Шпаргалки по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Вложенные файлы: 7 файлов

1-23.docx

— 139.78 Кб (Скачать файл)

Когда двое вознаграждают друг друга в равной мере это значит, что в основе такого обмена лежит реципрокность (обоюдность). Члены семьи, как правило, в одинаковой мере подкрепляют поведение друг друга, что способствует его сохранению брака. Обоюдность распространяется на многие аспекты отношений, это означает, что партнер не обязательно должен немедленно компенсировать полученную выгоду. К сожалению, ожидание незамедлительной реакции супруга зачастую вызывает фрустрацию и ухудшение отношений.

Понятие принуждения – чрезмерное, частое использование аверсивных стимулов.

Попытка контролировать поведение с использованием отрицательного подкрепления называется принуждением. Принуждение часто инициирует цепочку взаимодействий, которые затем самовоспроизводятся, несмотря на то,  что неприятны обоим партнерам.

Таким образом,  в свете теории социального научения  семейный конфликт  считается результатом злоупотребления тактикой аверсивного контроля  в ущерб положительному подкреплению. Обычно недостаточное количество позитивных подкрепляющих стимулов с обеих сторон со временем  приводит к снижению взаимной привлекательности партнеров.

Молодые супруги на первых порах  без особого труда чрезвычайно интенсивно используют положительные подкрепления. Причины тому -  и наличие взаимной симпатии, и новизна отношений и частое совместное времяпрепровождение. Супруги отмечают, что их контакты в этот период вызывают только приятные эмоции, практически не оставляя места затратам, столь актуальным в последующем. По мере возникновения необходимости решать повседневные проблемы, воспитывать детей и приспосабливаться к меняющимся  ролевым требованиям возрастает  вероятность конфликта. Неспособность разрешать этот конфликт является наиболее распространенной  причиной неудачи в браке.

Удовлетворённость отношениями прямо пропорциональна уровню обоюдности и обратно пропорциональна уровню принуждения.

Удовлетворённость в браке в большей степени обусловлена отсутствием взаимных фрустраций, нежели обменом и частотой удовольствий.

Причины неблагополучия:

  1. Супруги получают в браке мало позитивных подкреплений.
  2. В отношениях преобладает наказание над позитивным подкреплением.
  3. Один из супругов получает больше, чем отдаёт.
  4. Новое, желаемое поведение не получает позитивного подкрепления.
  5. Внебрачные источники удовольствия конкурируют с брачными.

Бихевиористический подход в супружеской терапии основан на предположении, что супруги в конфликтных ситуациях недостаточно владеют навыками и умениями социального взаимодействия. Акцент  при обучении ставится на редукции негативных и усилении позитивных видов поведения  у брачных партнеров.

Марголин, Якобсон. Признаки здоровой семьи: - способность семьи решать проблемы.

Особые коммуникативные умения:

  1. Ясность в изложении своих умений (конкретно формулировать свои просьбы)
  2. Умение выслушивать партнёра не искажая его слова.
  3. Готовность выслушать вльтернативную точку зрения.
  4. Ясно, без кгрессии выражать свои порицания и требования.
  5. Способность к компромиссу.
  6. Искоюяение критикующих обобщающих фраз: «ты всегда…»

 

9. Рационально – эмотивный подход к семье. Понятие о семейных мифах и их роль в регуляции брачно-семейных отношений.

СтруктуруаАВС: этой схеме буква «А» обозначала Активирующее событие, «В» представляла собой Взгляд человека на данное событие, а «С» - эмоциональную или поведенческую реакцию человека, или непосредственное Следствие тех взглядов, которые содержались в «В». РЭПТ - терапевты часто различают нарушения супружеских отношений и супружескую неудовлетворенность. Нарушения супружеских отношений возникают, когда у одного или обоих партнеров имеется эмоциональный дискомфорт по причине этой неудовлетворенности. Эмоциональное расстройство, или «С»  согласно формуле АВС РЭПТ, происходит не только по причине события «А», но, главным образом, из-за определенного рода оценочного мышления, или Взглядов («В»). 4  группы  иррациональных установок: 1. Установки долженствования. 2. Катастрофические установки.  3. Установка обязательной реализации  своих  потребностей. 4. Оценочная установка. Теория РЭПСТ отмечает, что существует два основных фактора супружеской неудовлетворенности: мифы об отношениях и несовместимость по важным параметрам. Семейный миф -- это многофункциональный семейный феномен, формирующийся на макро системном и проявляющийся на микро системном уровне в виде совокупности представлений членов данной семьи о ней самой: «Мы -- дружная семья», «Мы -- семья героев», «миф о спасателе». Миф о вечной любви, Миф о волшебной силе любви, Миф об абсолютной открытости супругов.

