Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Детская психология".
29. Особенности психического развития ребенка в период раннего возраста.
В возрасте
1 – 3 лет ребенок приобретает
некоторую степень
30. Психологическое содержание кризиса 3-х лет. Для всех исследователей, изучавших кризис 3 лет, очевидно, что главные изменения в этот период сосредоточены вокруг «оси Я». Их сути в психологической эмансипации Я ребенка от окружающих взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений — упрямством, негативизмом и др. Новообразованием кризиса 3 лет называется также возникновение системы Я, появление «личного действия» и чувства «Я сам». Как правило, говоря о кризисе 3 лет, в качестве его симптомов традиционно называют упрямство, негативизм, протест против близких взрослых, строптивость, стремление к деспотическому управлению окружающими. Анализ этой негативной симптоматики позволил исследователям выделить неудовлетворенность взаимоотношениями с взрослыми, стремление занять иную позицию в окружающем мире как причину возникновения этих проявлений. Результативная сторона деятельности становится для детей все более значимой, а фиксация их успехов взрослым — важным элементом ее исполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность совершаемого, что вызывает к жизни появление аффективных форм поведения, таких, как преувеличение своих достижений, попытки обесценить свою неудачу. Возрастает активность детей и в поиске оценки взрослого, совершенствуются средства этого поиска. В период кризиса 3 лет складывается личностное новообразование, проявляющееся как гордость за свои достижения.
31. Психологическая характеристика дошкольного возраста.
Ребенок
выходит из кризиса 3 лет с желанием
действовать автономно и с
системой самооценки. Благодаря развитой
речи и способности передвигаться
он может чувствовать
произвольность (возможность приостанавливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования);
способность к обобщению переживаний (начинает появляться стойкое отношение к чему-либо, т.е. развитие чувств);
в начале
этого периода возникает
в нравственном развитии осуществляется переход от принятия культурных и нравственных норм как данности к сознательному их принятию.
Младший
дошкольный возраст – благодатная
пора для развития речи. Именно в
период от 3 до 5 лет в развитии речи
происходят значительные изменения. К
4-м годам малыш начинает активно
овладевать синтаксической стороной речи,
в его речи возрастает количество
распространенных, сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений. К 5
годам дети уже хорошо понимают прочитанный
вслух текст, способны пересказать
сказку или рассказ, построить рассказ
по серии картин, обосновывать ответы
на вопросы. К 5 годам происходят существенные
сдвиги и в развитии логического
мышления детей. Они осваивают прием
сравнения и сопоставления
Игра как ведущая
деятельность.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка
дошкольного возраста. Предметом игровой
деятельности является взрослый человек
как носитель определенных общественных
функций, вступающий в определенные отношения
с другими людьми, использующий в своей
деятельности определенные правила.
Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры. В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.
- тема;
- Сюжет
- та сфера действительности, которая
отражается в игре. Сначала ребенок
ограничен рамками семьи и
поэтому игры его связаны
Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.
- роль (главная, второстепенная);
- игрушки, игровой материал;
- игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком)
Младшие
дошкольники имитируют
Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.
Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение.Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!").
В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
Роль игры в развитии психики ребенка.
1) В
игре ребенок учится
2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо".
3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
4) Формируются
новые мотивы и потребности
(соревновательные, игровые мотивы,
потребность в
5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
Теории игры:
Гросс: игра - это упражнения,
определяемые инстинктами; Холл: игра
- это инстинкты, в которых ребенок
отражает переживания прошлых поколений;
Фрейд - игра - особая форма удовлетворения
глубинных влечений; Адлер - игра - это
способ преодоления комплекса
Развитие сюжетно-ролевой игры связано с расширением опыта ребенка; развиваются основные структурные компоненты игры - сюжет усложняется, становится богаче, разнообразнее; содержание - отражение действий в младшем возрасте; отражение взаимоотношений в среднем, отражение правил жизни - в старшем возрасте; роль -богаче, действия - разнообразнее; правила.
Влияние игры на психическое развитие ребенка - развитие личности и освоение социальных ролей; развитие чувств; развитие волевой сферы (правила); развитие способностей; развитие речи, памяти, мышления, внимания, воображения. Игра еще готовит ребенка к будущей учебной деятельности - умение слушать инструкцию и следовать ей.
Значение игры для психического развития ребенка. Др. виды деятельности школьника. Их роль в развитии психических процессов и личности ребенка.
Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.
Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка, сознательного желания учиться. Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.Игра является и первой школой воли; именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям.
Игра создает и благоприятные
условия для организации
Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения,
В игре формируются или
перестраиваются и частные
В игровой деятельности складываются
благоприятные условия для
Важная роль игры в развитии психических процессов ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.
В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Использование игровых приемов делает обучение в этом возрасте «сообразным природе ребенка».Являясь основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра не исключает и других видов деятельности.
Посильные поручения по хозяйству формируют и укрепляют трудовые навыки и Прививают ребенку положительные черты характера: ответственное отношение к делу, заботу о товарищах. В жизнь дошкольника включаются и элементы учения. Они связаны с дидактическими играми, развивающими познавательные способности детей. В детских садах проводятся занятия по родной речи (обогащение словарного запаса) , по счету. В настоящее время в старших группах организованы занятия, подготавливающие детей к школе. Имеется положительный опыт обучения дошкольников в детских учреждениях музыке, рисованию, иностранному языку. Все перечисленные виды деятельности: игра, элементы труда и учения — готовят ребенка к школе.
Генезис игры в дошкольном возрасте
К концу раннего возраста
возникает сюжетно-
Сюжетно - ролевая игра - включает компоненты:
- сюжет- сфера жизнедеятельности взрослых, которая отражается в игре (магазин);
- содержание - то, что выделяется в качестве основного момента деятельности взрослых(действия взрослых, взаимоотношения взрослых, правила жизни взрослых);
- роль - образ, который
ребенок реализует в игре
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Детская психология"