Шпаргалка по "Психологии активности и поведения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 13:51, шпаргалка

Краткое описание

1. Виды активности в психологии.
В психологии активность – процесс активного взаимодействия чел-ка (субъекта) с окружающим миром. Поведение можно опр-ть как сис-му любых (идеальных или реальных) психомоторных актов (действий); как активность, возникающую при взаимодействии чел-ка и среды и обеспечивающую прямое или непрямое удовлетворение потребности.
В психологии различают произвольную и непроизвольную активность в зависимости от их соответствия интенции переживающего или действующего субъекта, от контроля их целесообразности и коррекции (или возможности такой коррекции).

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры Пси. активности и поведения.docx

— 87.17 Кб (Скачать файл)

Внутренне представленные и проявляющиеся при отсроченном моделировании р-ции являются идентификационными. В отличие от имитации, идентификация представляет собой присвоение и воспр. целых паттернов поведения.

Научение через наблюдение имеет целый ряд преимуществ: оно более энергосберегающее и эффективное,  менее потенциально опасное. А. Бандура установил, что фактически все феномены научения, приобретаемые в рез-те прямого опыта, могут формироваться косвенно, путем наблюдения за поведением др.людей и его последствиями. Моделирование поведения может стать более эффективным за счет соответствующего подкрепления, но такая наглядная демонстрация мало помогает в деле объяснения неудачной имитации или идентификации новых действий в процессе научения.

С т. зр. А.Бандуры, люди формируют когнитивный образ опр.поведенческой р-ции через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация служит ориентиром в их действиях.

 

39.Основные процессы научения через наблюдение. Процессы внимания: понимание модели, процессы сохранения: запоминание модели

Социально-когнитивная теория предполагает, что моделирование влияет на научение гл. образом через его информ. ф-цию. Научение через наблюдение регулируется 4 взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение, моторно-репродуктивные и мотивационные процессы.

1. Процессы  внимания: понимание модели. Чел-к может научиться многому через наблюдение, если он обратит внимание на хар-рные черты поведения модели и правильно поймет их. Процессы внимания влияют на то, что выборочно постигается в модели, к кот. чел-к обращается, и на то, что приобретается в рез-те наблюдения. Опр. факторы (наблюдатель, моделируемая деят-сть, структурное оформление взаимодействии чел-ка), могут повлиять на вероятность того, что какая-то часть наблюдаемого поведения будет усвоена наблюдателем и закодирована в долговременной памяти. Внимание к модели также регулируется ее личной привлекательностью. Обычно ищут модели, олицетворяющие харизматические кач-ва, а тех, кто демонстрирует неприятные кач-ва, обычно не замечают или отвергают.

2.Процессы сохранения: запоминание модели – долговременная репрезентация в памяти того, что наблюдалось когда-то. А.Бандура предлагает две основные внутренние репрезентативные сис-мы, с помощью кот. поведение модели сохр. в памяти и превращается потом в действие. 1) образное кодирование. По мере того как чел-к наблюдает модельные стимулы, в процессе сенсорного научения возникают относительно стойкие и легко воспроизводимые образы того, что было увидено. 2)вербальное кодирование ранее наблюдаемых событий. Наблюдая модель, чел-к может повторять про себя, что она делает.

 

40. Основные процессы научения через наблюдение. Моторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведение, Мотивационные процессы

1. Моторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведение. Несмотря на то, что чел-к тщательно формирует и сохр. мысленные образы поведения модели и повторяет в уме это поведение множество раз, может оказаться, что он все-таки будет не в состоянии выстроить поведение правильно. Этим точно сбалансированным движениям можно учиться, наблюдая за кем-то и символически воспроизводя поведение модели несколько раз, но в действительности поначалу это поведение м.б. неуклюжим и плохо скоординированным. В таких случаях недостаточно простого наблюдения, чтобы гладко и точно выполнить действие. Постоянная практика в выполнении последовательности движений имеет большое значение, если наблюдатель хочет совершенствовать моделируемое поведение. Конечно, и в этом случае наблюдение и намеренный повтор в уме опр. поведения будут способствовать научению, т.к. можно начать выполнять необходимые движения, основанные на том, что наблюдалось ранее. Такой молчаливый повтор является очень полезным.

2. Мотивационные  процессы: от наблюдения к действию – касается переменных подкрепления. Эти переменные влияют на научение через наблюдение посредством контроля сигналов моделирования, на кот. чел-к скорее всего обратит внимание, а также интенсивности, с кот. он попытается перевести такое научение в открытое выполнение. Можно с уверенностью сказать, что только при наличии подкрепления моделирование или научение через наблюдение быстро переводится в действие. Позитивное подкрепление не только увеличивает вероятность открытого выражения или фактического выстраивания требуемого поведения, но также влияет на процессы внимания и сохранения.

