Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 07:04, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление наиболее эффективных способов развития лидерских качеств и разработка комплекса подвижных игр, направленного на развитие лидерских качеств у дошкольников.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
- дать определение понятию «лидерство» и рассмотреть основные аспекты данной проблемы в научной литературе;
- исследовать особенности личностного развития дошкольников;
- изучить психолого-педагогические условия развития лидерских качеств дошкольников;
- охарактеризовать значение и задачи использования подвижных игр;
- определить влияние подвижных игр на развитие лидерских качеств дошкольников;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития лидерских качеств у дошкольников……………………………………………………………………6
1.1. Понятие и типы лидерства в психологии…………………………………6
1.2. Особенности социально-личностного развития дошкольников………..
1.3. Психолого-педагогические условия развития лидерских качеств у дошкольников……………………………………………………………………
Выводы по главе…………………………………………………………………
Глава 2. Подвижные игры как условие формирования и реализации лидерских качеств дошкольников………………………………………………
2.1. Значение и задачи использования подвижных игр………………………
2.2. Возможности подвижных игр для развития лидерских качеств дошкольников…………………………………………………………………….
Выводы по главе…………………………………………………………………
Глава 3. Экспериментальное исследование развития личностных качеств у дошкольников и влияния на их формирование подвижных игр…………….
3.1. Выявление лидеров в детском коллективе………………………………..
3.2. Разработка комплекса занятий по развитию лидерских качеств……….
3.3. Проверка эффективности занятий по развитию лидерских качеств…….
Заключение………………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретический анализ
проблемы развития лидерских качеств
у дошкольников………………………………………………
1.1. Понятие и типы лидерства в психологии…………………………………6
1.2. Особенности социально-
1.3. Психолого-педагогические
условия развития лидерских
Выводы по главе…………………………………………………………………
Глава 2. Подвижные игры как условие формирования и реализации лидерских качеств дошкольников………………………………………………
2.1. Значение и задачи
использования подвижных игр………
2.2. Возможности подвижных
игр для развития лидерских
качеств дошкольников…………………………
Выводы по главе…………………………………………………………………
Глава 3. Экспериментальное исследование развития личностных качеств у дошкольников и влияния на их формирование подвижных игр…………….
3.1. Выявление лидеров в детском коллективе………………………………..
3.2. Разработка комплекса занятий по развитию лидерских качеств……….
3.3. Проверка эффективности занятий по развитию лидерских качеств…….
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………..
Приложение……………………………………………………
Введение
Дошкольный возраст является периодом активного развития ребенка. В это время начинают формироваться важные волевые и лидерские качества личности. К ним относятся упорство и настойчивость, проявляющиеся в стремлении достижения успеха, несмотря на трудности и неудачи; решительность, которую характеризует отсутствие колебаний и сомнений в борьбе мотивов, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, позволяющая избежать конфликтных ситуаций, способность подавлять эмоции и искушение; самостоятельность, дисциплинированность и ответственность. Только на основе волевых качеств возможно достижение успеха.
Подвижные игры позволяют развивать лидерские качества детей. Они заставляют думать, дают возможность ребенку реализовать свои способности. Участие дошкольников в подвижных играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств.
Проблемой формирования и развития лидерских качеств личности, в том числе дошкольников занимались многие учёные в том числе: Ю.К. Чернышенко, Е.И. Геллер, И.П. Волков, Л.И. Уманский, Б.Д. Парыгин, А.С. Чернышев и другие.
Несмотря на то, что литературы по проблеме формирования лидерских качеств дошкольников посредством подвижных игр достаточно, и до сих пор ведутся исследования, но данный вопрос ещё не до конца изучен.
Таким образом, объектом исследования курсовой работы является развитие лидерских качеств дошкольников.
Предмет – развитие лидерских качеств дошкольников в процессе подвижных игр.
Во время выполнения работы была выдвинута рабочая гипотеза: специальный комплекс занятий с использованием подвижных игр способствует формированию и развитию лидерских качеств дошкольников.
Цель курсовой работы – выявление наиболее эффективных способов развития лидерских качеств и разработка комплекса подвижных игр, направленного на развитие лидерских качеств у дошкольников.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
- дать определение понятию
«лидерство» и рассмотреть
- исследовать особенности
личностного развития
- изучить психолого-
- охарактеризовать значение
и задачи использования
- определить влияние подвижных игр на развитие лидерских качеств дошкольников;
- организовать и провести эмпирическое исследование, обработать полученные результаты.
Для проведения данного исследования использовались следующие методы позволяющие собирать и обрабатывать полученную информацию:
- анализ;
- изучение публикаций и статей;
-диагностика.
Теоретико-методологическим основанием работы являются положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих вопросы развития лидерских качеств личности.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении материалов по проблеме развития лидерских качеств дошкольников: рассмотрены подходы к проблеме развития лидерских качеств личности дошкольника в психолого-педагогической литературе, изучены условия формирования лидерских качеств дошкольников, выявлены задачи и значение использования подвижных игр для развития лидерских качеств дошкольников.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности, в обучающих семинарах педагогов и психологов, воспитателями дошкольных учреждений, учащимися педагогических ВУЗов.
Структура работы: введение, три главы (параграфы) с выводами, заключение, список использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития лидерских качеств у дошкольников
1.1 Понятие и типы лидерства в психологии
Лидер - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.
