Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 13:51, шпаргалка
1. Виды активности в психологии.
В психологии активность – процесс активного взаимодействия чел-ка (субъекта) с окружающим миром. Поведение можно опр-ть как сис-му любых (идеальных или реальных) психомоторных актов (действий); как активность, возникающую при взаимодействии чел-ка и среды и обеспечивающую прямое или непрямое удовлетворение потребности.
В психологии различают произвольную и непроизвольную активность в зависимости от их соответствия интенции переживающего или действующего субъекта, от контроля их целесообразности и коррекции (или возможности такой коррекции).
Оперантное поведение определяется событиями, кот. следуют за р-цией. Т.е. за поведением идет следствие, кот. изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Скиннер говорил о том, что оперантное поведение происходит спонтанно.
Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнта в будущем усиливается, т.е. последствия подкрепляются, и оперантные р-ции, полученные в рез-те подкрепления, обусловились. Сила позитивного подкрепляющего стимула т.о. определяется в соответствии с его воздействием на последующую частоту реакций, кот. непосредственно предшествовали ему.
Оперантное научение можно представить
как процесс обучения, основанный на связи
раздражитель-реакция-
30. Процесс оперантного обусловливания по Б. Скиннеру.
Ключевая структурная ед. скиннеровского подхода является реакция – это внешняя, наблюдаемая часть поведения, кот. можно связать с событиями окр. среды. Сущность процесса научения – это установление связей р-ций с событиями внешней среды.
В своем подходе к научению Б.Ф. Скиннер проводил различие между реакциями, кот. вызываются четко опр. S, и р-циями, кот. нельзя связать ни с одним S. Эти р-ции второго типа порождаются самим организмом и называются оперантами.
Оперантное поведение опр-ся событиями, кот. следуют за р-цией. Т.е. за поведением идет следствие, кот. изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем.
Для того, чтобы изучать оперантное поведение в лаборатории, Б.Ф. Скиннер придумал простую процедуру, названную свободным оперантным методом. Классическая экспериментальная демонстрация заключалась в нажатии на рычаг в скиннеровском ящике.
В этом эксперименте крыса, лишенная пищи, помещалась в ящик и получала полную возможность исследовать его. Сначала крыса демонстрировала множество оперантов: ходила, принюхивалась, чистила себя и мочилась. Такие р-ции не вызывались никаким узнаваемым стимулом; они были спонтанны. В ходе исследований она неизбежно должна была задеть рычажок, кот. приводил в действие мех-м, выдвигающий полочку с пищей. Т.к. реакция нажатия рычага первоначально имела низкую вероятность возникновения, ее следует считать чисто случайной по отношению к питанию. После получения нескольких порций пищи, кот. должны были служить подкреплением, у крысы довольно быстро формировался условный рефлекс. Зависимая переменная в этом эксперименте – это скорость реакции.
31. Типы подкреплений. Феномены оперантного обусловливания.
Подкрепление – это любое событие, кот. следует за р-цией и увеличивает вероятность ее появления. Подкрепление усиливает то поведение, за которым следует. Стимулы, кот.изначально не являются подкреплениями, могут превратиться в таковые благодаря ассоциированию с др. подкреплениями. Некоторые стимулы (деньги) становятся генерализованным подкреплением, т.к. они обеспечивают доступ ко множеству др.видов подкрепления. Подкрепление опр-ся через его воздействие на поведение – через рост вероятности поведенческой реакции. Выделяют 2 типа подкрепления: первичное и вторичное. Первичное подкрепление — это любое событие или объект, сами по себе обладающие подкрепляющими св-вами. Первичные подкрепляющие стимулы для людей — это пища, вода, физический комфорт и секс. Вторичное подкрепление – это любое событие или объект, кот. приобретают св-во осуществлять подкрепление посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением, обусловленным прошлым опытом организма. Примерами общих вторичных подкрепляющих стимулов у людей являются деньги, внимание, привязанности и хорошие оценки.
