Если же говорить о социализации,
то здесь неосознанное следование нормам
сменяется объективацией (актуализацией
социальных значений), и затем – интериоризацией
или включением социального знания в систему
индивидуальных смыслов личности.
Следует иметь ввиду, что при
практическом использовании речь идет
не об абсолютной, а об относительной индивидуализации.
В реальной практике работы образовательных
учреждений различных форм собственности,
индивидуализация всегда относительна.
Мы выделяем некоторые причины этой относительности:
реально приходится учитывать индивидуальные
особенности не каждого отдельного слушателя,
а группы учащихся, обладающих примерно
сходными особенностями; учитывать лишь
те особенности, которые важны с точки
зрения учения; учитывать свойства, которые
важны именно для данного слушателя.
Следует обратить внимание,
что обращение к индивидуальным ресурсам
стимулируется, также как и обращение
к социальному опыту, затруднениями, с
которыми сталкивается личность при необходимости
разрешения различных жизненных ситуаций.
Нередко возникает необходимость отказа
от возможности использования известных
путей и обращения к себе, своему непосредственному
опыту.
В то же время, обращение к индивидуальному
и социальному опыту происходит практически
параллельно. Социализация и индивидуализация
не просто сменяют друг друга в зависимости
от этапа постижения действительности,
а переплетаются в решении жизненных задач,
как с использованием социально означенного
знания, так и с использованием индивидуального
знания.
Особый интерес представляют
особенности развития зрелой личности
в контексте взаимодействия социализации
и индивидуализации. Главной особенностью
данного процесса является его обращенность
во внутрь, в глубь личности, то есть зрелость
предстает как период наполнения жизни
смыслом. Это значит, что с определенного
момента процессы социализации и индивидуализации
являются не просто взаимовлияющими процессами,
а единым процессом развития личности.
Особую роль в процессе взаимодействия
социализации и индивидуализации, в ходе
которого формируется личность, адекватная
общественным потребностям своего времени,
играет образование.
Понятие образование – весьма
сложное и многоаспектное. Не вдаваясь
в подробный анализ данного понятия, отметим,
что в самом общем определении образование
– это общественно организуемый и нормируемый
процесс (и его результат) постоянной передачи
предшествующими поколениями последующим
социально значимого опыта, представляющий
собой в онтогенетическом плане становление
личности в соответствии с генетической
программой и социализацией личности.
Роль образования в процессе
социализации и индивидуализации весьма
специфична. Понимание личностью окружающего
природного и социального мира, своего
места в нем формируется под воздействием
двух относительно различных потоков
информации. С одной стороны, оно есть
следствие окружающих социальных условий,
отражения и познания реальных отношений
каждым индивидом, с другой – оно является
результатом усвоенных в процессе обучения
и воспитания знаний, норм, требований,
свойственных общественному познанию
и составляющих совокупный, теоретически
обобщенный и осмысленный опыт общества,
класса или социальной группы.
Убеждения человека, система
его мировосприятия не вытекают непосредственно
из той информации, которую общество сознательно
и целенаправленно адресует своим членам.
Сознание человека формируется в результате
соотнесения усваеваемых знаний с непосредственными
наблюдениями и практикой межличностных
отношений и это является непременным
условием превращения знаний в убеждения,
в устойчивые жизненные установки и привычки
поведения. Однако, то, что процесс формирования
убеждений не является чисто интеллектуальным
и оказывается тесно связанным со всей
практической деятельностью человека,
вовсе не снижает роли образования. Более
того, недостаточно высокий уровень образования
приводит к одностороннему восприятию
реальных отношений, в которые включается
личность.
В итоге отметим, что при всей
многоаспектности и обширности исследований
проблемы социализации и индивидуализации
в педагогике, психологии и социологии,
общей является тенденция изучения развития
личности в контексте взаимного влияния
индивидуальных особенностей человека
и социальной среды. Конечным итогом социализации
является максимальная индивидуализация
социального знания, наполнение его реальным
индивидуальным смыслом; а индивидуализации
- создание социально значимого продукта,
воплощение своей уникальности в социуме.
