Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 21:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Юридическая психология".
Физическими стрессорами могут быть высокие температура, радиационный фон, различного вида промышленная интоксикация, шумы и т.п.
Эмоциональный стресс бывает кратковременным, насыщенным яркими аффективно окрашенными импульсивными поведенческими реакциями, и длящимся, пролонгированным, имеющим затяжной по времени характер.
Динамика развития стресса:
1) стадия тревожности. под воздействием психотравмирующих факторов у субъекта возникает состояние беспокойства, тревоги, постепенно начинают перестраиваться физиологические функции организма, что проявляется в изменении частоты дыхания, пульса, повышении артериального давления и т.д. Какое-то время человек может испытывать состояние оглушенности, у него может несколько снижаться сопротивляемость организма, происходить сужение поля сознания, нарушаться устойчивость внимания. с переходом во вторую стадию, начинается мобилизация его внутренних адаптационных ресурсов и повышается эффективность и активность субъекта.
2) стадия сопротивления. организм человека, его психика перестраиваются, приспосабливаются, адаптируются к новым, усложненным условиям, расходуя внутренние ресурсы. Активизируются мыслительные процессы, познавательная деятельность. наступает ослабление сопротивляемости организма, снижаются качество мышления, уровень работоспособности, начинается спад, переход к заключительной стадии развития стресса;
3) стадия истощения. характеризуется истощением "адаптационной энергии", приводящей к дезорганизации деятельности, нервно-эмоциональному срыву и может даже закончиться летальным исходом.
12. Посттравматические стрессовые состояния, причины возникновения, динамика развития, их влияние на психику человека.
К особому виду стрессовых расстройств относятся так называемые посттравматические стрессовые расстройства. Их характерная особенность состоит в том, что они возникают в экстремальных условиях, охватывая большое число людей, когда их жизнь, здоровье и благополучие подвергаются серьезной, нередко смертельной опасности вследствие воздействия на них ряда психотравмирующих факторов, причем люди не могут избежать травмирующей ситуации и продолжают находиться в ней длительное время. Психологические расстройства, возникающие в данных условиях, имеют глубинный характер и способны сохраняться в течение очень длительного времени, а порой и откладывают на личность пожизненный отпечаток. В подобных ситуациях, выходящих за пределы обычного человеческого опыта, угрожающих жизни, здоровью человека, такой стресс оказывает сильное, пролонгированное, далеко выходящее за пределы стрессогениой ситуации психотравмирующее воздействие на людей, их здоровье, психику, настроение. За эту особенность его называют посттравматическим стрессом (ПТС), приводящим к острой психической дезадаптации, травме и даже к расстройствам личности и поведения. В психологии рассматриваемое явление определяют как посттравматическое стрессовое состояние (ПТСС), или посттравматические стрессовые нарушения.
Совокупность изменений, происходящих в описанных условиях, носит название посттравматического стрессового синдрома. Его отличительными чертами являются переживание людьми состояний тревоги и страха, депрессивное состояние, апатия, подавленность, порой сменяющиеся приступами ярости; после выхода из травмирующей ситуации могут сохраниться необоснованная боязнь преследования, депрессия, страх.
Еще одним из состояний, имеющих значение для рассмотрения гражданских и уголовных дел, является фрустрация – особое психическое состояние, вызванное невозможностью достичь желаемого в силу объективно непреодолимых обстоятельств или обстоятельств, субъективно воспринимаемых как непреодолимые. Это состояние также называют «стрессом рухнувшей надежды».
13.Фрустрация.
Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным.
Причины:
1) Отрицательная социальная
2) Неожиданность. (Например, пропажа предмета, имеющего важное значение, причем пропажа внезапная);
3) Беспардонность, бестактность, грубость и т.д.
Признаки:
1) Наличие потребности, мотива, цели,
первоначального плана
2) Наличие сопротивления (препятствие - фрустратор), при этом сопротивление может быть внешним и внутренним, пассивным и активным
Влияние: Чувство гнетущего напряжения; Тревожность; Неудовлетворенность собой и обстоятельствами жизни; общий упадок сил; ощущение эмоционального опустошения; отчаяние.
Роли фрустрации:
1) Конструктивная – помогает научаться, человек старается достигнуть определенных результатов;
2) Деструктивная – человек не видит альтернатив, снижается уровень внимания, мышления
Выход из фрустрации:
1) Изменение тактики поведения;
2) Изменение цели;
3) Отказ от задуманного.
14. Аффект.
Аффект-это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии.
Диагностические признаки:
1) Дезорганизация моторного
2) Кратковременный, взрывной характер
эмоциональной разрядки. (Высокая
концентрация сил не позволяет
этому состоянию длиться долго.
3) Субъективная внезапность. Аффект
возникает неожиданно для
4) Снижение эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля;
5)Внешне наблюдаемые признаки. (изменение кровяного давления (изменение цвета кожи), частота сердечных сокращений, частота и глубина дыхания(изменение голоса и речи).
Течение аффекта. Фазы: подготовительная, фаза взрыва, исходная (заключительная).
