Шпаргалка по "Психологии активности и поведения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 13:51, шпаргалка

Краткое описание

1. Виды активности в психологии.
В психологии активность – процесс активного взаимодействия чел-ка (субъекта) с окружающим миром. Поведение можно опр-ть как сис-му любых (идеальных или реальных) психомоторных актов (действий); как активность, возникающую при взаимодействии чел-ка и среды и обеспечивающую прямое или непрямое удовлетворение потребности.
В психологии различают произвольную и непроизвольную активность в зависимости от их соответствия интенции переживающего или действующего субъекта, от контроля их целесообразности и коррекции (или возможности такой коррекции).

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры Пси. активности и поведения.docx

— 87.17 Кб (Скачать файл)

«Сверх-Я» («Супер-Эго») – это внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в кот. они интерпретируются для ребёнка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний. Стр-ра функционирует, чтобы контролировать поведение в соответствии с правилами общества. Т.е. поощряем хорошее поведение и порицаем плохое. «Сверх-Я» служит для совершенствования чел-ка, а не для удовольствия. Основная задача «Сверх-Я» – оценить правильность/неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов санкционированных обществом (принцип долженствования). «СверхЯ» постоянно блокирует удовлетворение инстинктивных потребностей.

3. Взрослая личность –  рез-т истории влечений, где особое  место занимает детство. Препятствия, возникающие на пути удовлетворения  влечений, особенно в раннем детстве, имеют серьёзные последствия  и причиняют сильный ущерб  способности чел-ка работать и любить.

4.Развитие влечений проходит  несколько психосексуальных фаз, в соответствии со сменой, так называемых, эрогенных зон: 1)оральная фаза – буквально сосание, глотание, жевание, кусание – тенденция к поглощению и насыщению; 2)анальная фаза – связана с работой кишечника – тенденция к удержанию и выделению, к контролю собственного поведения; 3)фаллическая и генитальная фазы – связана с работой половых органов – тенденция к доминированию, к проявлению власти, к контролю поведения др. людей.

5. При нормальном развитии  влечений происходит идентификации  с родителем одного с ребёнком  пола. Это приводит к усвоению  моральных норм, связываемых с  одним из родителей, и тем самым  к образованию совести (или «Сверх-Я»).

 

9.Ошибочные действия с точки зрения психоанализа.

В поведении чел-ка часто наблюдаются так наз. ошибочные действия. З. Фрейд разделял их на три группы.

1 группа: оговорки (когда  чел-к хочет что-то сказать, но  говорит что-то другое), описки, опечатки, очитки (когда чел-к читает не  то, что написано), ослышки (когда  чел-к слышит не то, что говорят);

2 группа: в основе явлений  второй группы лежит временное  забывание:

  • забывание имён (названий, адресов, телефонных номеров, дат значимых событий и т.д.), т.е. когда чел-к не может вспомнить инф-цию, кот. знает и обычно вспоминает;
  • забывание впечатлений (когда чел-к не может вспомнить эмоц. переживания, кот.сопровождали то или иное событие);
  • забывание намерения (когда чел-к намеревается что-то сделать и забывает об этом лишь на опр. время, но позднее об этом вспоминает).

3 группа:

  • запрятывание (когда чел-к убирает какой-то предмет для того, чтобы найти его быстро, но так, что не может его больше найти);
  • затеревание (когда чел-к теряет как-то предмет, кот. потом находит или не находит);
  • ошибки заблуждения (когда на какое-то время чел-к верит чему-то, о чём до и после знает, что это не соответствует действительности).

З.Фрейд исследовал условия, при кот. ошибочные действия вообще возникают, определил, что влияет на особенности поведения чел-ка совершающего ошибочные действия и пытался доказать утверждение, что ошибочные действия являются «психическими актами».  Впоследствии  пришли к выводу о том, что ошибочные действия являются психическими актами, в кот. можно усмотреть смысл и намерение, что они возникают благодаря наложению др. на др. двух различных намерений. Одно из этих намерений подвергается оттеснению, его выполнение не допускается и в рез-те оно проявляется в нарушении др. намерения.

