Экспериментальное исследование развития личностных качеств у дошкольников и влияния на их формирование подвижных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 07:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявление наиболее эффективных способов развития лидерских качеств и разработка комплекса подвижных игр, направленного на развитие лидерских качеств у дошкольников.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
- дать определение понятию «лидерство» и рассмотреть основные аспекты данной проблемы в научной литературе;
- исследовать особенности личностного развития дошкольников;
- изучить психолого-педагогические условия развития лидерских качеств дошкольников;
- охарактеризовать значение и задачи использования подвижных игр;
- определить влияние подвижных игр на развитие лидерских качеств дошкольников;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития лидерских качеств у дошкольников……………………………………………………………………6
1.1. Понятие и типы лидерства в психологии…………………………………6
1.2. Особенности социально-личностного развития дошкольников………..
1.3. Психолого-педагогические условия развития лидерских качеств у дошкольников……………………………………………………………………
Выводы по главе…………………………………………………………………
Глава 2. Подвижные игры как условие формирования и реализации лидерских качеств дошкольников………………………………………………
2.1. Значение и задачи использования подвижных игр………………………
2.2. Возможности подвижных игр для развития лидерских качеств дошкольников…………………………………………………………………….
Выводы по главе…………………………………………………………………
Глава 3. Экспериментальное исследование развития личностных качеств у дошкольников и влияния на их формирование подвижных игр…………….
3.1. Выявление лидеров в детском коллективе………………………………..
3.2. Разработка комплекса занятий по развитию лидерских качеств……….
3.3. Проверка эффективности занятий по развитию лидерских качеств…….
Заключение………………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

лидеры.docx

— 93.87 Кб (Скачать файл)

Таким образом, заполняются все данные в таблице, после чего осуществляется подсчет выборов, полученных каждым ребенком (по вертикальным столбцам), и записывается в соответствующую графу матрицы. Далее следует переходить к выявлению взаимных выборов. Если среди тех, кто выбрал конкретного ребенка, есть дети, выбранные им самим, то это означает взаимность выбора. Эти взаимные выборы обводятся кружком, затем подсчитываются и записываются.

Игра «Карабас»

Для проведения игры на выявление лидерских качеств Карабас детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев.

Эта игра развивает внимание и быстроту реакции». В этом игровом тесте необходимо участие двух руководителей. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ре6ят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще. Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

Экспресс-диагностика способностей человека

Демонстрируем пять геометрических фигур: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник и зигзаг. Просим испытуемого выбрать одну из них.

Квадрат. Свидетельствует о наличии математических способностей. При восприятии информации он делает упор на цифры и факты. Его сильная сторона – мыслительный анализ. Вы не угадываете результат, а его вычисляете путём логических рассуждений и последовательных действий. Отличает трудолюбие, усердие, методичность и скорпулёзность.

Треугольник. Характерно наличие лидерских качеств. Вы уверенны в себе, решительны, но нетерпеливы и категоричны. Ваше кредо – превзойти, добиться высокого статуса и быть исключительно лучше остальных. Вы умеете концентрироваться, видеть суть вопроса. Вы энергичны и изобретательны. Ваши способности связаны с искусством, сценой, ораторскими возможностями и лингвистикой.

Круг. Для вас необходима доброжелательная атмосфера. Вам важно окружение тех людей, которые вас любят и верят в ваши возможности. Вы чувствительны, ранимы и эмоциональны. Умеете больше отдавать, чем принимать. У вас развита эмпатия. Ваши способности связаны с коммуникативностью.

Прямоугольник. Это фигура поиска и самоопределения. Выбирают в состоянии тревоги, замешательства, внутренних проблем и кризисные периоды.

Зигзаг. Вас отличает мечтательность и богатое воображение. В вас развиты творческие способности (склонность к живописи, музыке и поэзии). Мышление образное. Развита интуиция. Вы одиночка. Строгий мир цифр вам чужд, а сцена или общение отнимает много энергии. Вы любите творить в своём мире грёз и фантазий.

По итогам методики вербального выбора дети разделились на три группы по популярности, социальному статусу: 1 группа – звезды; 2 группа – предпочитаемые, 3 группа – избираемые и отвергаемые (Приложение 3-4).

В группу звезды вошли дети наиболее популярные среди сверстников, активные, общительные. Как известно, такие дети очень нравятся сверстникам, но к ним не так просто подобраться. Они проявляют лидерские качества. В группу предпочитаемые вошли дети наиболее спокойные, но также общительные и веселые. Такие дети легче всего завязывают дружбу, и становятся лучшими друзьями. В третью группу вошли дети, которым трудно налаживать отношения со сверстниками, трудно адаптироваться в коллективе. Они в основном молчаливые, играют в одиночестве. Рассмотрим результаты исследования в таблице 1. Списки детей по группам представлены в приложении 3.