Термин «лидер» имеет два значения [4, с.263]:
- индивид, обладающий наиболее
ярко выраженными, полезными (с точки
зрения внутригруппового
- лицо, за которым данное
сообщество признает право на
принятие решений, наиболее значимых
с точки зрения группового
интереса. Авторитет этого лидера
основан на способности
Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования. Изучение лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую очередь, оно служит разработке методов эффективного руководства, а также отбора лидеров. В странах Запада созданы разнообразные психометрические и социометрические тесты и методики, которые успешно используются на практике.
Очевидно, что лидерство как явление, основывается на определенных объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется через вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (одноуровневые связи) распределение функций и ролей, и, прежде всего, через выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды выступает ни кто иной, как лидер.
Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, ее взаимоотношений с окружающей действительностью. В системах с низкой групповой интеграцией, высокой степенью автономии различных уровней организации и свободы отдельных элементов, функции лидера развиты слабо. По мере усиления потребности системы и самих людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей, потребность в лидере и спецификация его функций повышаются.
В современной социальной психологии существует три подхода к изучению лидерства.
«Теория черт лидера» исходит из того, что лидерами люди рождаются. Ряд врожденных свойств и характеристик индивида (сила и подвижность нервных процессов, экстравертированность, способность к эмпатии—сочувствию, ярко выраженные эвристические и интеллектуальные способности), как утверждают сторонники этой теории, позволяют ему занять господствующее положение в любой ситуации и взять на себя роль ведущего, т. е. лидера [12, с.94].
В жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные сильной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали лидерами. По данным Е. Дженнингс, почти в каждой группе есть члены, превосходящие лидеров по уму, способностям, однако они не имеют статуса лидера.
В 50-х годах «теорию черт лидера» сменила концепция «лидерства как функции группы» (Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс), а также «теория лидерства как функции ситуации» {Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе) [17, с.183].
Теория «лидерства как функции группы» исходила из того, что феномен лидерства есть результат внутригруппового развития, все члены группы в той или иной степени участники этого процесса, а лидер—это член группы с наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы [20, с.194].
Третья точка зрения—«теория лидерства как функции ситуации» — в настоящее время самая распространенная [5, с.84]. Наблюдения над тем, как одни и те же лица в разных группах могут занимать разное положение, играя в них различные социальные и межличностные роли (ребенок может быть лидером среди ребят своего двора и «отвергаемым» в классе; учитель может быть лидером в своем коллективе и «ведомым» в семье и т.д.), привели исследователей к выводу, что лидерство — это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций.
Подход к личности с точки зрения ролей, которые принимает она на себя, дал повод рассматривать различные факторы (ситуации) как моменты, с которых и начинается выдвижение лидера. Отсюда и тезис, что специфика лидерства как функции ситуации и роли заключается в том, что эту роль лидеру не «дают», а он ее «берет» сам (Н. С. Жеребова) [8, с.384]. Лидер—это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.
В пределах одного школьного класса всегда можно выделить школьников, которым лучше других дается организация и проведение спортивных, культурно-массовых, общественно полезных, туристских и других мероприятий. Имеются случаи, когда в группе появляется универсальный лидер (он и самый подходящий капитан волейбольной команды, и самый лучший капитан команды КВН, только он может лучше других организовать проведение вечера или выпуск стенной газеты, только с ним можно быть уверенным, что в походе быстро разобьешь палатки и т. д.). Однако, как правило, в различных ситуациях выдвигаются различные лидеры.
Еще в 50-х годах Р. Бейлс экспериментально выявил, что в каждой малой группе выдвигается как минимум два типа лидеров: эмоциональный и инструментальный. Функция эмоционального лидера—психологический климат в группе, забота об оптимальном урегулировании межличностных отношений. Обычно он выступает в роли арбитра, советчика. Инструментальный лидер — тот член группы, который берет на себя инициативу в специфических видах деятельности (благодаря своей особой компетентности в тех или иных делах) и координирует общие усилия по достижению цели. К подобным выводам пришли и другие американские исследователи. В советской литературе было отмечено, что, правильно понимая роль ситуации для проявления лидерства, американские исследователи, однако, определяют саму ситуацию лишь как сумму неких психологических ожиданий группы. Если верно, что лидер должен психологически соответствовать ожиданиям группы, то уже совершенно неправомерно сводить ситуации к психологическим состояниям (Л. Г. Сороковой).
Исследование лидерства, проведенное Н. С. Жеребовой, показало, что специфическая сфера деятельности (учеба, общественно-полезный труд, общественная работа, отдых) выдвигает своего инструментального (или, что одно и то же, ситуативного) лидера. Такие же данные получены и в работе, выполненной под руководством В. В. Шпалинского. При исследовании студенческих и трудовых коллективов в большинстве случаев лидерами в четырех названных сферах оказались различные люди. Полное совпадение лидеров в одном лице в ситуациях совместной работы, учебы, общественно полезной деятельности и отдыха наблюдалось только в единичных случаях. В этой связи заслуживает внимания определение лидера, данное Б. Д. Парыгиным: «Лидер— это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели» [16, с.173].
Теперь перейдём к самой теории. Лидерство - что это такое? Чтобы отметить черты личности лидера, характерные для получения его статуса, надо для начала ответить на вопрос: ” Кто такой лидер?” То есть дать определение этому слову. Мы познакомились с определением, которое даёт Б. Д. Парыгин, давайте посмотрим определение этого слова с других точек зрения.