Перечислим приемы и способы
процесса воображения.
1. Агглютинация
— «склеивание», комбинация, слияние отдельных
элементов или частей нескольких предметов
в один образ. К примеру, образ водяной
русалки в народных представлениях создался
из образов женщины (голова и туловище),
рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).
2. Акцентирование
или заострение — выделение
и подчеркивание какой-либо части,
детали в создаваемом образе. Карикатуристы
выделяют самое существенное в образе,
меняя пропорции: болтуна изображают с
длинным языком, любителя поесть наделяют
объемистым животом.
Гиперболизация — увеличение или уменьшение
предмета, изменение количества
частей предмета или их смещение. Например,
многорукий Будда в индийской религии,
драконы с семью головами, одноглазый
циклоп.
Схематизация — сглаживание различий предметов
и выделение черт сходства
между ними. Так создаются национальные
орнаменты и узоры,
элементы которых заимствованы из окружающего мира.
Типизация — выделение существенного,
повторяющегося в однородных явлениях,
и воплощение его в конкретном образе.
Воображение различается
у людей по нескольким признакам:
- яркости образов;
- степени их
реалистичности и правдивости, новизне,
оригинальности;
- широте воображения;
- произвольности,
т.е. умению подчинять воображение
поставленной задаче (высокоорганизованное
и неорганизованное воображение);
- типу представлений,
которыми преимущественно оперирует
человек (зрительные, двигательные и т.д.);
17.ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И ИХ
КЛАССИФИКАЦИЯ.ПОНЯТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ.ХАРКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ
СОСТОЯНИЙ
18.Общая характеристика
эмоциональной сферы человека. классификация
эмоциональных состояний
Эмоциональная сфера личности:
- эмоции
- чувства
- эмоциональные состояния (фрустрация,
настроение, аффект, страсть, стресс)
Эмоции представл собой один
из немногих факторов внутренней жизни
чел-ка, кот легко обнаруживаются довольно
точно понимаются др людьми. В повседневности
с эмоциональными проявлениями связывают
все внешние реакции человека на происходящее
вокруг него и с ним.
Эмоция в перев с лат означает
«потрясаю», «волную».
Эмоциями наз переживания чел-ком
своего отношения к тому, что он делает
или познает, к др людям, к самому себе.
Эмоции -отношение человека
к миру, к тому, что он испытывает и делает,
в форме непосредственного переживания;
простое, непосредственное переживание
в данный момент времени.
Чувства:
- Более сложное, постоянное,
устоявшееся эмоциональное отношение
человека.
- Предметны
- Свойственны только человеку
- Социально-обусловлены (чувства
долга, достоинства, стыда, гордости)
Св-ва эмоций:
- влияние их на физиологические
процессы.
- в эмоции всегда содержится
оценка действительности, причем
оценка субъективная – действительность
оценивается, исходя из потребностей
самого человека,
-тесная связь с потребностями,
- эм возникают непроизвольно,
и наша способность их регулировать огранич,
- эм ориентирована на предмет,
имеет опред направленность,
- эм не в полной мере осознаются
чел, это касается как их направленности,
так и самого их наличия и знака.
- эм могут генерализироваться,
т.е. переноситься на сходные объекты или
на всю ситуацию целиком.
Классификация эмоций (из лекции):
-по их содержанию (страх,
радость, стыд, гнев, интерес, отвращение
и т.п.),
-по знаку (положительные
или отрицательные),
-по влиянию на уровень
активности (возбуждающие или подавляющие),
-по влиянию на деятельность
(организующие или дезорганизующие),
-по характерным особенностям
динамики (эмоциональный тон ощущения,
настроение, чувство, аффект).
Эмоциональный тон ощущений
- простейшая эмоциональная оценка стимулов,
воздействующих на рецепторы, обычно по
параметрам удовольствия – неудовольствия.
Эмоции чел-ка различ большим
разнообр оттенков и св-в. Класифиц их
можно след образом.
