Шпаргалка по "Психологии активности и поведения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 13:51, шпаргалка

Краткое описание

1. Виды активности в психологии.
В психологии активность – процесс активного взаимодействия чел-ка (субъекта) с окружающим миром. Поведение можно опр-ть как сис-му любых (идеальных или реальных) психомоторных актов (действий); как активность, возникающую при взаимодействии чел-ка и среды и обеспечивающую прямое или непрямое удовлетворение потребности.
В психологии различают произвольную и непроизвольную активность в зависимости от их соответствия интенции переживающего или действующего субъекта, от контроля их целесообразности и коррекции (или возможности такой коррекции).

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры Пси. активности и поведения.docx

— 87.17 Кб (Скачать файл)

1. Виды активности в психологии.

В психологии активность – процесс активного взаимодействия чел-ка (субъекта) с окружающим миром. Поведение можно опр-ть как сис-му любых (идеальных или реальных) психомоторных актов (действий); как активность, возникающую при взаимодействии чел-ка и среды и обеспечивающую прямое или непрямое удовлетворение потребности.

В психологии различают произвольную и непроизвольную активность в зависимости от их соответствия интенции переживающего или действующего субъекта, от контроля их целесообразности и коррекции (или возможности такой коррекции).

Произвольной активностью можно назвать поведение чел-ка, когда известно, что отдельные ее стадии согласуются с меняющимися условиями ситуации и продолжаются ровно столько, сколько необходимо для достижения определенного результата. Отличительными особенностями активности являются: намеренность, осознанность преследуемой цели, возможность контроля над ходом разворачивающихся процессов.

Непроизвольная активность возникает без предварительного намерения чел-ка, она вызывается какими-либо внешними причинами и осуществляется без сознательного усилия. Непроизвольными являются единицы активности, связанные с когнитивными процессами или переживаниями типа сна, фантазий или грез, когда чел-к предается размышлениям. К непроизвольному поведению относятся как чисто рефлекторные действия (например, мигательный, глотательный, рвотный рефлексы и ориентировочная реакция), так и условные сигнальные реакции (условные рефлексы).

 

2.Параметры личностной детерминации действий.

Такие специфические св-ва чел-ка как потребности, мотивы, установки и др., в первую очередь, мотивационные факторы определяют индивидуальные различия в человеческих действиях и поведении в различных ситуациях. В данном случае следует вести речь о личностной детерминации действия. Чтобы сделать вывод о личностной детерминации действий чел-ка следует опираться на сл. параметры.

Параметр 1. Степень соответствия данного действия действиям др. людей (индивидуальные различия). Чем меньше действие чел-ка согласуется с действиями большинства людей в той же ситуации, тем в большей степени оно обусловлено личностными факторами. Любую несогласованность или нарушения культуральных нормативов и традиций можно отнести к действиям, детерминированным личностными факторами. Феномен «белой вороны» – хорошая иллюстрация этого.

Параметр 2. Степень соответствия данного действия действиям чел-ка в др. ситуациях (стабильность по отношению к ситуациям). Чем однотипнее действует чел-к в различных ситуациях, тем сильнее его поведение обусловлено личностными факторами.

Параметр 3. Степень соответствия данного действия действиям чел-ка в аналогичных ситуациях в прошлом (стабильность во времени). Чем чаще и чем заметнее чел-к со временем при повторных ситуациях меняет свое поведение, тем в большей степени оно детерминировано личностными факторами (при условии, что на ситуацию не влияют дополнительные внешние обстоятельства).

По мере того как по всем трем параметрам действие становится все более индивидуальным, оно все в меньшей степени начинает определяться внешними обстоятельствами и все сильнее зависит от своеобразия или личностных особенностей чел-ка.

 

3.Индивид и ситуация. Взаимодействие индивида с ситуацией.

Рассматривают 6 вариантов взаимодействия личности с ситуацией:

1)соответствие личности и ситуации.  Экспериментальные данные показывают, что некоторые люди подходят лучше к одним ситуациям, чем к др., т.е. различные люди неодинаково реагируют на одну и ту же ситуацию. Взаимодействие чел-ка и ситуации определяется тем, что люди могут по-разному адаптироваться к различным особенностям ситуации из-за того, что ситуация удовлетворяет их разные потребности или имеет различный личностный смысл. Соответствие чел-ка и ситуации хар-т степень, в кот. они совместимы. В рез-те эмпирических исследований установлено, что чел-к чувствуют себя не удовлетворенным, если оказывается плохо приспособленным к ситуации, если личность соответствует ситуации, то она будет удовлетворена и действовать эффективно.

