- эстетические (выражают потребность
человека в прекрасном);
- патриотические (активируют
деятельность человека на пользу Родине);
- профессиональные (активность
вызывается потребностями в сфере
профессиональной деятельности).
По моменту проявления, интенсивности
и продолжительности влияния на активность
человека мотивы подразделяются на:
- постоянно действующие,
длительно действующие и кратковременные;
- сильные, умеренные и
слабые;
- реальные (которые уже
в данный момент побуждают
активность) и потенциальные (уже
сформированные, но еще слабо
проявляющиеся в данный момент,
как замолчавшие вулканы).
По степени осознанности мотивов
человеком:
- осознаваемые (например, желание
встретиться в ближайшее время с партнером
по бизнесу);
- неосознаваемые, или мотивы
низкого уровня осознаваемое™, которые
все же оказывают влияние на
его поведение (например, человек
может стреми ться в какую-то компанию
лишь на основе чувства психологического
комфорта, без осознания самой причины
стремления).
Следует отметить, что выделение
неосознаваемых мотивов из всей их совокупности
вызывает противоречия между представителями
различных концепций, о чем речь пойдет
далее, когда будут рассматриваться свойства
и функции мотивов.
По степени значимости для самого
человека:
- доминирующие (ведущие, первичные),
порождаемые наиболее острыми
потребностями человека;
- второстепенные (вторичные),
порождаемые текущими ситуативными потребностями
человека.
Мотивационная сфера личности
- динамичная система. В процессе жизнедеятельности
индивида изменение этой сферы происходит,
как отмечает Б. Ломов, не «напластовыванием»
одних мотивов на другие, а через их постоянную
трансформацию, смену ведущих, появление
новых.
Направленность личности.
В качестве ведущей характеристики
личности выделяется ее направленность. Существуют разные
определения этого понятия, например,
«динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн),
«смыслообразующий мотив» (А.Н.Леонтьев),
«основная жизненная направленность»
(Б.Г.Ананьев).
Направленность - это совокупность
устойчивых потребностей и мотивов личности,
ориентирующих ее деятельность и определяющих
главное направление ее поведения.
Направленность личности всегда
социально обусловлена и формируется
в процессе воспитания.
Направленность
личности - это установки, ставшие
свойствами личности и проявляющиеся
в таких формах, как влечение,
желание, стремление, интерес, склонность,
идеал, мировоззрение, убеждение. В
основе всех форм направленности лежат
мотивы деятельности.
Установка - готовность, предрасположенность
личности к определенным действиям или
реакциям на конкретные стимулы.
Влечение - психическое состояние, выражающее
недифференцированную, неосознанную или
недостаточно осознанную потребность,
побуждающее человека к соответствующим
действиям.
Желание - состояние осознанной, актуализированной
потребности, сопровождаемое стремлением
и готовностью сделать что-либо конкретное
для ее удовлетворения.
Склонность - специфическая форма проявления
познавательной потребности, обеспечивающая
предрасположенность личности к какой-либо
определенной деятельности.
Убеждение - это система мотивов личности,
побуждающих ее поступать в соответствии
со своим и взглядам и, принципам и, мировоззрением.
26. Личностные
диспозиции: мотивы, потребности, цели.
Я-концепция личности.
Потребности
Потребности – субъективные
явления, побуждающие к Деятельности и
представляющие собой отражение нужды
организма в чем-либо. Все многообразие
потребностей может быть сведено к двум
основным классам:
- биологические (витальные);
- информационные (лежащие в
основе социальных потребностей).
Биологические потребности
являются легко и быстро насыщаемыми.
Регулирующая функция биологических потребностей
ограничена, так как они определяют поведение
в сравнительно небольшие отрезки времени,
в течение кот. происходит удовлетворение
потребностей. Если бы животное или человек
действовали под влиянием только этих
потребностей, то их активность была бы
очень ограниченной.
Информационные потребности
(к ним относятся и познавательные, и социальные)
являются ненасыщаемыми или значительно
менее насыщаемыми по сравнению с биологическими
потребностями. Поэтому их регулирующая
функция по отношению к поведению ч-ка
является неограниченной.
Биологические потребности
имеют индивидуалистический, эгоцентрический
характер, ставят особь в конкурентные,
враждебные отношения с другими особями.
Информационные потребности, как правило,
не ведут к возникновению конкурентных
отношений между людьми. Удовлетворение
информационной потребности за счет какого-либо
объекта никак не сказывается на самом
объекте. Эта потребность имеет вторую
сторону: поделиться информацией с другими
людьми.
