Шпаргалка по дисциплине "Детская психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Детская психология".

Вложенные файлы: 1 файл

шпора по дет.псих..docx

— 155.22 Кб (Скачать файл)

Относительно короткий период перехода от младшего школьного возраста к подростковому возрасту назьюается подростковым кризисом. В соответствии с периодизацией психического развития, 
предложенной JI.C. Выготским и в дальнейшем развитой Д.Б. Элькониным, в качестве кризисного периода рассматривается только переход от младшего школьного возраста к подростковому. 
В период подросткового кризиса взрослый теряет функцию учителя, обладающего безусловным авторитетом, и, желая или не желая того, приобретает функцию партнера, подлежащего оценке. 
Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Сюда можно отнести и переход учащихся из начальной школы (9-11 лет) в среднее звено. Изменившиеся условия учения предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию. 
Однако этот уровень развития учащихся не одинаков. У кого-то он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других достигает едва допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться разного рода трудностями. 
Так что же происходит с детьми, что характеризует особенности психического и личностного развития школьников на стыке этих возрастов? Рассмотрим эти особенности, используя данные отечественной психологии, опираясь на работы Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дубровиной, А.В. Захаровой, А.К. Марковой, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др. 
1. Мышление становится теоретическим (мышление в понятиях), что ведет к перестройке всех остальных психических процессов. Именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития к концу младшего школьного возраста. 
2. Развитие теоретического мышления способствует возникновению у учащихся рефлексии (самоанализа, размышления, самонаблюдения). Она является новообразованием данного возраста, изменяя познавательную деятельность учащихся, характер их отношения к окружающим и к себе. 
3 Новообразованиями данного возраста являются также произвольность и способность к саморегуляции. Произвольность характеризуется тем, что у детей завершается развитие произвольной памяти, внимания, мышления, произвольной становится организация деятельности. Способность к саморегуляции заключается в психологической готовности ребенка осваивать навыки саморегуляции и применять их на практике, стабилизируя свое эмоциональное состояние. 
Рефлексия, саморегуляция, произвольность проходят в это время только начальный этап формирования. В дальнейшем они закрепляются и усложняются, распространяясь не только на ситуации, связанные с учебной деятельностью, но и на другие сферы жизнедеятельности ребенка. Однако переход от саморегуляции, произвольного поведения, проявляющегося преимущественно в учебной деятельности, к таким ситуациям, где требуется решение нравственных проблем, к моральной саморегуляции поведения самим ребенком происходит именно на данном этапе. 
Изменяется отношение школьников к процессу обучения. Несмотря на то что учеба остается их основной деятельностью, она теряет свое ведущее значение в психическом развитии учащихся. Учебная деятельность продолжает быть общественно оцениваемой, по-прежнему влияет на содержание и степень развитости интеллектуальной, мотивационной сфер личности учащихся, но ее роль и место в общем развитии детей существенно меняются. Это характеризуется снижением успеваемости, ослаблением мотивации учения и выходом на первый план общения со сверстниками. 
Если младший школьный возраст – это период начального знакомства с учебной деятельностью и овладения ее структурными компонентами, то к началу подросткового возраста учащиеся должны овладеть самостоятельными формами работы; это время развития интеллектуальной деятельности, познавательной активности, учебно-познавательной мотивации. Учение теперь может осуществляться самостоятельно, целенаправленно. Но такой путь развития познавательной активности возможен лишь тогда, когда интерес к учению становится смыслообразующим мотивом (учение переходит из области «значений» в область «личностных смыслов»), другими словами, важно, чтобы ребенку было интересно на уроках и хотелось учиться.

37 "Чувство взрослости" как показатель основного новообразования подросткового возраста и как форма самосознания. Формы проявления чувства взрослости.

Чувство взрослости – форма  самосознания, центральное новообразование  подросткового возраста. По определению  Д. Б. Эльконина  «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми и товарищами), находит образцы для усвоения, строит отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность». Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого.

Виды «взрослости» многообразны:

-     Подражание  внешним признакам взрослости  – курение, игра в карты,  употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде  в одежде и прическе, использование  косметики, украшений и др. Это  самые легкие способы достижения  «взрослости» - и самые опасные. 

-     Равнение подростков-мальчиков  на качества "настоящего мужчины"  – это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими.

