Шпаргалки по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Вложенные файлы: 7 файлов

69-90.docx

— 118.87 Кб (Скачать файл)
  1. Направления диагностического исследования в семейном консультировании.

Использование любой психодиагностической методики содержит в себе возможность получения самой разнообразной информации о личности тестируемого. Все определяется целью, стоящей перед исследователем: для чего и какая информация о человеке ему необходима. Наша диагностическая цель состоит в изучении тех личностных особенностей, от которых в наибольшей степени зависит уровень удовлетворенности—неудовлетворенности партнерскими взаимоотношениями клиента. Таким образом, первым и основным направлением психодиагностического исследования является изучение особенностей половой (гендерной) идентичности клиента, его полоролевых представлений, которые являются отражением хода психосексуального развития человека. Вторым направлением психодиагностического исследования является изучение самооценки клиента как основного регулятора поведения. Особенности самооценки непосредственно определяют успешность или неуспешность установления и поддержания партнерских взаимоотношений. В зависимости от самооценки по-разному строится поведение консультанта с клиентом. Различия в самооценке определяют и разницу в содержании психокоррекционных мероприятий, а также их длительность.

Третьим направлением психодиагностического исследования является изучение индивидуальной выраженности и согласованности у клиентов потребности в слиянии (сопринадлежности)— индивидуации (отдельности), что является одной из существенных сторон совместимости в паре. Упомянутые выше диагностические методики можно условно объединить в два блока. Первый блок включает в себя следующие методики— проективный рисунок человека, методики «Кто Я» и «Полоролевые портреты». Методики этого блока в большей мере отвечают за первое и второе направления исследования личностных особенностей.

Второй блок включает в себя такие методики, как опросник ЖанетУойтитц «Правда или заблуждение», проективную методику «Круги взаимоотношений», проективный тест «Семейная социограмма». Методики второго блока в большей мере выявляют у клиентов особенности в слиянии (сопринадлежности)—индивидуации (отдельности), а также самооценки.Таким образом, диагностические методики рассматриваемого комплекса в разной степени позволяют исследовать указанные индивидуально-личностные особенности. Самую полную информацию об индивидуальных проявлениях половой идентичности человека, его самооценки дает выполнение методик первого блока. Поэтому обычно с них начинается психологическое обследование обратившегося за помощью человека. (Румянцева).

 

  1. Прогнозирование развития отношений с партнером на основе диагностики. Информирование по результатам диагностики.

Подчеркнем, что клиент в роли испытуемого нацелен на использование тестов и профессиональных знаний консультанта, прежде всего, для получения новой информации о тех своих психологических особенностях, которые мешают или способствуют разрешению его актуальных жизненных проблем. Поэтому консультанту необходимо особое внимание уделять тому этапу консультирования, когда наступает момент сообщения конкретной информации по результатам психологической диагностики, необходимой для анализа и интерпретации нерешенных проблем и задач клиента. Остановимся на особенностях информирования по результатам диагностики.

ИНФОРМИРОВАНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ

Что важно учитывать при информировании по результатам диагностики?

Во-первых, важно, чтобы сообщаемая консультантом информация соответствовала запросу клиента, то есть давала «пищу» для размышления над актуализированными в сознании проблемами партнерских взаимоотношений или проблемами личностного плана. Во-вторых, данная информация не должна быть травматичной для личности, то есть не должна углублять психологические внутриличностные конфликты, а, наоборот, способствовать их продуктивному разрешению. В-третьих, необходимо обязательно предложить клиенту конкретную теоретическую информацию, которая поможет ему глубже понять содержание полученных данных относительно своих психологических особенностей, а также особенностей своих представлений о партнере и взаимоотношениях с ним.

ТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ

 Что является темой  информирования? Особенности и содержательное  наполнение информационных сообщений  в процессе консультирования  во многом определяются актуальностью  того или иного вида семейной  проблематики. Отметим, что социально-психологические  проблемы семьи условно сводят к трем основным группам: добрачные (часто являются основными детерминантами супружеских проблем), супружеские, проблемы взаимоотношений детей и родителей. Поэтому консультант делает информационные сообщения, связанные как с измеряемыми психологическими характеристиками, так и с особенностями и задачами тех жизненных этапов, которые имеют к клиенту непосредственное отношение. При этом консультантом подчеркивается, что эта информация может помочь клиенту лучше понять суть своих результатов, соотнести новое знание о себе с имеющейся системой представлений о самом себе, партнере и взаимоотношениях в браке. Консультант комментирует, как на основе данных диагностики можно осуществить прогноз развития отношений с партнером. Особое значение придается информированию по результатам диагностики в процессе консультирования молодых людей, которые еще не вступили в брак. При таком виде консультирования главная задача информирования или психологического просвещения — устранение дефицита психологических знаний, необходимых молодым людям для эффективного взаимодействия с предбрачным, а в будущем брачным партнером. Так, молодых людей знакомят со спецификой предбрачного ухаживания, основными этапами выбора партнера, обсуждается проблема установления и поддержания отношений, раскрываются основные компоненты психологической готовности к браку, психофизиологические и психологические особенности мужчин и женщин и др. При работе с молодой семьей может происходить информирование по следующим темам:

• супружеские отношения и факторы, влияющие на них;

• психология половых различий;

• функции семьи и потребности, удовлетворяемые в браке;

• основные ценности современного брака;

• основные факторы, способствующие удовлетворенности браком и супружескими отношениями;

• стадии партнерских отношений и этапы развития семьи;

• основные кризисные периоды (кризисы семейной жизни, кризисы супружеской жизни);

• адаптация молодых супружеских пар в первый год семейной жизни;

• прогноз совместимости: уровни, грани совместимости и т. д.

Осуществить информирование по данным темам консультанту поможет изучение оответствующей литературы, посвященной психологии семейных отношений (Румянцева).

 

71. Профессионально-этические  нормы в работе психолога-диагноста.

Среди тех основных принципов, которые могут составлять этический кодекс психолога-диагноста, в первую очередь должны быть названы:

1. Уровень квалификации людей, применяющих диагностические методики. Требование, чтобы диагностические методики применялись только достаточно квалифицированными экспериментаторами, является первым шагом по защите индивида от их неправильного использования.

2. благополучие обследуемого индивида;

3. ответственность, в основе которой объективность, честность и поддержание высоких норм в своей работе;

4. моральные и правовые стандарты, соответствующие моральным требованиям общества;

5. корректность и сдержанность в публичных заявлениях;

6. Сообщение результатов обследования. Психологи много размышляют о том, как сообщать результаты обследования в форме содержательной и пригодной для использования. Ясно, что информацию нельзя передавать в том виде, в каком она получена. Ее нужно сопровождать объяснениями психологов-профессионалов. При сообщении результатов любых диагностических методов желательно принимать во внимание характеристики, особенности того человека, кому передаётся информация. Это касается не только его образовательного уровня и знаний по психологии и тестологии, но также и его ожидаемой эмоциональной реакции на информацию.

7. конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде, Испытуемый всегда должен быть осведомлен о целях проводимого обследования, объеме и характере информации, которая может быть сообщена заинтересованным в ней лицам и учреждениям.;

8. отношения с обследуемым, основанные на доверительности, информировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов;

9. неразглашение результатов обследования;

10. меры предосторожности в обследованиях;

11. условия, возможности и ограничения в публикации методик;

12. интерпретация диагностических результатов.

 

72. Истоки и  обоснование проективного метода.

Истоки проективной техники следует искать в исследованиях Ф.Гальтона, изучавшего ассоциативный процесс. Позднее К.Г.Юнг, также обратившийся к ассоциациям, создает тест, позволяющий актуализировать переживания - комплексы личности. В конце XIX - начале XX вв., стремясь исследовать воображение, Ф.Е.Рыбаков в России, А.Бине во Франции, а также и другие психологи экспериментировали с аморфными цветными и монохромными чернильными пятнами, которые, как и облака, напоминали людей, животных, разные события жизни. В этом же ряду стоят и работы, в которых фантазия стимулировалась специально подобранными сюжетными картинками. Психологам и психиатрам было хорошо известно, что рассказы их подопечных по "пятнам", сюжетным картинкам дают возможность судить о потребностях, интересах личности, их патологии.

Все эти исследования следует считать предысторией проективной техники, хотя иногда и можно прочесть о том, что первый проективный тест был разработан уже К.Г.Юнгом. Первая проективная методика, то есть та, которая основывалась на соответствующей теоретической концепции -психологической концепции проекции, появилась в 1938 г. и принадлежит американскому психологу Г.Мюррею, автору знаменитого теста тематической апперцепции (ТАТ). Ранее появившиеся методики, а к ним относится и опубликованный в 1922 г. самый известный в мире тест Роршаха, были осмыслены с позиций проективного подхода, сформировавшегося позднее.

Обоснование проективного метода.