Мотивы.
Мотив – это побуждение к действию.
Мотив — это внутренняя движущая
сила, которая понуждает человека к деятельности.
Мотивы деятельности и поведения человека
генетически связанны с его органическими
и культурными потребностями. Потребности
порождают интересы, направленность личности
на определенные объекты с целью познания
и овладения ими.
Побуждениями к деятельности
могут быть материальные потребности
(потребности в пище, одежде, жилье) и духовные,
культурные потребности (познавательные,
общественно-политические, эстетические).
Мотивация деятельности бывает близкой
(осуществить желательное в ближайшем
времени) и отдаленной (когда осуществление
желательного планируется на длительное
время).
Различают мотивы и по уровнем
осознания. Бывают ярко и четко осознанные
мотивы — обязанности перед коллективом,
ответственность, дисциплинированность
и др. Но во многих случаях действуют неосознаваемые
побуждения, например, привычки, предубежденное
отношение к определенным фактам жизни,
людям и т.п. Однако, независимо от меры
осознания мотива деятельности, он является
решающим фактором в достижении поставленной
цели.
Цели и мотивы деятельности
человека определяются условиями жизни,
производственными, учебными, игровыми
отношениями. Между целями и мотивами
деятельности существует определенная
связь. С одной стороны, цель и мотивы понуждают
человека к деятельности, определяют ее
содержание и способы выполнения, а с другой
— они и формируются в процессе деятельности,
под влиянием условий, в которых она происходит.
В процессе деятельности возникают и развиваются
новые потребности и интересы, идеалы
и убеждения — производственные, умственные,
эстетические, спортивные.
Цели.
Цель — это то, к чему стремится
человек, для чего он работает, за что борется,
чего хочет достичь в своей деятельности.
Без цели сознательная деятельность невозможна.
Цели человеческой деятельности
возникли и развивались исторически, в
процессе труда. Они порождаются общественной
жизнью, условиями, в которых живет человек.
Они зависят от исполняемых человеком
ролей, общественных поручений, от его
развития и индивидуальных особенностей.
Цели бывают близкими и отдаленными. Отдаленная
цель реализуется через достижение ряда
ближайших, частичных целей, которые шаг
за шагом ведут к ее осуществлению в перспективе.
Общественно важная, содержательная
цель становится источником активности
личности. Только большая цель рождает
большую энергию. Такая цель вызывает
единство умственной, эмоциональной и
волевой деятельности, целенаправленной
сосредоточенности сознания на поставленных
целях. "Рефлекс цели", как писал И.П.
Павлов, имеет огромное жизненное значение,
он является основной формой жизненной
энергии человека.
Жизнь красива и сильна у тех,
кто все время стремится к определенной
цели. Как только исчезает цель, жизнь
становится бесцветной и скучной.
Я-концепция личности
С тенденцией самоактуализации связан
процесс формирования «Я-концепции» личности,
который особенно активно идет в период
ранней взрослости.
«Я-концепция» человека
– представление о самом себе, система
установок относительно собственной личности.
Таким образом, Я-концепция формируется
в связи с самореализацией личности, стремление
к актуализации – мотивирующий стимул
развития Я-концепции.
Однако у взрослого человека этот процесс
в большей мере контролируется принятыми
личностью социальными (культурологическими,
нравственными и др.) понятиями и ценностями.
В соответствие с представлениями, устремленностями,
критериями оценки определенных социальных
групп, к которым относится личность, у
нее возникают различные представления
относительно личной направленности и
способов самоактуализации. Я-концепция
включает в себя, следовательно, и то, что
связано с определенными стремлениями
в самоактуализации. Таким образом, возникает
конфликт взаимообусловленности.
Личный опыт не всегда согласуется с
Я-концепцией. Это рассогласование воспринимается
как угроза Я-концепции. Ситуация, когда
человек чувствует, что его Я-концепция
находится под угрозой, негативно сказывается
на эмоциональном благополучии и вызывает
переживание несчастья. В зависимости
от степени угрозы, которую несет собой
опыт, человек может защищать свою Я-концепцию,
отвергая опыт или искажая его восприятие.
Люди, в особенности взрослые, психологически
благополучны в той степени, в какой их
представление о себе позволяет им воспринимать
важный для них опыт. Эту возможность обеспечивает
константное ядро Я-концепции.