2)выбор личности и ситуации. В некоторых случаях  ситуации выбирают личность. Это происходит ввиду того, что каждая ситуация имеет свои требования к допуску того или иного типа личности. Особенно это ярко становится видно при проведении профессионального отбора. 

3)выбор ситуации и личностью. Люди склонны выбирать свои ситуации. Выбор ситуации основывается на возможностях, кот. она предоставляет.  Выбираются ситуации, кот. позволяют в большей степени реализовать собственные потребности.

4)стимулирование различными ситуациями различных компонентов личности. Различные ситуации стимулируют различные переживания, цели, убеждения у каждого чел-ка. Экспериментально установлено, что даже особенности ситуации кот. не осознаются чел-ком могут сильно влиять на его действия.

5)личность изменяет ситуацию. Как правило, люди реорганизуют ситуацию или изменяют ситуацию, чтобы достичь собственной цели. В данном случае речь идет об активной адаптации.

6) ситуация изменяет  личность. Иногда люди очень сильно включаются в ситуацию и в рез-те меняются их потребности, интересы, установки, системы ценностей.

 

4.Взаимодействие как процесс взаимовлияния.

Взаимодействие можно трактовать так, что личностные особенность и особенности ситуации не противостоят друг другу, как внешние и внутренние. И внешние, и внутренние представлены нам в когнитивных схемах. Когнитивные схемы постоянно участвуют в др. различных процессах, конструируются, реконструируются. Эти процессы включают действия, а также обратную связь по поводу действия.

В 1977 г. – были сформулированы 4 базисных элемента понятия взаимодействия:

1. Актуальное поведение  – это функция непрерывного, многонаправленного процесса взаимодействия или обратной связи между индивидом и ситуациями, кот. он включен.

2.В этом процессе индивид  выступает активным деятелем, преследующим  свои цели.

3.На личностной стороне  взаимодействия, существенными причинами  поведения оказываются когнитивные  и мотивационные факторы.

4.На стороне ситуации  решающей причиной становится  то психологическое значение, которое  ситуация имеет для индивида.

 

 

5.Поведение: ситуация и действие.

При восприятии ситуации возникает несколько проблем её фиксации и описания:

1.Фрагментальность восприятия. Требуется определение той части  актуального окружения чел-ка, кот. он регистрирует.

2.Простота/сложность воспринимаемой  инф-ции.

3.Способ описания ситуации. Способ описания ситуации зависит  от психологической теории, кот. придерживается исследователь.

Выделяют 3 сис-мы описания ситуации: 1)Физикалистская – описание ситуации на ур. телесных ощущений; 2) Интерсубъектное сообщение – это описание ситуации на основе согласованного мнения нескольких наблюдателей; 3)На основе субъективных особенностей – это описание ситуации на основе того, как она воспринимается данным индивидом.

4.Определение границ. Существенной  проблемой явл-ся сложность определения, где проходит граница между индивидом и его окружением. Часто еще отождествляют с поверхностью тела, но внутреннее состояние, представленное нам в переживаниях (голод, жажда, боль), воспринимаются как нечто внешнее, и поэтому могут быть отнесены к ситуации.

Проблемы, возникающие при описании понятия «действие»: 

1.Избирательность восприятия. Важным является то, в какой  степени чел-к обращает внимание  на свои действия. При всей  осознанности действия, внимание  обычно направлено на те фрагменты  действия, кот. представляются значимыми.

2.Система описания действий. При описании действий необходимо  определится с системой описаний. При физиологическом рассмотрении  к действиям относят, например, изменение  электрического сопротивления кожи, моторная активность. Если рассматривать  действие с точки зр. субъективного внутреннего восприятия, то к действиям можно отнести представления, мыслительные процессы и т.д.

3)Хар-ки действия. Характеризуя действие можно опр-ть насколько элементарны и сложны, структурированы, протяжены во времени единицы активности.

 

6.Влечения как движущая сила поведения.

