Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 19:52, курсовая работа
Актуальность. Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретический анализ проблемы готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи………………………………………………………6
1.1. Психологический портрет старшего дошкольного возраста……………...6
1.2. Понятие готовности к школьному обучению……………………………..11
1.3. Особенности детей с общим недоразвитием речи………………………..17
Глава II. Экспериментальное исследование психологических особенностей готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи…………….26
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...26
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….60
Список используемой литературы……………………………………………..
2.2.
Анализ результатов
Целью проводимого исследования является изучение психологических особенностей готовности к школе детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Для проведения исследования были использованы следующие методики:
Исследование сформированности наглядно-образного мышления детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
(методика «Схематизация» Р.И.
Данная методика
направлена на выявление уровня развития
наглядно-образного мышления, содержит
задачи на использование условно-
Стимульный
материал представляет собой тетрадь
из 12 страниц, на каждой из которых изображена
полянка с разветвленными дорожками
и домиками на их концах. В нижней
части страниц расположены «
Результаты, полученные по данной методике у детей с общим недоразвитием речи представлены на гистограмме №1
По данным, отраженным на гистограмме №1 можно говорить о том, что только один ребенок (4,7%), набравший 36 баллов, обладает высоким уровнем сформированности наглядно-образного мышления (до 33 баллов), следовательно, уровень сформированности мышления позволит данному ребенку без особых сложностей воспринимать и усваивать учебный материал при поступлении в школу.
Следует также отметить, что у семи детей (33,3%), обладающих общим недоразвитием речи, уровень сформированности наглядно-образного мышления находится на низком уровне (до 22 баллов), что может в дальнейшем, при поступлении детей в школу повлечь за собой ряд трудностей в усвоении учебного материала, поэтому с данными детьми необходимо проводить занятия, которые бы способствовали повышению уровня сформированности мышления.
Большая часть детей (13 человек – 62%) с общим недоразвитием речи обладают средним уровнем развития наглядно-образного мышления (до 33 баллов), на основании этого можно предположить, что своевременно оказанная помощь данным детям позволит повысить уровень сформированности мышления, что в свою очередь будет играть положительную роль при поступлении детей в школу и выполнении учебной деятельности.
Результаты, полученные по данной методике у детей без общего недоразвития речи представлены на гистограмме №2
По данным, отображенным на гистограмме №2 можно сделать вывод о том, что в данной выборке отмечается большее число детей, обладающих высоким уровнем сформированности наглядно-образного мышления, которые набрали больше 33 баллов (7 человек – 33,3%), на основании этого, можно говорить о том, что эти дети при поступлении в школу не будут испытывать трудности с восприятием и усвоением учебного материала.
Детей, набравших
средние баллы (более 22 баллов) в
данной выборке насчитывается также
7 человек (33,3%). Для данных детей характерен
средний уровень
Однако немаловажным является тот факт, что среди детей данной группы, набравших по предлагаемой методике менее 22 баллов и обладающих низким уровнем сформированности наглядно-образного мышления, насчитывается 7 человек (33,3%), так же как и в группе детей с общим недоразвитием речи. Полученные результаты указывают на то, что с такими детьми необходимо проводить больше занятий, способствующих повышению уровня наглядно-образного мышления, это поможет избежать возникновения возможных трудностей при поступлении в школу.
Результаты сравнения уровня сформированности мышления детей с общим недоразвитием речи и без ОНР представлены на гистограмме №3
Таким образом, можно говорить о том, что существуют небольшие различия в уровне сформированности мышления у детей с общим недоразвитием речи и детей без общего недоразвития речи, т.к. в группе детей, не страдающих общим недоразвитием речи, наблюдается большее число детей, набравших высокие баллы по предлагаемой методике, что свидетельствует о более высоком уровне сформированности уровня мышления.
Исследование сформированности вербально-логического мышления детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
(в основе лежит тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (1955), модифицированный Э. Ф. Замбацявичене (1984) и Л. И. Переслени, Е. М. Мастюковой, Л.Ф. Чупровым (1989) для младших школьников)
Данная методика объединяет разные виды словесных заданий и позволяет получить достаточно полное, надежное и валидное представление об уровне развития вербально-логического мышления.
Методика состоит из 4 субтестов:
- выявление осведомленности;
- сформированность логического действия (классификация);
- умозаключение по аналогии;
- сформированность обобщающих понятий.
По итогам проведения всех субтестов данные все баллы, полученные ребенком, складывают и получают общий балл по данной методике. Далее, по количеству полученных баллов, ребенка относят к одному из четырех уровней развития вербально-логического мышления.
Результаты, полученные по данной методике у детей с общим недоразвитием речи представлены на гистограмме №4
По данным, отображенным на гистограмме №4 можно сделать вывод о том, что большинство детей с общим недоразвитием речи (9 человек – 43%) получили низкие баллы по предлагаемой методике, что указывает на низкий уровень сформированности вербально-логического мышления, что в свою очередь негативным образом может сказать при выполнении учебной деятельности после поступления детей в школу, т.к. низкий уровень развития такого типа мышления указывает на то, что у детей нарушены такие логические действия как классификация и умозаключение по аналогии, также на низком уровне находится общая осведомленность и сформированность обобщающих понятий. На основании этого можно говорить о том, что данные дети нуждаются в помощи со стороны окружающих взрослых, способных помочь им в развитии подобных навыков с помощью каких-либо упражнений.
