Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка
Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Когда двое вознаграждают друг друга в равной мере это значит, что в основе такого обмена лежит реципрокность (обоюдность). Члены семьи, как правило, в одинаковой мере подкрепляют поведение друг друга, что способствует его сохранению брака. Обоюдность распространяется на многие аспекты отношений, это означает, что партнер не обязательно должен немедленно компенсировать полученную выгоду. К сожалению, ожидание незамедлительной реакции супруга зачастую вызывает фрустрацию и ухудшение отношений.
Понятие принуждения – чрезмерное, частое использование аверсивных стимулов.
Попытка контролировать поведение с использованием отрицательного подкрепления называется принуждением. Принуждение часто инициирует цепочку взаимодействий, которые затем самовоспроизводятся, несмотря на то, что неприятны обоим партнерам.
Таким образом, в свете теории социального научения семейный конфликт считается результатом злоупотребления тактикой аверсивного контроля в ущерб положительному подкреплению. Обычно недостаточное количество позитивных подкрепляющих стимулов с обеих сторон со временем приводит к снижению взаимной привлекательности партнеров.
Молодые супруги на первых порах без особого труда чрезвычайно интенсивно используют положительные подкрепления. Причины тому - и наличие взаимной симпатии, и новизна отношений и частое совместное времяпрепровождение. Супруги отмечают, что их контакты в этот период вызывают только приятные эмоции, практически не оставляя места затратам, столь актуальным в последующем. По мере возникновения необходимости решать повседневные проблемы, воспитывать детей и приспосабливаться к меняющимся ролевым требованиям возрастает вероятность конфликта. Неспособность разрешать этот конфликт является наиболее распространенной причиной неудачи в браке.
Удовлетворённость отношениями прямо пропорциональна уровню обоюдности и обратно пропорциональна уровню принуждения.
Удовлетворённость в браке в большей степени обусловлена отсутствием взаимных фрустраций, нежели обменом и частотой удовольствий.
Причины неблагополучия:
Бихевиористический подход в супружеской терапии основан на предположении, что супруги в конфликтных ситуациях недостаточно владеют навыками и умениями социального взаимодействия. Акцент при обучении ставится на редукции негативных и усилении позитивных видов поведения у брачных партнеров.
Марголин, Якобсон. Признаки здоровой семьи: - способность семьи решать проблемы.
Особые коммуникативные умения:
9. Рационально – эмотивный подход к семье. Понятие о семейных мифах и их роль в регуляции брачно-семейных отношений.
СтруктуруаАВС: этой схеме буква «А» обозначала Активирующее событие, «В» представляла собой Взгляд человека на данное событие, а «С» - эмоциональную или поведенческую реакцию человека, или непосредственное Следствие тех взглядов, которые содержались в «В». РЭПТ - терапевты часто различают нарушения супружеских отношений и супружескую неудовлетворенность. Нарушения супружеских отношений возникают, когда у одного или обоих партнеров имеется эмоциональный дискомфорт по причине этой неудовлетворенности. Эмоциональное расстройство, или «С» согласно формуле АВС РЭПТ, происходит не только по причине события «А», но, главным образом, из-за определенного рода оценочного мышления, или Взглядов («В»). 4 группы иррациональных установок: 1. Установки долженствования. 2. Катастрофические установки. 3. Установка обязательной реализации своих потребностей. 4. Оценочная установка. Теория РЭПСТ отмечает, что существует два основных фактора супружеской неудовлетворенности: мифы об отношениях и несовместимость по важным параметрам. Семейный миф -- это многофункциональный семейный феномен, формирующийся на макро системном и проявляющийся на микро системном уровне в виде совокупности представлений членов данной семьи о ней самой: «Мы -- дружная семья», «Мы -- семья героев», «миф о спасателе». Миф о вечной любви, Миф о волшебной силе любви, Миф об абсолютной открытости супругов.
10. Гуманистическая теория семьи
Люди изначально добры и обладают стремлением к совершенству, а значит, естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации (отличия друг от друга), автономности и зрелости. Важнейший мотив жизни человека – это актуализировать (сохранить и развить себя),максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.В последние годы Роджерс пришел к взгляду на терапевтический процесс как один из моментов межличностных отношений и коммуникации вообще. Это привело его к формулировке общей теории межличностных отношений . Основной постулат этой теории обозначен Роджерсом следующим образом:"При допущении а) минимального желания со стороны двух людей быть в контакте; б) способности и минимального желания со стороны каждого получать коммуникацию от другого и в) продолжительности контакта в течение некоторого времени – последующие отношения предположительно будут истинными.
Чем больше конгруэнтность опыта, сознавания и коммуникации со стороны одного индивида, тем больше последующие отношения будут иметь тенденцию к реципрокной коммуникации с возрастанием конгруэнтности, тенденцию к взаимно более точному пониманию сообщений, улучшению психологической оценки и функционирования с обеих сторон, взаимной удовлетворенности отношениями" .