Влияние классического и ревизионного психоанализа на обоснование проективного метода. Как известно, 3. Фрейд различал первичные психические процессы — воображение, сновидения, грезы и вторичные — мышление, восприятие и др. Первичные процессы мотивированы, тесно связаны с аффектом; в них находят свое выражение глубинные бессознательные тенденции личности; регулирует и управляет этими процессами так называемый “принцип удовольствия”. Детерминированные им процессы не знают социальных и культурных запретов, сознательных целей; в них происходит непосредственная разрядка энергии либидозных влечений. Иная природа у вторичных процессов: в них реальный мир отражается более “объективно” и как бы независимо от аффективного отношения индивида.

 

Самого Фрейда, особенно в ранний период формирования теории психоанализа, интересовали первичные процессы. В частности, воображение и любая другая творческая деятельность рассматривались как самовыражение личности и прежде всего — ее нереализуемых бессознательных потребностей и мотивов. Фантазия выполняла, таким образом, функции двоякого рода: она компенсировала неутоленные желания их галлюцинаторным удовлетворением и одновременно, благодаря их “объективации” в продуктах творчества “очищала”, создавала катарзический эффект. По-видимому, эти идеи раннего психоанализа оказали самое непосредственное влияние на понимание природы и задач проективного исследования. Во всяком случае кажется неслучайным, что именно в период расцвета психоанализа Г. Роршах обнаруживает связь между фантазией и глубинными проявлениями личности. Еще более недвусмысленна позиция Г. Меррея, видевшего цель ТАТ в выявлении неосознаваемых (латентных) потребностей и конфликтов. Меррей, следовательно, отождествлял процесс восприятия неопределенных изображений с фантазированием в его фрейдовском понимании, из чего, в частности, следовало, что содержание апперцепции находится в прямо пропорциональной зависимости от силы доминирующей потребности.

Значение исследований «Нового взгляда» для обоснования проективного метода. В многочисленных экспериментах NewLook было показано, что восприятие эмоционально значимого, но социально-запретного материала («слов-«табу», сюжетных картин) в условиях технической затрудненности процесса его опознания (тахистоскопическое предъявление, использование «шумов») может подвергаться значительным флуктуациям. Это касается как порога опознания, так и воспринятого содержания. Для объяснения этих феноменов выдвигалась гипотеза о трех механизмах селективности восприятия.

 

I. Принцип резонанса —  стимулы, релевантные потребностям, ценностям личности воспринимаются  правильней и быстрее, чем не  соответствующие им.

II. Принцип защиты —  стимулы, противоречащие ожиданиям  субъекта или несущие информацию, потенциально враждебную «Эго», узнаются хуже и подвергаются  большему искажению.

III. Принцип сенсибильности — стимулы, угрожающие целостности индивида, могущие привести к серьезным нарушениям в психическом , функционировании, узнаются быстрее всех прочих.

 

 

Благодаря исследованиям NewLook вопрос о возможности прямой диагностики потребностей по данным проективных тестов получил свое окончательное разрешение. Была доказана связь между содержанием потребности, ее интенсивностью и проективным выражением. Оказалось, что потребности, не несущие угрозы «Я», т. е. социально приемлемые, но в силу объективных обстоятельств не находящие удовлетворения в открытом поведении, могут непосредственно   (аутистически)   проявляться в проективной продукции. Иначе обстоит дело с латентными потребностями, разрядка которых в поведение блокирована цензорными инстанциями личности; в проективных тестах они, как правило, опосредуются механизмами защиты. Аналогичным образом потребность прямо отражается в проективной продукции до тех пор, пока увеличение ее интенсивности ни приводит к стрессу; чрезвычайно сильная потребность выступает лишь в той или иной защитной форме. Эксперименты NewLook способствовали также переориентировке проективных исследований на диагностику защитных механизмов и их специфических форм в том или ином, тесте .

С 40—50-х гг. для обоснования проективного метода начинают привлекаться новые психологические категории, среди которых, в частности, можно выделить такие, как «контроль» и «когнитивный стиль». Введение в контекст проективной методологии понятия «защита» означало перенос акцента на «вторичные», познавательные процессы «Эго».

 

73. Использование  графических проективных методик  в обследовании семьи. В проективных графических методах изображение для специалиста — диагностический материал. При этом используются стандартные шкалы формальных элементов. Производится структурное (или формально-структурное) расчленение рисунка, качественный и количественный анализ характерных деталей, интерпретация с целью выяснения индивидуально-личностных характеристик автора графического продукта.

вопросы к ГОСам.docx

— 18.48 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Разбивка по билетам для специализации ПСО.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалки по "Психология"