Константное ядро Я-концепции (основные
представления о себе) полноценно функционирующих,
или самоактуализирующихся, взрослых
людей должно включать, согласно системе
взглядов К.Роджерса и А.Маслоу: открытость
для опыта, рациональность, личную ответственность,
чувство собственного достоинства, способность
к установлению и поддержанию хороших
личных отношений и ведению этичного образа
жизни. В соответствии со взглядами этих
представителей гуманистического направления
в психологии, вышеперечисленные составляющие
Я-концепции должны обеспечить человеку
возможности переживания счастья.
«Оболочка» Я-концепции взрослого включает
в себя многофакторный Я-образ, а также
меняющиеся положительные и отрицательные
самооценки. Я-образ включает в себя совокупность
чувственных образов (ощущений, восприятий,
представлений) и характерных образов
действий человека по отношению к самому
себе и другим.
Различие между Я-образом и Я-концепцией
состоит в том, что Я-концепция взрослого
не всегда соответствует его собственному
Я-образу, отражающему преимущественно
личностные переживания. Конгруэнтность
Я-концепции – соответствие, состояние
гармонии, которое ощущается, когда нет
несоответствия между переживаниями человека
и его Я-концепцией – достигается посредством
самоактуализации.
Таким образом, состояние гармонии между
представлениями человека о себе, его
потенциалом («ядро» Я-концепции) и Я-образом
(непосредственно тем, что человек являет
собой и те чувства, которые это вызывает)
– конгруэнтность Я-концепции, достигается
посредством самоактуализации. Именно
ощущение баланса, гармонии, соответствия
между потенциалом человека и реальной
действительностью является условием
эмоционального благополучия, фактором,
обуславливающим переживание счастья.
Мы представили данную мысль в графическом
виде (рис.4).
Я-концепция
Оболочка» Я-концепции
Константное «ядро»
Я-образ
Я-концепции
(положительные
(основные представления
и отрицательные
человека о себе)
самооценки)
динамичность во
времени
Рис.
4.
Необходимо отметить, что в Я-образе взрослых
молодых людей имеются гендерные различия.
Из обобщения экспериментальных исследований
отечественных и зарубежных ученых И.С.Кон
делает вывод, что мужской Я-образ содержит
преимущественно информацию о значимости
Я в трудовых, деловых, спортивных и сексуальных
сферах. Молодые женщины в Я-образе отражают
преимущественно то, на сколько они внешне
привлекательны. Молодые мужчины склонны
переоценивать свои качества, будь то
положение в группе или личные способности.
Женские самооценки обычно скромны и реалистичны.
С точки зрения И.С.Кона, завышенные самооценки
помогают мужчинам соответствовать стереотипам
маскулинности.
Согласно Т. В. Андреевой, у мужчин Я-концепция
отличается большей направленностью на
самоактуализацию в творчестве, а Я-образ
моделирует и осознает себя преимущественно
в сферах: «работа», «любовь», «познание»,
с некоторым игнорированием Я-образа,
связанного с семейными ролями.
У женщин Я-концепция, наряду с «мужскими»
типами направленности самоактуализации
(познание, творчество), содержит и специфические
женские модели Я-образа, связанные с семьей,
любовью, материально обеспеченной жизнью.
Для многих женщин такой «саморазвивающийся
прогноз» совпадает с их реальным Я-образом.
Н. Н. Обозов на основании исследований
ряда авторов подчеркивает следующие
психологические гендерные различия.
Существуют различия между полами по отношению
к похвале и вознаграждению. Женщина, даже
если она понимает, что работа сделана
хорошо, все равно испытывает потребность
в том, чтобы работа была отмечена окружающими
людьми. Мужчины тоже любят получать вознаграждения
за свой труд, но если мужчина уверен, что
он сделал хорошую работу, то он будет
иметь высокое мнение о себе даже в том
случае, если его работа не признается
окружающими. Мужчины более независимы
в самооценке от мнения окружающих.
Наряду с этим, женщины больше, чем мужчины,
нуждаются в интимности и доверительности
отношений с конкретным человеком. Это
позволяет считать, что Я-концепция женщин
более индивидуализирована, в отличие
от мужской – более социализированной.
Если реальный Я-образ женщины достаточно
далек от идеальной модели Я-образа (например,
женщина не имеет доверительных личных
отношений), то она чувствует свою ущемленность
больше, чем мужчина. Кроме того, женщины
чаще используют психологические защиты
(стабилизирующие Я-концепцию), маскирующие
самовосприятие неудовлетворенной реальности.
Способность сублимироваться также лучше
развита у женщин (например, общение с
ребенком), в то время как психологические
защиты мужчин более прямолинейны в своей
рациональности или иррациональности
(например, алкоголизация).