры в единую систему, обусловливающую целостный характер индивидуального бытия, которая является одновременно внутренней основой и критерием индивидуализированности личности. Кроме того, он выделил автономизацию – обладание своим собственным способом существования, способностью к самоопределению и саморегулированию – в качестве условия процесса индивидуализации.

В работе [1] определены закономерности и механизмы процессов социализации и индивидуализации. Автор, исследуя основные подходы к индивидуализации в отечественной психологии, делает вывод, что процесс индивидуализации представляет собой динамический процесс, последовательно включающий в себя осознанный отказ от следования норме – обособление или деобъективацию, осмысливание – обращение к индивидуальному неозначенному знанию, или интуитивацию, и, наконец, означивание образа с целью его передачи, включения в социальное знание – экстериоризацию.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"