Роль образования в процессе
социализации и индивидуализации личности
определяется тем, что понимание личностью
окружающего природного и социального
мира формируется под воздействием окружающих
социальных условий, и является результатом
усвоенных в процессе обучения и воспитания
знаний, норм, требований.
Образование выполняет
социокультурные функции, поэтому образование
становится необходимым и важным фактором
развития как отдельных сфер, так и всего
общества.
Основные
функции образования:
1) образование – способ
передачи накопленных знаний человеку,
способ вхождения в мир науки и культуры
2) образование – это
среда общения (образовательная среда,
сформированная в школе, вузе влияет на
выбор правил общения и способов поведения
человека в социальной группе
3) образование – средство
развития и становления человека как личности
и профессионала, это фактор, влияющий
на социальный статус личности, на процесс
ее самоутверждения
4) образование – средство
обеспечения преемственности поколений
5) образование – фактор
социального прогресса, т.к. обеспечивает
взаимосвязь науки и производства
Все эти функции можно
свести к 2: воспроизводство и развитие.
Воспроизводство – воспроизводство
культуры, опыта, деятельности людей и
развития общества и личности. Она осуществляется
посредством теоретических (традиционное,
знаниевой, предметно-ориентированной)
модели образования.
Развитие – универсальной, способной,
деятельностной, инновационной, личностноориентированной.
39. Современное
состояние образования в РБ. Позитивные
и негативные тенденции и особенности
функционирования системы образования.
Система
образования в Республике Беларусь
В соответствии с Законом Республики
Беларусь «Об образовании» государственная
образовательная политика основывается
на следующих принципах:
- приоритетности образования;
- обязательности общего базового
образования;
- осуществления перехода к обязательному
общему среднему образованию;
- доступности дошкольного, профессионально-технического
и на конкурсной основе среднего специального
и высшего образования;
- преемственности и непрерывности
уровней и ступеней образования;
- национально-культурной основы
образования;
- приоритета общечеловеческих
ценностей, прав человека, гуманистического
характера образования;
- научности;
- экологической направленности
образования;
- демократического характера управления образованием;
- светского характера образования.
Под образованием в Законе понимается
процесс обучения и воспитания в интересах
человека, общества, государства, направленный
на сохранение, приумножение и передачу
знаний новым поколениям, удовлетворение
потребностей личности в интеллектуальном,
культурном, нравственном, физическом
развитии, на подготовку квалифицированных
кадров для отраслей экономики.
Образование подразделяется
на основное и дополнительное, включает
в себя все виды и формы образовательной
деятельности.
Большинство исследователей
указывают на существование как позитивных,
так и негативных тенденций в развитии
образования за последнее время.
Позитивные
тенденции:
- гуманизация и гуманитаризация
образовательного процесса, направленные
на переход к гуманным, демократическим
отношениям между педагогами и учащимися;
- вариативность и разноуровневость
содержания образования, введение новых
специальностей и специализаций, учебных
дисциплин;
- разработка новых образовательных
стандартов, учебных планов и
программ;
- дифференциация сети
учреждений образования, становление
негосударственных учреждений образования,
учет социального заказа на
образование;
- переход вузов на двухступенчатую
подготовку специалистов (включая
бакалавров и магистров), отвечающую
международным требованиям;
- обеспечение и управление
качеством образования;
- использование учреждениями
образования дополнительных источников
финансирования.
Негативные
тенденции:
- отрицательное влияние
современной школы на здоровье
учащихся;
- авторитарный стиль преподавания
и руководства учебным заведением;
- унификация образовательного
процесса (ориентация на среднего
ученика, преобладание методов обучения,
направленных на воспроизведение
готовых знаний);
- бюрократизм и формализм
в системе образования (преобладающая
форма обучения в школе - урок;
набор не связанных между собой
предметов в школе);
- недостаточных уровень
качества подготовки выпускников
средней школы;
- отток преподавательских
кадров из системы образования;
- феминизация и старение
преподавательского корпуса;
- кризис воспитания.
Большинство аналитиков и исследователей
отмечают, что выход из образовательного
кризиса требует пересмотра системы образования
и разработки новой образовательной парадигмы.