1. Подготовительная: сознание сохраняется во всех случаях. Появляется напряжение эмоций и концентрация представлений на определенном фокусе внимания. Восприятие в этой фазе нарушается нерезко, но способность наблюдать и осознавать происходящие психические процессы и переживания расстроена. Бедный, сильно суженный круг представлений резко аффективно окрашен. Душевная деятельность односторонняя – стремление осуществить свое намерение. Вся остальная личность перестает существовать.
2. Фаза взрыва: с биологической
точки зрения является
3. Заключительная фаза: истощение
психических и физических сил.
Отсроченные воспоминания о
Особенности аффекта – отсутствие предварительного плана, использование того, что подвернется под руку, амнезия.
Основа: длительное аффективное напряжение или временное нервно-психическое истощение у психически здоровых людей.
Уголовно-правовое значение аффекта
15.
Уголовно-правовое значение
Знание диагностических признаков аффекта помогает следователю (суду) проводить допрос свидетелей, потерпевших, самого обвиняемого (подсудимого), собирать необходимую информацию для ее оценки на предмет установления с помощью судебно-психологической либо комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы наличия физиологического аффекта с последующей квалификацией правоохранительными органами содеянного виновным по ч. 1, 2 ст. 107 УК (убийство, совершенное в состоянии аффекта) или по ст. 113 УК (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта).
16.Разновидности
аффективных состояний
17. Понятие, свойства темперамента, основные типы, проявление свойств темперамента в поведении человека
Темперамент — комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности: интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности.
К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности:
- которые регулируют динамику
психической деятельности в
- характеризуют особенности
- имеют устойчивый и постоянный
характер и сохраняются в
- находятся в строго
- однозначно обусловлены общим типом нервной системы.
В структуре темперамента можно выделить три главных компонента:
- общую активность индивида;
- его двигательные проявления;
- его эмоциональность.
Общая психическая активность индивида характеризует «динамические» особенности личности, её тенденции к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Степени активности распределяются от вялости, инертности до предельной энергичности, стремительности действий. Двигательный, или моторный, компонент определяется его значением как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний.
Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить быстроту, силу, резкость, ритм, амплитуду и ряд других признаков мышечного движения (часть из них относится и к речевой моторике).
Третий компонент темперамента - эмоциональность, характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Основные моменты эмоциональности - впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность. Впечатлительность выражает степень аффективной восприимчивости субъекта, импульсивность - быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий, эмоциональная лабильность - скорость, с которой данное эмоциональное состояние прекращается или сменяется другим.
Научное объяснение природы темперамента впервые дал И. П. Павлов в своем учении о типах высшей нервной деятельности. Он установил, что особенность высшей нервной деятельности определяется различными соотношениями возбуждения и торможения, происходящими в коре головного мозга, и характеризуется: 1) силой, зависящей от работоспособности нервных клеток; 2) подвижностью, т. е. их способностью быстро сменять друг друга и 3) равновесием между ними. Эти свойства нервных процессов, проявляясь и сочетаясь по-разному у разных людей, образуют определенный тип нервной деятельности или нервной системы. Людей с сильной нервной системой делят на две группы. У одних возбуждение преобладает над торможением, и потому они слишком возбудимы, «безудержны», у вторых — процессы возбуждения и торможения находятся в равновесии. Люди второй группы, в свою очередь, подразделяются на живых (с подвижными нервными процессами) и спокойных (с менее подвижными, инертными нервными процессами).
В результате такого деления получились следующие четыре типа высшей нервной системы, каждый из которых, по Павлову, соответствует одному из традиционных темпераментов:
• сильный, неуравновешенный, подвижный («безудержный») тип, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением, — холерическому;
• сильный, уравновешенный, подвижный («живой») тип, отличающийся подвижностью процессов возбуждения и торможения, т. е. быстрой сменяемостью их, — сангвиническому;
• сильный, уравновешенный, инертный («спокойный») тип, характеризующийся малой подвижностью процессов возбуждения, их медленной сменяемостью — флегматическому;
• слабый, неуравновешенный, инертный тип, характеризующийся слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов, — меланхолическому.
18.
Характер: определение, основные свойства,
их влияние на поведение
Характер − индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с др. сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.
Характер проявляется в деятельности, общении, в манере поведения человека. В нем выражается отношение субъекта к явлениям общественно-трудовой, личной жизни в различных ситуациях, в которых субъект проявляет себя в целом как личность. Эти отношения формируют индивидуальный стиль поведения.
Характер в отличие от темперамента обусловлен не только свойствами нервной системы, наследственными факторами, но он также формируется и в условиях активного воздействия на человека социально-культурной среды, зависит от воспитания, общественных, межличностных отношений, в которые он вовлечен и в которых активно участвует.
Характеры в целом различают по их определенности и цельности. Определенный характер – это характер с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт. У людей с неопределенным характером подобные черты отсутствуют или выражены очень слабо. Выделяют цельные и противоречивые характеры. Цельные характеры отличаются отсутствием противоречий между осознанием целей и самой деятельностью, единством мыслей и чувств. Противоречивому характеру свойствен разлад убеждений и деятельности, наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Юридическая психология"