-     Социальная  зрелость. Она возникает в условиях  сотрудничества ребенка и взрослого  в разных видах деятельности, где подросток занимает место  помощника взрослого. Обычно это  наблюдается в семьях, переживающих  трудности, там фактически подросток  занимает положение взрослого.  Здесь забота о близких, об их благополучии принимает характер жизненной ценности. Многие мальчики стремятся овладеть разными взрослыми умениями (слесарничать, столярничать, фотографировать и т.п.), а девочки – готовить, шить, вязать. Начало подросткового возраста – очень благоприятное время для этого. Поэтому психологи подчеркивают, что необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.

-     Интеллектуальная  взрослость. Она выражается в  стремлении подростка что-то знать  и уметь по-настоящему. Это стимулирует  развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за  пределы школьной программы (кружки  музеи и т.п.). Значительный объем  знаний у подростков – результат  самостоятельной работы. Учение  приобретает для таких школьников  личный смысл и превращается  в самообразование[14].

Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны  действительности. Оказывается, что  никакого места в системе отношений  со взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе.

Одним из условий возникновения  у подростков "чувства взрослости" выступают отношения доверительности  и сотрудничества в семье. В семьях с разной социальной структурой взаимоотношения  ребенка со взрослыми в момент возникновения "чувства взрослости" устанавливаются по разному. Это зависит, прежде всего, от стиля воспитания, которого придерживаются в семье. Как правило, в благополучных семьях придерживаются "сотруднических" отношений, в неполных благополучных - "сверхопека", а в неполных неблагополучных "неустойчивого" воспитания. Одной из наиболее частых причин конфликтов между родителями и подростками является неустойчивость родительского восприятия ребенка, отражающая реально противоречивый статус ребенка. В результате положительные свойства личности подростка не видятся ими, недооцениваются, а недостатки преувеличиваются.

Неправильное отношение  родителей к ребенку иногда возникает  на почве "сверхзаботы" о нем. Опека в семье – это система отношений упреждения со стороны родителей всех "невзгод", подстерегающих по их мнению ребенка.

Оптимальным стилем воспитания подростка в семье является "сотрудничество". Для этого необходимо сделать  ребенка не только свидетелем преодоления  трудностей родителями, но и дать возможность  ребенку участвовать в их преодолении Развитие личности подростка. Самосознание и образ «Я» в отрочестве 

Главное содержание подросткового возраста  составляет  его  переход  от детства  к  взрослости.  Этот  переход   подразделяется   на   два   этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и  поздняя). Подростковый   возраст   традиционно   считается   самым   трудным    в воспитательном отношении, трудности этого  возраста  связываются  с  половым созреванием,  как   причиной   различных   психологических   и   психических отношений.  В  ходе  бурного  роста  и  физиологической  перестройки  организма  у подростков  может  возникнуть  чувство  тревоги,  повышенная   возбудимость, сниженная  самооценка.  В  качестве  общих   особенностей   этого   возраста отмечаются   изменчивость    настроений,    эмоциональная    неустойчивость, неожиданные   переходы  от  веселья  к  унынию  и  пессимизму.   Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. Центральным     психологическим новообразованием  в  подростковом   возрасте   становится   формирование   у подростка своеобразного  чувства  зрелости,  как  субъективного  переживания отношения к  самому  себе  как  к  взрослому1.  Физическое  возмужание  дает подростку ощущение зрелости, но в социальный статус его в школе и  семье  не меняется.   И   тогда   начинается   борьба   за   признание   своих   прав, самостоятельности, что непременно приводит к  конфликту  между  взрослыми  и подростками. В результате  возникает кризис подросткового возраста.  Суть  подросткового  кризиса  составляет свойственные  этому  возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним  относятся:  реакция  эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби). Реакция эмансипации. Эта  реакция  представляет  собой  тип  поведения, посредством  которого  подросток   старается   высвободиться   из-под   опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободится,  связана  с борьбой за самостоятельность, за  утверждение  себя  как  личности.  Реакция может  проявляться  в  отказе  от  выполнения  общепринятых   норм,   правил поведения,  обесценивании   нравственных   и   духовных   идеалов   старшего поколения. Мелочная опека,  чрезмерный  контроль  за  поведением, наказание путем   лишения   минимальной   свободы   и   самостоятельности    обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков  на  крайние  меры:  прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.

38. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст  охватывает годы жизни от 14 до 18 лет. В этот период возникает и завершается  ряд морфологических, физиологических  и психологических процессов, существенно  отличающих подростков от детей и  взрослых. Процессы перестройки организма  вызывают значительные изменения в  реакции организма на различные  факторы внешней среды и отражаются на формировании личности. Интенсивно перестраиваются нервно-регуляторные механизмы и нейрогуморальные соотношения. В подростковом возрасте наиболее активно формируется ряд отделов головного мозга, возникают новые связи между нервной и нейроэндокринной системами. Для функционирования последней необходима определенная степень ее зрелости. Только при этом условии в гипоталамусе вырабатываются релизинг факторы, необходимые для гормональной деятельности гипофиза.