10. Гуманистическая  теория семьи

Люди изначально добры и обладают стремлением к совершенству, а значит, естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации (отличия друг от друга), автономности и зрелости. Важнейший мотив жизни человека – это актуализировать (сохранить и развить себя),максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.В последние годы Роджерс пришел к взгляду на терапевтический процесс как один из моментов межличностных отношений и коммуникации вообще. Это привело его к формулировке общей теории межличностных отношений . Основной постулат этой теории обозначен Роджерсом следующим образом:"При допущении а) минимального желания со стороны двух людей быть в контакте; б) способности и минимального желания со стороны каждого получать коммуникацию от другого и в) продолжительности контакта в течение некоторого времени – последующие отношения предположительно будут истинными.

Чем больше конгруэнтность опыта, сознавания и коммуникации со стороны одного индивида, тем больше последующие отношения будут иметь тенденцию к реципрокной коммуникации с возрастанием конгруэнтности, тенденцию к взаимно более точному пониманию сообщений, улучшению психологической оценки и функционирования с обеих сторон, взаимной удовлетворенности отношениями" .

Следует отметить, что достаточно, чтобы один из участников чувствовал конгруэнтность, чтобы начали происходить изменения в другом.

Наилучшие браки осуществляются между людьми, которые конгруентны сами, наименее отягощены «условиями ценности», и способны на подлинное принятие других. Роджерсовские представления о любых длительных интимных отношениях, таких как брак, фокусируются в четырех основных элементах: постоянно поддерживаемое обязательство, выражение чувств, непринятие специфических ролей и способность разделить внутреннюю жизнь партнера.

  • Посвящение соглашения.Каждый из партнеров по браку должен рассматривать «партнерство как продолжающийся процесс, а не как контракт. Осуществляемая работа осуществляется ради своего удовлетворения, так же как и ради удовлетворения другого».
  • Общение– выражение чувств. К. Роджерс настаивает на полном открытом общении. Он утверждает, что следует также подвергнуться воздействию, которое ваши чувства производят на партнера, как и первоначальному выражению самих чувств.
  • Непринятие ролей. Многочисленные проблемы развиваются из попыток удовлетворять ожиданиям других, вместо того, чтобы определить свои собственные. Брак, отягощенный слишком многими нереалистически экспектациями и образами, внутренне неустойчив и потенциально не приносит удовлетворения.
  • Становление собой. Это глубокая попытка обнаружить и принять собственную полную природу. Это наиболее вызывающее из предприятий, решение снимать маски так скоро и так часто, как они проявляются.

 Главной его особенностью  открытого брака  является негласный  или озвученный договор о личной  жизни. Основной конфликт современного  брака состоит в невозможности  сочетания близости и свободного  личностного роста. Целью открытого  брака является увеличение открытости, самовыражения и аутентичности  отношений, увеличение толерантности  партнеров друг к другу.

 Кратохвил С  предлагает рассматривать следующие принципы открытого брака:

* строить жизнь на  основе настоящего и исходя  из реалистических желаний;

* относиться с уважением  к личной жизни партнера; Поткрытость общения: свободно, открыто выражать чувства («Скажи, что видишь и чувствуешь, но без критики»);

* подвижность и гибкость  ролевого общения; открытое партнерство: иметь право на свои интересы, свой круг друзей;

* равноправие: справедливое  разделение ответственностии благ;

* аутентичность: знать себе  цену и не позволять принижатьсвое достоинство;

* доверие: сочетание «статистического»  доверия с «динамическим» доверием.

Этот брак является исторически новым феноменом, т. к. для традиционных представлений он фактически узаконивает право на измену. Достаточно часто брачно-семейные отношения сотрясаются фактами измены супругов. Открытый брак возник как отказ от поведения предыдущих поколений, которые, сталкиваясь с изменой, начинали шпионить, ревновать. Сторонники открытого брака считают, что если брак существует только на долге, то он по сути себя исчерпал, кроме того, в форме открытого брака они видят возможность протестовать против запретов церкви на разводы.