 

10.Случайные и симптоматические действия с точки зрения психоанализа.

Есть целый ряд явлений, очень близких к ошибочным действиям, но кот. таковыми не являются – это  случайные и симптоматические действия. Они носят харр не только немотивированных, незаметных и незначительных, но и излишних действий. От ошибочных действий их отличает отсутствие второго намерения, с которым сталкивалось бы первое и благодаря кот. оно бы нарушалось. С др. стороны, эти действия легко переходят в жесты и движения, кот. выражают эмоции. К этим случайным действиям относятся все кажущиеся бесцельными, выполняемые как бы играя манипуляции с одеждой, частями тела, предметами, кот.чел-к то берет, то оставляет, а также мелодии, кот.люди часто напевают про себя. З.Фрейд считал, что все эти явления полны смысла и их можно толковать так же, как и ошибочные действия, что они являются некоторым знаком других, более важных душевных процессов и сами относятся к полноценным психическим актам.

 

11. Основные понятия  теории поля

Теория поля К.Левина является оригинальной теорией в объяснении чел. поведения. Согласно ей, протекание действий целиком сводится к конкретной совокупности условий, сущ. в данный момент, поля. Понятие поля охватывает факторы как внешней, так и внутренней ситуации. Теория поля направлена на описание всех факторов поля, а так же на описание особенностей взаимоотношения индивида с условиями поля. С помощью этой теории можно выявить все условия, значимые для определения поведения, т.е. характеризующее как наличную ситуацию, так и состояние субъекта, а также описать их динамические взаимоотношения. Изучение чел. поведения с точки зрения теории поля должно придерживаться следующей схемы: 1)Анализ поведения должен основываться на общей ситуации. В объяснении поведения включается широкий круг явлений; 2)Ситуацию следует интерпретировать так, как она представляется личности, т.е. объяснение должно быть психологичным. Психологическому анализу должно подлежать всё, что происходит с действующим субъектом, в нём самом, в окружении, а также другие факторы, влияющие на поведение; 3)В основе всякого поведения лежат силы, основными из которых являются потребности; 4)Необходимо выработать общие понятия и использовать их как конструкты, сочетание которых позволило бы объяснить каждый конкретный случай; 5)На поведение влияет лишь то, что действует только здесь и сейчас: будущие и прошлые события сами по себе не определяют поведение в настоящий момент. Они действуют как нечто припоминаемое или предвосхищаемое. Их влияние может сказаться на актуальное состояниях субъекта и его окружения. Еще более значительным для исследования поведения было требование Левина анализировать ситуацию в целом. Результатом такого требования анализа стало знаменитое уравнение поведения, согласно которому поведение (П) есть ф-ция личностных факторов (Л) и факторов окружения (О): П= f(Л, О).

 

12. Модель личности. Напряжённые системы в модели  личности. 

М – сенсомоторная пограничная зона,  выполняющая роль посредника между окружающим миром (U) и внутриличностными областями (VP). Z – центральныевнутриличностные области. P – периферическиевнутриличностные области.

Согласно модели личности, личность представляет собой сис-му, сост. из многочисленных непересекающихся др.с др. областей. Каждая область соотв. опр.цели действия. Области в зависимости от степени близости имеют разную степень сходства. Если они имеют общую границу, то они максимально похожи. По местоположению выдел. центральные и периферические области. Центральные граничат с большим кол-вом областей, чем периферические. Напряжение - это состояние чел-ка или состояние внутриличностого региона относительно остальных внутриличностных регионов.

