Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психологии»
По общим основам психологии
Психология — это наука о психике, психической жизни и психической деятельности.
Согласно определению А.Н. Леонтьева, психология — это наука о порождении, функционировании и структуре субъективного образа действительности в ходе осуществления предметной
деятельности индивида.
Предмет психологии – психика - это отражение объективной реальности, которая необходима субъекту для жизни и деятельности в ней для управления своим поведением.
Представления о предмете психологии:
1. Психологии следует изучать душу как некую неоспоримую данность. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, традиционно определяется от V—IV вв. до н.э. до начала XVIII в. При этом существовало множество подходов и трактовок ≪души≫, ее проявлений и описаний. (Платон, Аристотель…)
2. Исторически вторым представлением о предмете психологии выступили явления сознания как некоторые составляющие элементы внутреннего, ментального, переживаемого человеком мира.Человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Согласно новому подходу, именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения. ( Ньютон )
3. К истокам новой, эмпирической, физиологической, ассоциативной, экспериментальной психологии относятся исследования Г.Т. Фехнера (1801 — 1887), Г. Эббингауза (1850—1909), В. Вундта (1832—
1920), Ф. Гальтона (1822— 1911) и многих других специалистов в области физиологии, астрономии, математики. В новую психологическую практику введен аппарат математики и математической статистики. Разрабатываются основы психологического эксперимента. В 1879 г. в Лейпциге открыта первая в мире лаборатория физиологической психологии.
4. бихевиоризм, оформившийся в конце XIX — начале XX в. в США. ≪Behaviour≫ по-английски — ≪поведение≫, оно и стало предметом новой объективной науки. На организм животного, человека воздействуют конкретные, измеряемые внешние стимулы, на которые возникает объективная реакция ответа. (стимул-реакция).
В.И. Ленин: Психика— это субъективный образ объективного мира :
1. Первым, что вытекает из приведенной формулировки психики, является утверждение ее вторичности, производности по отношению к первичному миру.
2. Субъективность психики, подчеркнутая в обсуждаемой трактовке, означает также, что образ в определенном философском смысле идеален, т.е. наличествует только в сознании.
3. Термин «субъективный» в
исходном определении
4. Субъективный — это значит созданный личностью, субъектом, рожденный в его активности,
в особой отражательной деятельности. Психическое отражение по определению активно, а не зеркально, не пассивно.
5. Пристрастностью. Поскольку образ создан субъектом, принадлежит ему, используется им,
то этот образ непременно несет в себе те или иные проекции самого субъекта.
+ психика – это субъективный (активный, личностный, пристрастный, идеальный, вторичный) образ объективного мира, существующий в отношениях и взаимодействии, в единстве телесного и духовного, физиологического и социального, субъекта и объекта.
Психика отображает 4 мира:
- физический
- социальный
- мир культуры
- внутр. мир чел-ка
Отображает в процессе мышления, воображения итд, т. е. благодаря психологическим процессам.
Современная мировая психология — это разветвленная наука, многочисленные разделы которой объединены одним предметом —психикой, но выделяются в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее выраженный аспект, в каких конкретных условиях. Поэтому классификация разделов психологии является очень условной, пересекающейся, меняющейся.
Основные разделы:
- общая психология
- социальная
- возрастная
- педагогическая
- психология труда
- психолингвистика
- дифференциальная психология
- психометрия
- психофизиология
- медицинская психология
- зоопсихология
Метод — это путь научного познания.
C.JI. Рубинштейн - это способ, посредством которого познается предмет науки.
Методика — это вариант, частная реализация метода в конкретных условиях: организационных, социальных, исторических.
Набор или система методов и методик любой науки не являются случайными, произвольными. Они складываются исторически, видоизменяются, развиваются, подчиняясь определенным закономерностям, методологическим правилам.
Методология — это не только учение о методах, правилах их выбора или использования. Это систематическое описание самой философии, идеологии, стратегии и тактики научного исследования,
стоящее над частной теорией науки. Методология задает, что именно, как и для чего мы исследуем, как интерпретируем получаемые результаты, как реализуем их на практике.
Этапы психологического исследования:
1 этап - является формулировка проблемы, обозначение целей и задач применительно к той психологической феноменологии,
которая должна быть изучена ввиду
своей теоретической или
2 Параллельно идет этап формулирования рабочей гипотезы, т.е. некоторого предположительного объяснения причин изучаемых явлений и закономерностей. Гипотеза— это как бы ожидаемый результат, который вовсе не обязательно подтвердится в исследовании. Но гипотеза совершенно необходима для каждого научного исследования. Она во многом предопределяет его ход,
эффективность.