Следует отметить, что достаточно, чтобы один из участников чувствовал конгруэнтность, чтобы начали происходить изменения в другом.
Наилучшие браки осуществляются между людьми, которые конгруентны сами, наименее отягощены «условиями ценности», и способны на подлинное принятие других. Роджерсовские представления о любых длительных интимных отношениях, таких как брак, фокусируются в четырех основных элементах: постоянно поддерживаемое обязательство, выражение чувств, непринятие специфических ролей и способность разделить внутреннюю жизнь партнера.
Главной его особенностью
открытого брака является негласный
или озвученный договор о
Кратохвил С предлагает рассматривать следующие принципы открытого брака:
* строить жизнь на основе настоящего и исходя из реалистических желаний;
* относиться с уважением к личной жизни партнера; Поткрытость общения: свободно, открыто выражать чувства («Скажи, что видишь и чувствуешь, но без критики»);
* подвижность и гибкость ролевого общения; открытое партнерство: иметь право на свои интересы, свой круг друзей;
* равноправие: справедливое разделение ответственностии благ;
* аутентичность: знать себе
цену и не позволять
* доверие: сочетание «статистического»
доверия с «динамическим»
Этот брак является исторически новым феноменом, т. к. для традиционных представлений он фактически узаконивает право на измену. Достаточно часто брачно-семейные отношения сотрясаются фактами измены супругов. Открытый брак возник как отказ от поведения предыдущих поколений, которые, сталкиваясь с изменой, начинали шпионить, ревновать. Сторонники открытого брака считают, что если брак существует только на долге, то он по сути себя исчерпал, кроме того, в форме открытого брака они видят возможность протестовать против запретов церкви на разводы.
11. Понятие о дифференциации Я и дифференциации межличностных отношений в теории эмоциональных систем М. Боуэна.
Понятие о дифференциации
Понятие дифференциации является ключевым в теории Берна. Он рассматривает дифференциацию «Я» и дифференциацию в межличностных отношениях.
Дифференциация «Я» имеет отношение к степени слияния эмоциональной и интеллектуальной систем у человека. Дифференциация эмоционального и интеллектуального функционирования является универсальной характеристикой и поэтому может быть использована для категоризации людей на общем континууме.
Представим шкалу дифференциации:
0 25 50 75 100
В нижней точке шкалы (0-25 баллов) находятся те люди, у который эмоциональная и интеллектуальная системы находятся в слиянии. Их эмоции и интеллект настолько смешаны. что они следуют моделям инстинктивного поведения. Им трудно различать эмоции и факты.
Недифференцированные люди эмоционально зависимы от окружающих и стремятся найти комфорт в эмоциональной близости, слиянии с другими людьми.
Согласно Боуэну, эмоционально зависимые люди могут иметь разный, в том числе и высокий, уровень интеллекта. Речь идет о том, что люди с низким уровнем дифференциации, принимая решения, действуют под влиянием эмоций.
Высокая дифференциация «Я» (75-100 баллов) проявляется в том, что интеллектуальная и эмоциональная системы могут работать эффективно, сотрудничая друг с другом. Интеллектуальная система настолько отдифференцирована от эмоциональной, что они функционируют автономно. В случае сильной тревоги эмоции не доминируют над интеллектом.
Но и хорошо дифференцированные люди могут находиться под сильным стрессовым давлением. И они не всегда используют конструктивные способы решения проблем, затрачивая много эмоциональной энергии. Но в отличие от людей с низким уровнем дифференциации, они быстро восстанавливаются.
Понятие дифференциации используется и для различения собственного «Я» и псевдо-«Я» человека.
Псевдо-«Я» включает в себя набор идей, знаний, мнений, оценок, обязательных принципов, поскольку это считается принятым в той или иной группе. Они возникают под эмоциональным давлением группы, поэтому их набор случаен и непоследователен, что не осознается человеком. Человеку с низким уровнем дифференциации трудно отличить свое истинное «Я» от псевдо-«Я».
Собственное «Я» не участвует в процессах слияния. Оно состоит из четко определенных принципов, идей, убеждений, которые возникли у человека из собственного жизненного опыта, в результате его интеллектуального анализа, осмысления в ситуациях выбора и принятия решений. Это последовательная система убеждений и принципов, не противоречащих друг другу, что позволяет человеку принимать взвешенные решения в случае сильной тревоги, эмоционального давления, взяв на себя ответственность за последствия сделанного выбора.
Дифференциация в межличностных отношениях
Согласно М. Боуэну, основные паттерны взаимодействия в период ухаживания, между супругами, матерью, отцом и ребенком являются репродукцией способов эмоционального взаимодействия в предшествующих поколениях и будут повторяться в последующих. Люди предпочитают вступать в брак, имея схожий уровень дифференциации, который определяется паттернами жизненных стилей и уровнями дифференциации, созданными в их родительских семьях.
Чем ниже уровень
дифференциации супругов, тем больше
возникает у них эмоциональных
проблем в межличностных