Отдельные области могут различаться по состоянию напряжения. Если напряжение областей возрастает, то оно и давит на соседние области. Область с повышенным напряжением –напряжённая  сис-ма. Такая сис-ма хар-ся тенденцией к уравновешиванию напряжения с соседними областями. Психологическое средство уравнивания напряжения называется процессом. Процессом может быть мышление, запоминание, чувствование. Состояние равновесия не означает, что в сис-ме нет напряжения. Равновесие означает, что либо напряжение во всей сис-ме уравнено, либо, что подсис-ма с неравным относительно других напряжением изолирована от др. внутриличностных систем. К. Левин ввёл понятие полевое поведение для описания совокупности импульсивных ответов на внешние стимулы, хар-ся низким ур. произвольности и преобладанием ориентации чел-ка на ситуативно значимые объекты. Уравновешивание может осуществляться двумя путями: 1) напряжённая сис-ма разряжается путём отреагирования, если находит доступ к пограничной зоне сенсомоторной активности. 2) если сис-ма не находит такого доступа, то она воздействует на свои границы.  Модель личности не позволила отобразить, что связывает личность с окр. миром, а также привлекательность самих объектов, их соответствие мотивам. Хотя К. Левин указывал, что окр. мир находится по ту сторону пограничной сенсомоторной зоны, в модели личности он никак не представлен. Взаимодействие с ним в модели только предполагается.

 

13. Модель окружения  в теории поля.

Модель окружения позволяет представить последовательность действий в психол.пространстве, а также понять выбор пути. Валентность – св-во регионов психол. среды, его ценность для чел-ка. Выделяют два типа валентности: положительную и отрицательную.

К региону, обладающему положительной валентностью, можно отнести тот, что содержит целевой объект, кот. понижает напряжение, когда чел-к войдёт в него. К региону, обладающему негативной валентностью - тот, что повышает напряжение. Положительная валентность притягивает, отрицательная - отталкивает.

Валентность связана с потребностью; потребности сообщают средовому региону ценностность, организуют среду в сеть привлекающих и отталкивающих регионов, создавая своеобразную «когнитивную карту». Сила валентности зависит от силы потребности. Но валентность не является силой, кот. мотивирует возникновения действия.

Действие возникает тогда, когда на чел-ка действует достаточная сила. Сила тоже связана с потребностью, но при этом она является вектором, существующим в психол. среде.

Через отношение валентности и вектора можно понять почему чел-к ведет себя так, а не иначе.Часть областей в модели окружения соответствует возможным позитивным и негативным событиям, а остальные области представляют собой инструменты по отношению к достижению цели, использование кот.либо приближает либо отдаляет от выбранного региона. Чел-к перебирает одну за другой возможности и достигает целевого объекта. Модель окружения описывает возможные действия к достижению цели. Она позволяет описать когнитивную репрезентацию средств и целей, которые субъект сам создает. Согласно Левину, чел-к выбирает лучший для себя вариант. Динамическим компонентом модели окружения является поле сил, центр которого может лежать в областях с позитивной или негативной валентностью.  Динамика психологической среды может меняться 4 способами: 1)Ценность региона может меняться количественно или качественно; 2)Векторы могут изменяться по силе, по направлению или в обоих отношениях; 3)Границы могут становиться прочнее или слабее, появляться или исчезать. 4)Могут меняться содержательные св-ва регионов. Могут сливаться и соединяться области. Когнитивное переструктурирование происходит, когда чел-к обнаруживает новые способы решения проблем или видит в среде то, что не замечал, а также м.б. ср-вом изменения внешних обстоятельств. Данная модель, собственно, не объясняет и не предсказывает поведение, а лишь описывает, как оно осуществлялось.

 

14. Связь между  потребностью и квазипотребностью в тории поля К. Левина.