Феномены оперантного обусловливания:
Генерализация стимулов – тенденция подкрепленного поведения распространяться на мн-во схожих ситуаций. Обобщение стимула может быть рез-том неприятного жизненного опыта. Хар-рным для условного подкрепления является то, что оно генерализуется, если объединяется с более чем одним первичным подкреплением. Наиболее часто встречающихся генерализованные подкрепления: деньги, соц.подкрепляющие стимулы.
Различение стимулов – это процесс научения реагировать адекватным образом в различных ситуациях окружения. Способность к различению приобретается через подкрепление р-ций в присутствии одних стимулов и неподкрепление их в присутствии др.
Угасание реакций – когда подкрепление больше не поступает, реакция становится все менее и менее частой.
32. Режимы подкрепления в теории научения
Выделяют 4 основных режима подкрепления:
1. Режим подкрепления с фиксированной пропорцией – организм подкрепляется по наличию заранее опр. или «постоянного» числа соответствующих р-ций. Чем выше пропорция, тем с большей частотой организм реагирует. Считается, что этот режим лучший для освоения нового поведения.
2. Режим подкрепления с фиксированным интервалом – организм подкрепляется после того, как твердо установленный или «постоянный» вр. интервал проходит с момента предыдущего подкрепления. Фиксир.интервал дает низкую скорость реагирования сразу после того, как получено подкрепление – феномен, наз. паузой после подкрепления.
3. Режим подкрепления с вариативной пропорцией – организм подкрепляется на основе какого-то в среднем предопределенного, но не предсказуемого числа р-ций. Этот режим считается наиболее эффективным, если необходимо поддерживать поведение в течении длительного времени
4. Режим подкрепления с вариативным интервалом–организм получает подкрепление после того, как проходит неопределенный вр. интервал, длительность кот. непредсказуема. Короткие интервалы порождают высокую скорость, а длинные интервалы порождают низкую скорость р-ции.
33. Виды подкрепления в теории научения
Подкрепление – это любое событие, кот. следует за р-цией и увеличивает вероятность ее появления. Различают 2 вида подкреплений: позитивное подкрепление– это приятный стимул, кот. следуя за желательной р-цией, усиливает ее или поддерживает на том же ур., т.е. повышает вероятность ее повторения; негативное подкрепление– это неприятный стимул, устранение кот. усиливает желательную р-цию.
Сущ-т и мн-во способов подкрепления: поощрение (предъявление приятных S) и наказание (предъявление неприятных S). Поощрение – событие, кот.увеличивает вероятность той или иной формы поведения, если оно следует за данной формой поведения. Наказание – уменьшает вероятность наказуемого поведения. Выдел. несколько видов поощрения и наказания: 1)положительное поощрение – вслед за желательной реакцией ребенка следует вызывающее приятные ощущения и переживания подкрепляющий S; 2)положительное наказание – за нежелательной реакцией следует не вызывающий приятные ощущения и переживания подкрепляющий S; 3)отрицательное поощрение – вызывающий неприятные ощущения и переживания подкрепляющий стимул устраняется после получения желательной реакции; 4)отрицательное наказание – приятный стимул устраняется после той или иной нежелательной р-ции ребенка.
34. Контроль поведения посредством аверсивных стимулов в теориях научения
Скиннер считал, что поведение чел-ка контролируется аверсивными S. Два наиболее типичных метода аверсивного контроля — это наказание, негативное подкрепление.
Наказание. Термин наказание от
Негативное подкрепление – это процесс, в кот. организм ограничивает аверсивный S или избегает его. Любое поведение, кот. препятствует или не приводит к появлению аверсивного S чаще повторяется и является негативно подкрепленным. «Реакция бегства» – наилучшая иллюстрация этого. Организм может научиться реагировать так, чтобы прекратить неприятное событие. Это наз. научением избеганию событий. Уход от аверсивного S не то же самое, что избегание его, т.к. аверсивный S, кот. избегают, физически м.б. не представлен. Др. способ бороться с неприятными условиями – научиться избегать их, т.е. вести себя так, чтобы предотвратить их появление. Это наз.научением предотвращению событий. Научение избеганию часто предшествует научению предотвращать события.