11. Понятие о дифференциации Я и дифференциации межличностных отношений в   теории эмоциональных систем М. Боуэна.

Понятие о дифференциации

Понятие дифференциации является ключевым в теории Берна. Он рассматривает дифференциацию «Я» и дифференциацию в межличностных отношениях.

Дифференциация «Я» имеет отношение к степени слияния эмоциональной и интеллектуальной систем у человека. Дифференциация эмоционального и интеллектуального функционирования является универсальной характеристикой и поэтому может быть использована для категоризации людей на общем континууме.

Представим шкалу дифференциации:

0 25 50 75 100

В нижней точке шкалы (0-25 баллов) находятся те люди, у который эмоциональная и интеллектуальная системы находятся в слиянии. Их эмоции и интеллект настолько смешаны. что они следуют моделям инстинктивного поведения. Им трудно различать эмоции и факты.

Недифференцированные люди эмоционально зависимы от окружающих и стремятся найти комфорт в эмоциональной близости, слиянии с другими людьми.

Согласно Боуэну, эмоционально зависимые люди могут иметь разный, в том числе и высокий, уровень интеллекта. Речь идет о том, что люди с низким уровнем дифференциации, принимая решения, действуют под влиянием эмоций.

Высокая дифференциация «Я» (75-100 баллов) проявляется в том, что интеллектуальная и эмоциональная системы могут работать эффективно, сотрудничая друг с другом. Интеллектуальная система настолько отдифференцирована от эмоциональной, что они функционируют автономно. В случае сильной тревоги эмоции не доминируют над интеллектом.

Но и хорошо дифференцированные люди могут находиться под сильным стрессовым давлением. И они не всегда используют конструктивные способы решения проблем, затрачивая много эмоциональной энергии. Но в отличие от людей с низким уровнем дифференциации, они быстро восстанавливаются.

Понятие дифференциации используется и для различения собственного «Я» и псевдо-«Я» человека.

Псевдо-«Я» включает в себя набор идей, знаний, мнений, оценок, обязательных принципов, поскольку это считается принятым в той или иной группе. Они возникают под эмоциональным давлением группы, поэтому их набор случаен и непоследователен, что не осознается человеком. Человеку с низким уровнем дифференциации трудно отличить свое истинное «Я» от псевдо-«Я».

Собственное «Я» не участвует в процессах слияния. Оно состоит из четко определенных принципов, идей, убеждений, которые возникли у человека из собственного жизненного опыта, в результате его интеллектуального анализа, осмысления в ситуациях выбора и принятия решений. Это последовательная система убеждений и принципов, не противоречащих друг другу, что позволяет человеку принимать взвешенные решения в случае сильной тревоги, эмоционального давления, взяв на себя ответственность за последствия сделанного выбора.

Дифференциация в межличностных отношениях

Согласно М. Боуэну, основные паттерны взаимодействия в период ухаживания, между супругами, матерью, отцом и ребенком являются репродукцией способов эмоционального взаимодействия в предшествующих поколениях и будут повторяться в последующих. Люди предпочитают вступать в брак, имея схожий уровень дифференциации, который определяется паттернами жизненных стилей и уровнями дифференциации, созданными в их родительских семьях.

      Чем ниже уровень  дифференциации супругов, тем больше  возникает у них эмоциональных  проблем в межличностных отношениях. Супруги с невысоким уровнем  дифференциации имеют сильную  потребность в слиянии. Они оказываются  в эмоциональной зависимости  друг от друга, в межличностных  отношениях партнеров участвуют  их псевдо-«Я». Близкие эмоциональные отношения влюбленных - хороший пример утраты и заимствования собственного «Я». Тревога - постоянный спутник межличностных отношений партнеров с низкими профилями дифференциации. Чтобы справиться с тревогой, снизить напряжение в паре, в отношения двоих включают третий объект, которым может быть как человек, так и определенное занятие (работа, алкоголь, друг и т. д.). Возникает треугольник, с помощью которого интенсивность напряжения, тревоги уменьшается, увеличивается эмоциональная дистанция в отношениях пары.

вопросы к ГОСам.docx

— 18.48 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Разбивка по билетам для специализации ПСО.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалки по "Психология"