Большие изменения происходят и в эндокринной системе. При  этом ведущую роль играют гипоталамус, который является частью нервной  системы и центральной эндокринной  железой, а также гипофиз, половые  железы, надпочечники и щитовидная железа. Масса гипофиза по сравнению  с его массой в дошкольном возрасте увеличивается в 2 раза, размеры турецкого  седла становятся больше у девушек, чем у юношей.

Ряд исследователей считает, что биологический эффект андрогенов и эстрогенов зависит от преобладания одного из них. Однако нельзя исключить  и особую реакцию тканей рецепторов, которая определяется генетическими  и другими факторами. Так, при гинекомастии содержание андрогенов и эстрогенов может быть нормальным, а внешне эстрогенный эффект преобладает.

Гормонами роста являются соматотропный гормон (СТГ) гипофиза, гормоны щитовидной железы – тироксин и трийодтиронин, андрогены

надпочечников и тестикул, а также инсулин. Действуют они в сочетании, но в различные периоды тем или иным из них принадлежит ведущая роль. У подростков наибольшее значение для роста тела в длину имеют андрогены надпочечников, а также гормоны щитовидной железы, которые вне зависимости от пола способствуют росту тела в длину. Роль андрогенов надпочечников и тестикул сказывается также на развитии вторичных половых признаков, наружных половых органов, сперматогенезе и мутации голоса.

СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ (МАЛЬЧИКОВ, ДЕВОЧЕК)

В подростковом возрасте организм детей перестраивается и претерпевает ряд изменений.

Первой начинает меняться их эндокринная система. В кровь  поступает множество гормонов, способствующих развитию и росту тканей. Дети начинают быстро расти. В это же время происходит их половое созревание. У мальчиков  эти процессы происходят в 13–15 лет, тогда как у девочек – в 11–13.

Скелетно-мышечная система  подростков также изменяется. Поскольку  в этот период происходит скачок в  росте, то эти перемены ярко выражены. У подростков появляются свойственные женскому и мужскому полу черты, меняются пропорции тела.

Размеров, подобных взрослым, в первую очередь достигают голова, кисти рук и ступни, после удлиняются конечности, а самым последним  увеличивается туловище. Это расхождение  в пропорциях и является причиной угловатости детей в подростковом возрасте.

Сердечно-сосудистая и нервная системы также подвержены изменениям в этот период. Поскольку развитие организма идет достаточно быстрыми темпами, то могут появиться сложности в работе сердца, легких и в кровоснабжении головного мозга.

Все эти изменения обусловливают  как прилив энергии, так и острую чувствительность к различным воздействиям. Негативных проявлений можно избежать, не перегружая ребенка множеством заданий, ограждая его от воздействия длительных отрицательных переживаний.

Половое созревание является важным моментом в становлении ребенка  как личности. Внешние изменения  делают его похожим на взрослых, и ребенок начинает ощущать себя иначе (старше, взрослее, самостоятельнее).

Психические процессы, как  и физиологические, также претерпевают изменения. В этом возрасте ребенок  начинает осознанно управлять собственными мыслительными операциями. Это влияет на все психические функции: память, восприятие, внимание. Ребенка увлекает само мышление, то, что он может оперировать  различными понятиями, гипотезами. Восприятие ребенка становится более осмысленным.

Память проходит процесс  интеллектуализации. Иными словами, ребенок запоминает информацию целенаправленно, осознанно.

В I период возрастает значение функции общения. Происходит социализация личности. Ребенок усваивает моральные  нормы и правила.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Личность подростка только начинает формироваться. Большое значение имеет самосознание. Впервые ребенок  узнает о себе в семье. Именно со слов родителей ребенок узнает, какой  он, и составляет мнение о себе, в  зависимости от которого в дальнейшем выстраивает отношения с другими  людьми. Это является важным моментом, так как ребенок начинает ставить  перед собой определенные цели, достижение которых продиктовано его пониманием своих возможностей и потребностей. Потребность в понимании себя характерна для подростков. Самосознание ребенка выполняет важную функцию  – социально-регуляторную. Понимая  и изучая себя, подросток в первую очередь выявляет свои недостатки. У него появляется желание их устранить. По прошествии времени ребенок начинает осознавать все свои индивидуальные особенности (как отрицательные, так и положительные). С этого момента он старается реально оценивать свои возможности и достоинства.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Детская психология"