Эмоции:
- Ситуативные (радость, страх, волнение, досада);
- Познавательные (интерес, удивление);
- Социального взаимодействия
(обида, гнев, жалость, смущение).
Все эмоции (и чувства) делятся
на две основные группы:
- Выраж положительное отношение чел-ка к объектам и явлениям действ-ти (удовольствие, радость, восторг, любовь и др);
- Вызыв отрицательную реакцию чел-ка на что-либо (боязнь, испуг, страх, ужас, ненависть, горе и др).
Таким обр, положительные эмоции
– принятые для чел-ка чувства, отрицательные
– непринятые.
Эмоции (и чувства) выполняют
в жизни чел различные ф-ции:
- Оценивающую- положительные и отрицательные эмоции показывают, как чел относится к чему-либо и оценивает это (недовольство, стыд и др);
- Побуждающую – чувства чел могут подтолкнуть к действию, а могут препятствовать этому;
- Регулятивную – то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.
19.Понятие темперамента.
Свойства темперамента. Типы темперамента
иих характеристика.
Темперамент является одним из наиболее
значимых биологически обусловленных
свойств личности. Интерес к данной проблеме
возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был
вызван очевидностью существования индивидуальных
различий людей, которые обусловлены
особенностям и биологического и физиологического
строения, повторимостью социальных связей
и контактов.
Темперамент (лат. temperamentum, являющийся переводом греч. krasis - надлежащее
отношение частей) - это совокупность
соответствующих динамических свойств
поведения, своеобразно сочетающихся
в каждом индивиде.
В Древней Греции (Гиппократ в V
в. до н. э.) предполагали,
что определенное отношение жидкостей
организма (крови: лат. sanguis - сангвиник,
желчи - лат. chole - холерик,
черной желчи - лат. melainachole - меланхолик,
слизи - лат. Phlegma - флегматик)
является причиной различий в психике
и поведении человека. Эти названия темпераментов
(сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик)
сохранились до сих пор, но прежние представления
об органической основе психологических
различий между людьми имеют теперь чисто
исторический интерес.
Представления о биологических
основах темперамента менялись на протяжении
веков. Согласно конституционной
типологии Э. Кречмера (ХIХ
в.), темперамент человека объясняется
особенностям и его телосложения, и всоответствии
с этим выделяются следующие названия
темпераментов: шизотимик,
иксотимик, циклотимик.
Э. Кречмер выделял четыре
конституциональных типа: лептосоматик,
атлетик, пикник и диспластик.
Лептосоматик характеризуется
хрупким телосложением, высоким ростом,
плоской грудной клеткой. Плечи узкие,
ноги длинные и худые.
Атлетик — человек с развитой мускулатурой,
крепким телосложением, характерен
высокий или средний рост, широкие плечи,
узкие бедра.
Пикник — человек с выраженной
жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется
малым или средним ростом, расплывшимся
туловищем с большим животом и круглой
головой на короткой шее.
Диспластики — люди с бесформенным,
неправильным строением тела. Индивиды
этого типа характеризуются различными
деформациями телосложения (например,
чрезмерный рост, непропорциональное
телосложение).
С первыми тремя
типами строения тела Э. Кречмер соотнес
три выделенных им типа темперамента,
которым он дал следующие наименования: шизотимик,
иксотимик и циклотимик.
Шизотимик, имеющий лептосоматическое
(астеническое) телосложение, замкнут,
склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив
к изменению установок и взглядов, с трудом
приспосабливается к новой обстановке.
В отличие от него, иксотимик, обладающий
атлетическим телосложением, проявляет
себя как спокойный, маловпечатлительный
человек со сдержанными мимикой и жестами,
с невысокой гибкостью мышления. Он часто
характеризуется мелочностью. У циклотимика,
который обладает пикническим телосложением,
эмоции колеблются между радостью и печалью,
он легко контактирует с людьми и реалистичен
во взглядах.