Согласно Фрейду, мотивация чел-ка полностью основана на энергии возбуждения проводимого телесными потребностями. Основное количество психич. энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, т.к. умственная деятельность позволяет снижать ур. возбуждения, вызванного потребностью. Влечения – это психические образы телесных потребностей. Во влечениях проявляются врожденные состояния возбуждения на ур. организма, требующие выхода и разрядки. Любая активность опр-ся влечением. Влияние влечения м.б. как прямым, так и скрытым. Удовлетворением влечения является конечной причиной любой активности.

По Фрейду, перед психологией стоит задача – вскрыть динамику влечений, кот. лежит в основе поведения живых существ. За этой динамикой стоит бессознательное. И даже содержание сознания представляет собой производную от непрерывной деятельности бессознательного. И, т.о., человеческая деятельность построена не на пассивном реагировании организма на окружающую среду, а на активном противоборстве заложенных в живом существе сил.

По Фрейду, нервная сис-ма является аппаратом, ф-ции кот. являются устранением накопившегося напряжения, снижение его до более низкого ур. и поддержание его на опр. уровне. Равновесие в организме тем выше, чем ниже ур. накопившегося раздражения. Снижение ур. напряжения сопровождается чувством удовлетворения, повышение  напряжения сопровождается чувством неудовлетворения.

 

7.Характеристики влечений с точки зрения психоанализа.

Влечения – это психические образы телесных потребностей.

Любое влечение имеет 4 хар-ки:

1) Источник влечения — состояние организма или потребность, вызывающие это состояние.

2) Цель влечения всегда состоит в редукции (устранении) возбуждения, вызванного потребностью.

3) Объект – любой чел-к, предмет в окр. среде или что-то в собственном теле индивида, обеспечивающее удовлетворение влечения. Объект – это не только конкретный чел-к, предмет или условие, удовлетворяющее потребности; он также вкл. поведение, направленное на поиск необходимого предмета или условия.

Фрейд выделял в своих работах 2 влечения: сексуальное и агрессивное, затем в более поздних работах, он влечение разделил на 2 группы: влечение к жизни и влечение к смерти. Практически любой поведенческий процесс в психоанализе может быть описан в терминах котексиса и антикотексиса. Котексис – привязка энергии к объекту.  Антикотексис – это препятствие мешающее удовлетворению влечения.Взаимодействие между котексисом и антикотексисом, между выражением и торможением явл-ся основанием психоаналитической сис-мы активации.

В жизни чел-ка при выборе объекта влечения может происходить смещение. Смещенная активность имеет место тогда, когда выбор нужного объекта для удовлетворения влечения невозможен.

4) Стимул (напряжение) – количество энергии, кот. требуется для удовлетворения влечения. Оно м.б. оценено косвенным образом путем наблюдения количества и видов препятствий, кот. предстоит преодолеть чел-ку в поисках конкретной цели.

 

8.Закономерности проявления влечений с точки зрения психоанализа

1.Влечения могут проявлять  себя по-разному. Если при большой  интенсивности влечения отсутствует  объект для удовлетворения, то  неосуществившееся желание проникает  в сознание в виде представлений  о прежнем удовлетворении влечений. Влечения могут смещаться на  др. объекты, могут сублимировать  и вытесняться, при этом всё  равно оказывая влияние на  переживания.

2.Психическая жизнь –  постоянный конфликт противоречивых  тенденций внутри личности, представленный  в виде иерархии 3 мех-мов:

«Оно»(«Ид») –источник побудительной энергии. Связано с влечениями, со всем психическим, что является врождённым или возникает после рождения ребёнка. «Оно» связано с телесными процессами, откуда черпает свою энергию. «Оно» отражает внутренний мир субъективных переживаний и ничего не знает об объективной реальности. С возникновением влечения чел-к переживает дискомфортное состояние напряжения. «Оно» использует 2 процесса для снижения ур. дискомфорта: рефлекторные действия (сразу снижающие напряжение) и более сложные действия (первичные процессы).

«Я» («Эго») – появляется в связи с тем, что потребность организма требуют соотв. взаимодействий с миром объективной реальности. «Я» различают внутреннее и внешнее. «Я» подчиняется принципу реальности: сдерживает разрядку напряжения, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения потребности. «Я» действует посредством вторичного процесса. «Я» называют исполнительной инстанцией личности, т.к. «Я» отбирает из среды то, чему действие должно соответствовать, и решает, какие влечения могут быть удовлетворены и каким образом.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии активности и поведения"