Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Детская психология".
20. Боулби теория привязанности Bowlby,1969, 1973, 1980) - теория, согласно которой отношения привязанности привязанности в первые 3-4 года жизни после рождения играют ключевую роль для психологического развития и последующего функционирования в детстве, отрочестве и зрелом возрасте. Решающее значение в формировании надёжной привязанности, согласно данной теории, имеет качество родительского ухода, хотя и младенцы, со своей стороны, играют в этом некоторую роль, стимулируя всеми имеющимися в их распоряжении средствами (особенно криком, плачем) своих родителей или заменяющих их взрослых к проявлению заботы и нежных чувств. После 3-4 лет от рождения способность формировать привязанности значительно снижается.
Типы привязанности.
В зависимости от поведения родителей,
особенностей их взаимодействия и общения
с ребенком у малыша складывается определенный
тип привязанности к отцу и матери.
В результате исследования были выделены
три группы детей. Дети, которые не очень
сильно огорчались после ухода матери,
вступали в общение с незнакомцем и исследовали
новое помещение (например, играли в игрушки),
а когда мама возвращалась, радовались
и тянулись к ней, получили название "надежно привязанные". Дети, которые не возражали против ухода
матери и продолжали играть, не обращая
внимания и на ее возвращение, были названы "индифферентными, ненадежно привязанными". А детей
третьей группы, которые очень сильно
огорчались после ухода матери, а когда
она возвращалась, как будто стремились
к ней, цеплялись, но тут же отталкивали
и сердились, назвали "аффективными, ненадежно
привязанными".
Последующие исследования показали, что
тип привязанности ребенка к родителям
влияет на дальнейшее психическое и личностное
развитие ребенка. Наиболее благоприятной
для развития является надежная привязанность.
Надежная привязанность ребенка к матери
в первые годы жизни закладывает основы
чувства безопасности и доверия к окружающему
миру. Такие дети уже в раннем детстве
проявляют общительность, сообразительность,
изобретательность в играх. В дошкольном
и подростковом возрасте они демонстрируют
черты лидерства, отличаются инициативностью,
отзывчивостью, сочувствием, популярны
среди сверстников.
Дети с ненадежной привязанностью (аффективной,
двойственной и индифферентной, избегающей)
часто более зависимы, требуют больше
внимания со стороны взрослых, их поведение
неустойчиво и противоречиво по сравнению
с детьми с надежной привязанностью.
21. Исходные принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже.
Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже. Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций. Основной критерий - интеллект.
-от
0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия.
Ребенок начинает отделять
- от 2 до 7 лет дооперациональная стадия - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).
- от
7 до 12 лет стадия конкретных операций
- возникновение элементарного
- от
12 лет - стадия формальных операций
- формирование способности
Развитие совершается как переход от низшей стадии к высшей, причем каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. На каждой новой стадии достигается интеграция ранее сформированных структур; предшествующая стадия перестраивается на более высоком уровне. Порядок следования стадий неизменен, хотя, по Пиаже, не содержит никакой наследственной программы. Созревание в случае стадий интеллекта сводится лишь к открытию возможностей развития, и эти возможности нужно еще реализовать. Было бы неверно, считал Ж. Пиаже, видеть в последовательности стадий продукт врожденной предрешенности, ибо в процессе развития происходит непрерывная конструкция нового. Стадии интеллектуального развития, по Пиаже, можно рассматривать как стадии психического развития в целом, так как развитие всех психических функций подчинено интеллекту и определяется им. Система Ж. Пиаже является одной из наиболее разработанных и распространенных, и исследователи разных стран предлагают свои варианты ее коррекции и дополнения.
22. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.
Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как "источника" развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего истор. развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).
Овладение ребенком связью между
знаком и значением, использование
речи в применении орудий знаменует
возникновение новых
Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что др. человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним. Т. о., пишет Выготский , каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процессПроцесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивид, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения др. сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педаг. системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическая деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: "Наряду с первичными условиями индивид, склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)". Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личность психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.Появление культурно-исторической теории Выготского символизировало новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.
Индивидуализация - процесс перехода от социального к индивидуальному в ходе психического развития человека
Психическое развитие - формирование внутренних умственных действий.
Умственное действие - это действие, которое выполняется во внутреннем плане без опоры на внешние раздражители и громкую речь.
Интериоризация ("вращивание") - механизм перевода внешних действий на внутренний план.
Экстериоризация - механизм перевода внутренних действий во внешний план.
Актуальный уровень развития - тот уровень развития психических функций, который существует на сегодняшний день (уже сформированные функции).