Целевыми установками такой парадигмы
должны выступать:
- разработка и реализация
содержания обучения, способствующего
развитию способностей быстро
адаптироваться к изменяющимся
условиям жизни, формированию готовности
к постоянному самообразованию
и самосовершенствованию;
- создание и внедрение
технологий, направленных на личностное
развитие каждого учащегося.
40. Понятие развития,
его условия и факторы. Ускоренное
и замедленное развитие.
Развитие личности есть сложное поступательное
движение, в ходе которого происходят
прогрессивные и регрессивные интеллектуальные,
личностные, поведенческие, деятельностные
изменения в человеке. Развитие — это
процесс изменения организма и психики
человека в направлении от низших к высшим
формам жизнедеятельности. Личностное развитие продолжается
всю жизнь, хотя его направление, интенсивность
и качество могут изменяться. Общими характеристиками
развития являются: необратимость, прогресс/регресс,
неравномерность, сохранение предыдущего
в новом, единство изменения и сохранения.
Можно выделить внешние и внутренние
факторы развития личности. Влияние среды,
воспитание и обучение относятся к внешним
факторам развития. Природные же
склонности и влечения, а также вся совокупность
чувств и переживаний человека, которые
возникают под влиянием внешних воздействий,
относятся к факторам внутренним. Развитие
личности является результатом взаимодействия
этих двух факторов.
Результатом развития является становление
человека как биологического вида и как
социального существа. Если человек достигает
такого уровня развития, который позволяет
считать его носителем сознания и самосознания,
способным к самостоятельной преобразующей
деятельности, то такого человека называют
личностью.
Развитие человека сложный, длительный
и противоречивый процесс. Изменения происходят
на протяжении всей жизни, но особенно
интенсивно – в детском и юношеском возрасте.
В целом, чем моложе возраст человека,
тем интенсивнее протекают изменения.
На практике мы сталкиваемся с ускоренным
и замедленным развитием. Акселерация
– это ускоренное физическое и отчасти
психическое развитие в детском и подростковом
возрасте. У педагогов акселерация ассоциируется
не столько с ускоренными темпами физического
развития, сколько с рассогласованием
процессов физического созревания организма
и социализацией личности. В результате
акселерации физическое созревание организма
начинает опережать умственное, социальное,
духовное развитие. Среди причин акселерации
отмечают общие темпы ускорения жизни,
улучшение материальных условий, повышение
качества питания и медицинского обслуживания
и др.
Параллельно с акселерацией отмечается
ретардация – отставание детей в физическом
и психическом развитии, которое обусловлено
нарушением генетического механизма наследственности,
негативным влиянием на процесс развития
канцерогенных веществ, неблагоприятной
экологической среды и превышением радиационного
фона.
41. Воспитание
как фактор развития. Методы, приемы
и средства воспитания.
Единства взглядов в определении процесса
воспитания нет. Выявить его специфику
можно лишь в сопоставлении с процессами
формирования, становления, социализации
личности. Но и для этих процессов нет
пока четких определений. Соотношение
понятий «социализация личности», «формирование
личности» и «воспитание» может быть представлено
следующим образом: социализация есть
процесс усвоения социального опыта, освоения
и присвоения общественных отношений,
продолжающийся всю жизнь индивида и имеющий
определенные стадии: становления и развития
личности. Процесс воспитания — это процесс
формирования, развития личности, включающий
в себя как целенаправленное воздействие
извне, так и самовоспитание личности.
Согласно одной из распространенных
ныне концепций процесс воспитания представляется
как взаимосвязанная цепь развивающихся
воспитательных ситуаций (воспитательных
дел), каждая из которых строится с учетом
результатов предыдущей. При таком понимании
процесс воспитания — это саморазвивающаяся
система, единица которой — развивающаяся
воспитательная ситуация (воспитательное
дело). Развиваются не только воспитанники,
воспитательная деятельность, сам воспитатель,
его взаимодействие с воспитанниками;
развивается целостный объект, который,
будучи системой, есть нечто большее, чем
совокупность компонентов. Так преодолевается
односторонность обособленных подходов
к пониманию воспитания — социологического,
психологического, технологического,
социально-психологического; теория воспитания
приобретает собственный объект исследования.