Возрастание напряжения или высвобождение энергии во внутриличностном регионе вызываются возникновением потребности. Под потребностью К. Левин понимал динамическое состояние (активность), которое возникает у чел-ка при осуществлении какого-нибудь намерения, действия. Потребность может быть физиологическим состоянием – таким, как голод, жажда, половое желание; Вместе с тем, наряду с потребностями К.Левин различал и квазипотребности. И если потребность соотносится с некоторым внутренним состоянием, например, голода, то квазипотребности эквивалентны специфическому намерению типа удовлетворить голод, поев в конкретном ресторане.(например, студенты слушают лекцию, у каждого могут быть свои причины). К. Левин полагал, что потребности чел-ка не носят ни врожденного, ни биологического характера, а в значительной степени детерминируются социальными факторами. Квазипотребности имеют переходящий характер. Они часто возникают из намерения. Намерение образует напряженную систему, которая разряжается и исчезает только после достижения цели действия. (например, чел-к испытывает потребность в эмоциональной близости, он звонит другу). Квазипотребности могут, однако, образовываться и без акта намерения, как подлежащие исполнению деятельности, служащие необходимыми промежуточными ступенями к достижению целей действия и связанные с «истинными», т.е. более общими и устойчивыми, потребностями. (например, указания преподавателя о необходимости записи материала лекции, как правило, принимаются студентами без предварительного намерения). Таким образом, как всякая потребность, квазипотребность стремится к удовлетворению. Удовлетворение же квазипотребности состоит в разрядке ее динамического напряжения. Следовательно, квазипотребность, по К. Левину, это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность чел-ка и стремится к разрядке (удовлетворению). Наличие напряженной системы, будь то потребность или квазипотребность, сопровождается специфическими изменениями восприятия окружения. Модель оперирует вариантами взаимного расположения внутриличностных областей, прочностью их границ и, наконец, положением границ повышенной прочности. Существуют три различных динамических состояния одного и того же индивида, а именно: А)при отсутствии побуждения; В)под давлением, которому противостоит самообладание; С)при крайне высоком напряжении; Для каждого состояния можно вывести различные способы поведения. Главным динамическим компонентом явл. состояние напряжения. Хотя К. Левин указывал что окружающий мир находится по ту сторону пограничной сенсомоторной зоны, в модели личности он никак не представлен. Взаимодействие с ним в модели только предполагается.

 

15. Возникновение  квазипотребностей в результате акте намерения.

Квазипотребности имеют переходящий характер. Они часто возникают из намерения. Намерение образует напряженную систему, которая разряжается и исчезает только после достижения цели действия. (например, чел-к испытывает потребность в эмоциональной близости, он звонит другу). Квазипотребности могут, однако, образовываться и без акта намерения, как подлежащие исполнению деятельности, служащие необходимыми промежуточными ступенями к достижению целей действия и связанные с «истинными», т.е. более общими и устойчивыми, потребностями. (например, указания преподавателя о необходимости записи материала лекции, как правило, принимаются студентами без предварительного намерения). Возникает квазипотребность выполнить заданную деятельность, которая, по сути, не отличается от действия, предпринимаемого по собственной инициативе. А обоих случаях можно заметить, что деятельность после прерывания вновь спонтанно возобновляется (эффект Овсянкиной). Решающим в силе квазипотребности (или соответствующей ей напряженной системы) является не наличие или интенсивность акта намерения, а степень связи квазиотребности с истинными потребностями, так сказать, степень «насыщенности» ими. Таким образом, как всякая потребность, квазипотребность стремится к удовлетворению. Удовлетворение же квазипотребности состоит в разрядке ее динамического напряжения. Следовательно, квазипотребность, по К. Левину, это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность чел-ка и стремится к разрядке (удовлетворению).

 

 

16. Естественные  побудители и истинные потребности  в рамках теории поля К. Левина.

В случае истинных потребностей мы имеем дело с внутренним напряжением, кот. побуждает к действиям по удовлетворению потребности. Существенную роль здесь играют опр. «соответствующие случаи», известные вещи или события, кот. привлекают чел-ка, т.е. обладают побудительностью.

Различают позитивную и негативную побудительность. Первая побуждает к приближению, а вторая — к удалению от соотв. вещей и событий. Эти побудители толкают к опр. более или менее узко очерченным действиям, и эти действия м.б. различными. Побудительность того или иного объекта в значительной степени зависит от внутренней и внешней ситуации, в кот. находится чел-к.

Сущ-т прямые средства к удовлетворению потребностей (автономная побудительность). Побудительностью могут обладать вещи и события, кот. в силу опр. ситуации имеют отношение к реальным средствам удовлетворения потребностей, они имеют лишь сиюминутное значение средств для достижения цели (производная побудительность).  Побудительность объекта может сильно изменяться в зависимости от того, в какое целостное действие включен данный объект или событие. Некоторые побудительности измен.на протяжении более длительных отрезков вр. – по мере развития индивида. Они меняются в соотв. с возрастными изменениями потребностей и интересов и играют фундаментальную роль в процессе развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии активности и поведения"