35.Активность и поведение с т. зр. социально-когнитивной теории поведения
С точки зр. социально-когнитивной теории, индивиды обладают высшими способностями, кот. позволяют им предсказывать появление событий и создавать ср-ва для осуществления контроля над тем, что влияет на их повседневную жизнь. Бандура считал,что люди не управляются интрапсихическими силами и не реагируют на окружение. Причины функционирования чел-ка нужно понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения, познавательной сферы и окружения. Данный подход к анализу причин поведения Бандура обозначил как взаимный (реципрокный)детерминизм, он подразумевает, что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения. Разраб. Бандурой модель–триада взаимного детерминизма показывает, что хотя на поведение влияет окружение, оно также частично является продуктом поведения чел-ка, т.е. люди сами могут оказывать какое-то влияние на собственное поведение.
Бандура утверждал, что благодаря своей необычайной способности использовать символы люди могут думать, творить и планировать, т.е. они способны к познавательным процессам, кот. постоянно проявляются через открытые действия.
Чел. поведение, по.Бандуре, регулируется в значительной мере предвиденными последствиями. Посредством способности представлять действительный исход символически чел-к может будущие последствия перевести в сиюминутные побудительные факторы, кот. влияют на поведение во многом так же, как и потенциальные последствия. Когнитивные психические процессы наделяют чел-ка способностью предвидения.
36. Предвиденные последствия в рамках социально-когнитивной теории А.Бандуры
А. Бандура не рассматривает внешнее подкрепление как ед. способ, при помощи которого приобретается, сохраняется или изменяется наше поведение. Люди могут учиться наблюдая, читая, слыша о поведении др.людей. В результате предыдущего опыта люди могут ожидать, что определенное поведение будет иметь последствия, кот. они ценят, другое – произведет нежелательный результат, а третье – окажется малоэффективным. Чел.поведение регулируется в значительной мере предвиденными последствиями. Посредством способности представлять действительный исход символически чел-к может будущие последствия перевести в сиюминутные побудительные факторы, кот. влияют на поведение во многом так же, как и потенциальные последствия. Высшие психические процессы дают нам способность предвидения.
В центре социально-когнитивной теории лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления. Бандура отмечает, что многое в поведении, кот. мы демонстрируем, приобретается посредством наблюдения за тем, что делают другие и повторением их действия. Этот акцент на научении через наблюдение является наиболее хар-рной чертой теории Бандуры.
37.Саморегуляция и познание в поведении в рамках социально-когнитивной теории А.Бандуры
Характерной чертой социально-когнитивной теории является выдающаяся роль, которую она отводит уникальной способности чел-ка к саморегуляции. Устраивая свое непосредственное окружение, обеспечивая когнитивную поддержку и осознавая последствия своих собственных действий, люди способны оказывать некоторое влияние на свое поведение. Функции саморегуляции имеют внешнее происхождение, однако не следует преуменьшать тот факт, что, однажды установившись, внутренние влияния лишь частично регулируют то, какие действия выполняет чел-к. Большинство форм поведения имеют своим источником внутренние процессы саморегуляции.
Посредством вербальных и образ
38.Научение через моделирование.
В центре социально-когнитивной теории лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления.
А.Бандура отмечал, что многое в поведении, кот. демонстрирует чел-к, приобретается посредством примера: он просто наблюдает, что делают др. люди, а затем повторяет их действия. По большей части соц. научение происходит на основе случайного или целенаправленного наблюдения поведения, демонстрируемого др. людьми в повседневной жизни. Этот акцент на научении через наблюдение является наиболее хар-рной чертой теории А. Бандуры. Чел-к, за кот. наблюдают – модель. Моделирование – усвоение некоторых действий, наблюдая и подражая модели.
А.Бандура рассм. 2 вида моделирования: имитацию и иден
Имитативные р-ции вызываются напрямую и непосредственно действиями модели. Непосредственная имитация не требует многого от когнитивного функционирования, потому что воспроизведение поведения внешне направляется действиями самой модели. Имитация обычно хороша при усвоении и воспр. конкретных р-ций.
Информация о работе Шпаргалка по "Психологии активности и поведения"