Зона ближайшего развития - те функции, которые находятся на стадии формирования и могут проявляться в специально созданных условиях.
Сензитивный период - наиболее благоприятный период для формирования психических функций.
Новообразование - это психические функции, которые сформировались на данном этапе развития и которых не было на предыдущих.
Социальная ситуация развития - это система взаимодействия ребёнка и окружающей среды.
Натуральные психические функции - это непроизвольные, непосредственные, природные психические функции, служащие основой для развития высших психических функций. Пример - обычный безусловный рефлекс по Павлову, представили сочный лимон => выделилась слюна.
Высшие психические функции - это произвольные, опосредованные знаком, социальные психические функции. Например, ребёнок играет с палкой, которая выполяет функции меча.
23. Зависимость психического
развития от содержания и структуры деятельности
ребенка. Понятие ведущей деятельности.
(А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Принцип деятельного подхода к развитию
психики разработан в трудах А.Н. Леонтьева.
Сущность этого принципа заключается
в том, что личностью не рождаются, ею становятся.
Ребенок рождается лишь индивидом, имеет
лишь биологические предпосылки стать
личностью. И только в совместной деятельности
с другими людьми он развивается как личность.
Понятие ведущей деятельности раскрыто
в трудах А.Н. Леонтьева. Каждому возрастному
периоду, подчеркивает ученый, соответствует
конкретный вид деятельности, который
влияет на развитие и формирование всех
черт личности ребенка и ее познавательных
возможностей, характерных именно для
этого периода. В этом виде деятельности
происходит формирование новой ведущей
деятельности, определяющей следующий
этап возрастного развития. А.Н. Леонтьев
показывает, что именно в процессе ведущей
деятельности ребенка возникают новые
отношения с социальной средой, новый
тип знаний и способы их получения, что
изменяет познавательную сферу и психологическую
структуру личности. С развитием психолого-педагогической
науки углубляется и изучение возрастной
периодизации. Об этом свидетельствуют работы Д.Б. Эльконина, который, развивая
проблемы, выдвинутые Л.С. Выготским, и
исходя из основных принципов периодизации,
изложенных выше, подверг тщательному
анализу содержательно-предметную сторону
деятельности и пришел к выводу об исторически
возникшем расщеплении единого процесса
усвоения общественного опыта на две взаимосвязанные
стороны — усвоение мотивов и задач деятельности
и усвоение операционно-техничес-
24. ПРОБЛЕМЫ ПРЕНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Для полноценного положительного развития психики ребенка имеет большое значение то, желают ли родители его появления. Ученые утверждают, что психика ребенка травмируется еще до рождения, если он не является желанным.
Если во время беременности женщина подвергается частым стрессовым ситуациям, то в ее крови могут образовываться стероидные гормоны, превышающие допустимые количественные нормы.
Они, проникая через плаценту, негативно влияют на еще не сформировавшийся мозг ребенка.
Ребенок, находящийся в утробе матери, и сама мать обладают сильной эмоциональной связью, которая во многом определяет становление и дальнейшее развитие психики малыша. Все, что ощущает и переживает мать, ощущает и переживает ребенок.
А это может иметь как позитивное, так и негативное воздействие.
Все отрицательные переживания матери во время беременности, ее стрессы, депрессии, могут отразиться на ребенке после его рождения, приняв форму невроза, общего тревожного состояния, нарушений и задержек в умственном развитии и пр.
Нельзя не учитывать и роли отца, так как его отношение к будущему ребенку, положению матери и к ней самой во многом определяет общее психическое состояние женщины.
Ученые, занимающиеся психологией пре-натального развития, говорят о том, что будущему ребенку очень важно создать наиболее благоприятные условия для развития (как физиологические, так и эмоциональные). Это окажет положительное влияние на развитие способностей ребенка.
Физиология и психология матери являются для ребенка своего рода базой его формирования. Мать выступает для него в роли посредника, связующего с внешним миром. Ребенок может ощутить, почувствовать переживания матери, возникающие при взаимодействии с ним.
Факторы, влияющие на развитие будущего ребенка:
1) способность плода к сенсорному восприятию. Уже с трех месяцев ребенок начинает ощущать прикосновения. Ребенок может воспринимать звуки, находясь в утробе матери. Он успокаивается, слыша голос матери или отца, звуки музыки;
2) эмоциональные связи плода и матери. Положительное или отрицательное эмоциональное состояние матери передается плоду и влияет на процесс его развития.
Особенности психического развития ребенка в период младенчества.
. Период
младенчества можно условно
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Детская психология"