Средние баллы
набрали семь членов данной группы
(33,3%), это указывает на то, что
у детей такие логические действия
как классификация и
Стоит также отметить, что высокие баллы по предлагаемой методике получили лишь пять человек (23,7%). Полученные высокие баллы указывают на достаточно высокий уровень сформированности таких логический действий как классификация и умозаключение по аналогии. Также следует сказать о том, что общая осведомленность и сформированность обобщенных понятий у детей находятся на высоком уровне, что, несомненно, будет оказывать благоприятное воздействие на учебно-познавательную деятельность детей при поступлении в школу и выполнение учебных заданий различной сложности.
Результаты, полученные по данной методике у детей без общего недоразвития речи представлены на гистограмме №5
По результатам, отображенным на гистограмме №5 можно сделать вывод о том, что в группе детей, не страдающих общим недоразвитием речи, средние баллы по предлагаемой методике получили лишь четыре человека (20%). Полученные данные указывают о среднем уровне сформированности вербально-логического мышления у данных детей, в частности таких логических действий как классификация и обобщение по аналогии. На основании этого можно говорить о том, что специальные упражнения помогу детям развить вербально-логическое мышление, повысить уровень логических действий, что поможет им при выполнении учебных заданий после поступления в школу.
Низкие баллы
по предлагаемой методике получили семь
человек (33,3%) из данной группы, таким
образом можно говорить, что у
этих детей вербально-логическое мышление
находится на низком уровне развития,
т.е. такие логические процессы как
классификация и обобщение по
аналогии у них развиты слабо,
также на низком уровне находятся
общая осведомленность и
Однако примечательным является тот факт, что в дано группе детей (без ОНР) высокие баллы получило большее число детей (10 человек – 46,7%), что указывает на высокий уровень развития у этих детей вербально-логического мышления, а следовательно таких логический действий как классификация и обобщение по аналогии. Можно также говорить о том, что общий уровень осведомленности и сформированность обобщающих понятий у этих детей развит достаточно для того, чтобы при поступлении в школу и выполнении учебно-познавательной деятельности не иметь особых трудностей в восприятии усвоении учебного материала.
Результаты сравнения уровня сформированности мышления детей с общим недоразвитием речи и без ОНР представлены на гистограмме №6
Таким образом, на основании полученных данных, можно сделать вывод о том, что существуют различия в уровне сформированности вербально-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи и у детей, не страдающих общим недоразвитием речи, т.к. наблюдается в группе без ОНР большее число детей, получивших высокие баллы по предлагаемой методике, поэтому можно предположить, что для детей без ОНР характерен более высокий уровень развития логических действий, таких как классификация и обобщение по аналогии, а также общий уровень осведомленности и сформированности обобщающих понятий.
Исследование уровня развития произвольной сферы ребенка, возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства
(методика «Графический
Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства [см. Приложение2].
Стимульный материал состоит из 4 диктантов, первый из которых – тренировочный. Детям на листе бумаги в клетку предлагается выполнять указания исследователя (одна клетка вверх, две клетки вниз и т.д.).
По окончании проведения методики подсчитывается итоговый балл (тренировочный диктант не оценивается), итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной (т.е. оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной не учитывается). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения: более 12 баллов – высокий; 6-11 баллов – средний; 3-5 баллов – низкий; 0-2 балла – очень низкий.
Результаты, полученные по данной методике у детей с общим недоразвитием речи представлены на гистограмме №7
По результатам, отображенным на гистограмме №7 можно сделать вывод о том, что среди детей с общим недоразвитием речи, получивших по проводимой методике средние баллы (6-11 баллов), насчитывается пять человек, что составляет 23,8% от всей группы. Этим детям характерен средний уровень развития произвольной сферы (умение сосредоточиваться, переключать внимание, удерживать задание, работать по образцу и т.д.), а также возможности перцептивной и моторной организации пространства находят на среднем уровне развития. Это может служить сигналом к тому, что если с данными детьми проводить специальные занятия, включающие необходимые упражнения для развития данных навыков, то в дальнейшем, при поступлении детей в школу можно снизить процент возникновения трудностей в выполнении учебных заданий, для которых необходимы подобные навыки.
Среди детей данной группы, насчитывается шесть детей (28,5%), обладающих низким уровнем развития произвольной сферы (умение сосредоточиваться, переключать внимание, удерживать задание, работать по образцу и т.д.). У этих детей способности перцептивной и моторной организации пространства находятся на достаточно низком уровне, что может негативным образом повлиять на их дельнейшее обучение в школе, восприятие и усвоение школьной программы, выполнение учебных заданий. На основании полученных результатов можно говорить о том, что с данными детьми необходимо проводить больше занятий, содержащих упражнения на развитие именно таких навыков, чтобы помочь детям при их дальнейшем поступлении в школу избежать множественных проблем в учебно-познавательной деятельности, которые могут негативным образом сказаться на развитии ребенка в целом, снизить общий уровень успеваемости, привести к проблемам во взаимоотношениях с окружающими.