 

41.Подкрепление в научении через наблюдение в рамках социально-когнитивной теории А. Бандуры

А. Бандура считал, что подкрепление часто способствует успешному научению, но совсем не является обязательным для научения. Сущ-т мн-во др. факторов, кот. могут влиять на то, будет ли чел-к внимательно наблюдать за моделью. А.Бандура, анализируя роль подкрепления в научении через наблюдение, показывает его когнитивную ориентацию. Подкрепление в научении через наблюдение выполняет две функции – информативную и побудительную. Подкрепление, следующее за реакцией, указывает чел-ку на необходимость сформировать гипотезу о том, что такое правильная р-ция. Эта информативная ф-ция, или обратная связь, может работать, когда подкрепление переживается прямо или косвенно. Подкрепление сообщает чел-ку, какие последствия можно ожидать в рез-те правильной или неправильной р-ции (побудительная ф-ция). Имеет значение, если индивиду нужно правильно предвидеть возможные последствия своих действий и соответственно регулировать поведение.

Теория социально-когнитивного научения признает важную роль внешних подкреплений, она постулирует сущ-ние более широкого круга подкрепляющих воздействий. Люди не только подвержены влиянию опыта, приобретенного в рез-те своих действий, но и регулируют поведение на основе ожидаемых последствий, а также создают их для себя сами. В связи с этим А. Бандура рассматривает две формы подкреплений – косвенное обусловливание и самоподкрепление.

 

42.Самоподкрепление и косвенное подкрепление в рамках социально-когнитивной теории А. Бандуры

Косвенное подкрепление. Люди могут получить пользу от наблюдения успехов и поражений др. так же, как из своего непосредственного опыта. Наблюдаемые или косвенные последствия (наказания и поощрения), подкрепляющие действия др.х, часто играют значительную роль в регуляции поведения. Косвенное подкрепление осущ-ся всякий раз, когда наблюдатель видит действие модели с рез-том, кот. наблюдатель осознает как рез-тат предшествующих действий модели. Можно говорить о косвенном позитивном подкреплении, когда наблюдатели ведут себя таким же образом, как наблюдаемые ранее модели, получившие подкрепление, в то время как при косвенном наказании наблюдаемые аверсивные последствия снижают тенденцию вести себя подобным образом.

Самоподкрепление. Мн. наши поступки регулируются самоналагаемым подкреплением. Бандура утверждает даже, что в основном поведение чел-ка регулируется посредством подкрепления самого себя. Самоподкрепление – процесс, суть кот. заключается в том, что люди награждают себя поощрениями, над кот. они имеют контроль, всякий раз, когда достигают установленной ими самими нормы поведения. Самоподкрепление имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу. Люди сами оценивают свое поведение и поощряют или наказывают себя. Они поздравляют себя со своими мыслями и поступками; они хвалят себя или разочаровываются в своих достоинствах; и они сами выбирают моральные и материальные поощрения и наказания из мн-ва доступных им. Акцент Бандуры на самоподкреплении значительно повышает возможности объяснения поведения чел-ка на основе принципов подкрепления.

 

43. Саморегулирование в рамках социально-когнитивной теории А.Бандуры

Бандура использует термин саморегулирование для обозначения усиливающего и уменьшающего эффекта самооценки. С точки зр. Бандуры, саморегулируемые побуждения усиливают поведение в основном через свою мотивационную ф-цию. Т.е., в результате самоудовлетворения от достижения опр. целей, у чел-ка появляется мотив прилагать все больше усилий, необходимых для достижения желаемого поведения. Сущ-т 3 процесса саморегулирования: процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа.

Поведение чел-ка меняется по ряду параметров самонаблюдения (качество или скорость р-ций). Функциональная значимость этих величин зависит от типа рассм. деятельности.

Самооценка. Часто бывает, что поведение рассм. как достойное одобрения и поощряемое или как неудовлетворительное и наказуемое, в зависимости от того, с позиций каких личностных стандартов оно оценивается. Вообще поступки, соответствующие внутренним нормам, считаются позитивными, а не соответствующие – негативными.

Поведение чел-ка в прошлом также является стандартом, в соответствии с кот.можно оценить адекватность его поведения на сегодняшний день. Здесь ориентир для оценки адекватности или неадекватности дает сравнение со своим собственным поведением. Бандура предполагает, что прошлое поведение влияет на самооценку в основном посредством его воздействия на постановку целей. То, каким образом люди воспринимают причины своего поведения, в значительной степени влияет на самооценку.

Самоответ.Бандура утверждает, что широкий спектр поведения чел-ка регулируется с помощью р-ций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, неудовлетворенности собой и самокритики. Позитивная самооценка поведения приводит к поощряющему типу реагирования, а негативная оценка – к наказывающему.

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии активности и поведения"