3 Далее идет этап исполнения, т.е. собственно проведение научного исследования: теоретического или эмпирического.
4 На четвертом этапе, являющемся, как правило, самым трудоемким, идет обработка полученных результатов, их анализ, обсуждение, сопоставление, интерпретация. Здесь обобщаются данные,
делаются выводы и заключение, подводятся общие итоги и формулируются новые вопросы и проблемы.
Методы психологии.
Известно несколько
Классификация по Ананьеву
Выделил 4 группы методов:
1 группа – организационные методы.
К ним относится: а) сравнительный метод. (сопоставляются, например, результаты нескольких испытуемых, двух групп, сравниваются показатели, получаемые по одинаковым (или разным) методикам в разные периоды времени (метод «поперечных срезов»).
б ) лонгитюдный метод построен на длительном по времени прослеживании психического развития или изменения одних и тех же параметров у одной и той же группы испытуемых. Это «продольный срез» во времени, аналогичный логике формирующего исследования.
в) комплексный метод состоит в систематической организации двух предшествующих способов познания, в междисциплинарности подходов, методов и методик.
2 группа (самая обширная) - эмпирические методы
Преимущества этого метода – деятельность чел-ка протекает в естественных, нормальных для него условиях
Плюсы: эксперимент позволяет задействовать у испытуемого любой интересующий
исследователя процесс или
состояние. Не нужно ждать, к примеру, проявления
воли,
экспериментатор, предварительно выделив все условия, влияющие на исследуемое
явление, может планомерно менять их: увеличивать, уменьшать, исключать, т.е.
целенаправленно организовывать течение изучаемого процесса.
управляемое варьирование факторов дает возможность достоверно выявить меру
влияния каждого из них на исследуемое
явление, т.е. обнаружить объективные закономерности, зависимости.
Минус: трудность – ограничение: как психическая, так и внешняя деятельность испытуемого протекает как бы искусственно, в навязанной последовательности, в необычных условиях. Человек знает, что это не реальная практика, а лишь эксперимент.
Выделяют множество видов эксперимента:
- аналитический
- полевой
- лабораторный
- обучаемый
- естественный (предложил Лазурский) – исследуемая деят-ть протекает в обычных условиях, человек
3 группа - методы
обработки полученных
4 группа – интерпретационные методы (направлены на теоритическое объяснение, психологическую
Термин «филогенез» произошел от греч. phyle (род, племя) и genesis (происхождение).
Согласно одной из точек зрения психика присуща всей природе, делая ее ≪одухотворенной≫ (Ж. Робине, Г.Фехнер). Данная теория получила название панпсихизм. Другие ученые связывали психику только с появлением человека — антропопсихизм (Р. Декарт). Распространенным было и мнение, что психика является свойством всякой живой материи — биопсихизм (Э. Геккель, В. Вундт).
А.Н. Леонтьев считал неправомерной ни одну из приведенных точек зрения на решение проблемы возникновения психики. Его гипотеза заключалась в том, что психика возникает лишь на высших ступенях органической живой материи. Живая материя даже в начальных простейших формах существенно отличается от неживой природы характером взаимодействий с ней.
Взаимодействие в виде обмена веществ стало необходимым условием сохранения жизни. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется в особом свойстве живых организмов — раздражимости. Раздражимость — это допсихическая форма отражения внешней среды.
Допсихическое отражение имеет место у растений и у некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растительным и животным миром.
Изменения – усложнение
Появление чувствительности определило более высокий, качественно новый уровень отражения объективной действительности и, согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, выступает как объективный
критерий возникновения психики. Разнообразие внешних условий жизни, их постоянное изменение стали причиной дальнейшего развития психики, появления ее новых, более совершенных форм.
В зоопсихологии выделены три основные стадии развития психики :
1. Стадия элементарной сенсорной
психики. Психическое
2. Стадия перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами среды, но в форме отражения набора качеств, вещей. На этой стадии также выделяются низший и высший уровни. На разных уровнях стадии перцептивной психики находятся большинство существующих ныне позвоночных животных.
3. Стадия интеллекта. На этой стадии находится небольшое число видов самых высокоорганизованных млекопитающих — человекоподобных обезьян. Отличительная способность интеллекта животных
заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще более
сложная форма — решение задач.
С появлением человека начинается история новой ступени психики — история развития человеческого сознания. Существует специальная отрасль психологии — сравнительная психология, предметом которой является изучение общего и различного в психике животных и человека, изучение становления человеческой психики в антропогенезе —процессе происхождения человека.