Едва возникнув,
конституциональные концепции стали объектом
острой научной критики. Основной недостаток
этого подхода состоит в том, что в нем
недооценивается, а иногда просто игнорируется
роль среды и социальных условий в формировании
психических свойств индивида.
Решающий сдвиг в понимании
биологических основ темперамента произошел
благодаря работам И. П. Павлова. Он
доказал, что в основе темперамента лежат
особенности функционирования нервной
системы. Его работы явились основой для
разработки дальнейших экспериментальных
исследований темперамента В. Д. Небылицыным,
Б. М. Тепловым, В. М. Русаловым.
20.ПОНЯТИЕ О
ХАРАКТЕРЕ .СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА.АКЦЕНТУАЦИИ
ХАРАКТЕРА.
Характер (греч. charakter- чеканка,
примета, особенность) - это совокупность
устойчивых психических свойств и особенностей
человека, в которых выражаются способы
его поведения и способы эмоционального
реагирования в определенных жизненных
условиях и обстоятельствах.
Главная особенность характера
как психического феномена состоит в том,
что характер человека
проявляется в деятельности:
1) как человек относится
к другим людям (общительность, принципиальность,
правдивость, тактичность);
2) как человек относится
к себе (себялюбие, эгоцентризм, самоотверженность),
3) как человек относится
к делу (добросовестность, исполнительность,
энтузиазм, ответственность);
4)как человек относится
к вещам (аккуратное обращение, неаккуратное
обращение).
Индивидуальные особенности,
образующие характер человека, относятся:
- к воле (решительность, уверенность,
неуверенность);
- к чувствам (жизнерадостность,
угнетенность);
- к особенностям мышления
(легкомыслие, вдумчивость).
Следовательно, различают в структуре
характера следующие черты (по Н. Ф. Фиденко):
интеллектуальные черты (сообразительность, любознательность);
эмоциональные черты (впечатлительность);
волевые черты (решительность).
Черта
характера - психические свойства
человека, определяющие его поведение
в типичных ситуациях.
Акцентуация
характера - это чрезмерная
выраженность отдельной черты (или отдельных
черт) характера на фоне других, как результат
усиления одних черт и ослабления других.
Понятие «акцентуация»
было введено в психологию К. Леонгардом.
Классификация типов акцентуаций характера представляет
значительную сложность и не совпадает
у разных авторов (А. Е. Личко, Э. Фромм).
Все исследователи
характера отмечают, что он может быть
выражен в большей или меньшей степени.
Это относится и к чертам характера, каждая
из которых имеет разную количественную
степень выраженности.
Чрезмерная выраженность отдельных
черт характера и их сочетаний, крайние варианты
нормы рассматриваются исследователями
как акцентуации характера. Отклонение
акцентуаций от средней нормы порождает
для их носителей некоторые проблемы и трудности.
Слабые места каждого
характера надо знать, чтобы избегать
неправильных шагов, излишних нагрузок
и осложнений на работе, в учебе и в семье.
Немецкий ученый К. Леонгард выделяет
12 типов акцентуаций характера. Его классификация
основана на оценке стиля общения человека
с окружающими людьми. Типы акцентуаций
характера разбиваются К. Леонгардом на
две группы по принципу акцентуации свойств
либо характера, либо темперамента. К акцентуации
свойств характера К. Леонгард относит демонстративный,
педантичный, застревающий и возбудимый
типы. Остальные варианты акцентуаций (гипертимный, дистимный,
циклоидный, тревожный, эмотивный, экзальтированный,
экстравертированный и интровертированный)
он относит к акцентуациям
темперамента.
21.ПОНЯТИЕ О
СПОСОБНОСТЯХ.ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ
Способности - индивидуально-психологические
особенности человека, определяющие успешность
выполнения деятельности (ряда деятельностей),
обусловливающие легкость и быстроту
обучения новым способам и приемам деятельности,
однако не сводимые к знаниям умениям и навыкам.
За время научного изучения
способностей было сделано большое количество
попыток создать различные классификации
видов способностей.