Таблица № 1 Распределение дошкольников по статусным группам

 

Кол-во детей

%

I гр. (Звёзды)

7

20%

II гр..( Предпочитаемые)

26

75%

III гр. (Избираемые и отвергаемые)

2

5%


Из таблицы 1, что большинство детей составляют вторую группу. Это свидетельствует о том, что практически все дети равны по социальному статусу, активно общаются друг с другом и легко заводят друзей. Группу лидеров составляет всего 20 % детей. Значит, в группе есть несколько человек наиболее популярных, которые нравятся остальным детям больше всего. В группу «отвергаемых и избираемых» вошли всего два ребенка. Но это еще не доказывает, того что они не нравятся остальным детям. Просто из-за того, что они в основном молчаливы и одиноки, другие дети их просто обходят стороной.

Результаты первичной диагностики межличностных отношений детей представлены в таблице 1.

Характерное наличие лидерских качеств по экспресс-диагностике (выбрана фигура – квадрат) выявлена у 17% детей. Треугольник (математические способности) выбрали 11% дошкольников, прямоугольник, являющийся символом тревоги и замешательства выбран 3% дошкольников. В основном в группе преобладают фигуры круга и зигзага, которые символизируют мечтательность и развитое воображение. (27% и 42% соответственно).

По методике «Карабас» результаты были следующие: лидерские качества выявлены у 21% дошкольников, 3% детей вообще не встали, остальные дети 76% - встали позже, то есть они менее решительны.

Таким образом, результаты всех методик показывают примерно одинаковые результаты. Сводная таблица 2 представляет распределение детей с лидерскими качествами по всем методикам.

Таблица 2. Распределение дошкольников с лидерскими качествами

Методика

методика вербального выбора

Экспесс-диагностика

«Карабас»

 

22%

17%

21%

Среднее 20%


По итоговой таблице можно сделать вывод о том, что в данной группе у 20% дошкольников преобладают лидерские качества. Результаты проведенных методик подтверждают необходимость проведения коррекционных мероприятий по повышению уровня развития лидерских качеств в группе детей.

3.2. Разработка развивающих  мероприятий по формированию  лидерских качеств дошкольников  с помощью организации подвижных  игр

После проведенной диагностики и анализа полученных результатов необходимо проведение специальной работы (формирующий эксперимент), направленной на развитие лидерских качеств старших дошкольников.

Цель формирующего эксперимента - повысить уровень развития лидерских проявлений у дошкольников.

На основании цели представим задачи:

- подобрать подвижные игры, способствующие  развитию лидерских качеств детей;

- создать необходимые условия  для проведения формирующего  эксперимента.

В исследуемой группе дошкольников все учебные занятия проводились согласно «Типовой программы по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста». Эта программа была дополнена разработанной нами методикой используемой для реализации лидерской активности детей младшего школьного возраста с использованием подвижных и элементов спортивных игр.

Несмотря на большое количество работ, освещающих различные стороны игровой деятельности, остается широкий круг вопросов для серьезного изучения, в том числе, и роль подвижных игр в развитии лидерской индивидуальности детей дошкольного возраста. Учитывая важность эмоционального воздействия игры на ребенка, необходимо развивать у детей творческую индивидуальность с использованием подвижных и спортивных игр. Они создают атмосферу радости и, поэтому, делают наиболее эффективным комплексное решение поставленных задач.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие психологические задачи. Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его личностные качества и творческие способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

На занятиях физической культуры проводились по две игры: 1 – большой или средней подвижности, 2 – малой подвижности. Цикличность использования каждой игры повторялась:

  • на первом занятии – разучивание игры;
  • на втором занятии – дети разбивались на подгруппы, основываясь на результатах теста СОМОР, и каждой подгруппе предлагалось придумать вариант игры (изменить каким-либо доступным способом правила игры), в процессе чего происходило развитие творческой индивидуальности каждого ребенка, включенного в ту или иную группу;
  • время на творческую деятельность давалось – 1-2 минуты, в результате чего происходило развитие беглости и гибкости мышления;
  • один человек по очереди из каждой подгруппы четко, кратко объяснял вариант игры своей группы;
  • затем всей группой выбирался наиболее приемлемый и оригинальный вариант игры или совмещались несколько предложенных вариантов, после чего дети приступали к игровой деятельности по новым, придуманными самими детьми, правилам игры.

На каждом занятии поочередно мы брали для разучивания игру большой или средней подвижности, а для работы над вариантностью – игру малой подвижности. На следующее занятие – наоборот. Таким образам, на каждом занятии дети подвергались тренировке творческой индивидуальности. В игре каждый ребенок в свой подгруппе сам пытался видоизменять и усложнять правила игры, ее условия. Что, естественно, оказывало благоприятное воздействие на развитие творческой индивидуальности, эмоциональной комфортности, укрепление коллектива в группе, исчезновение тревожности, страхов и увеличение работоспособности, лидерской активности. А в совокупности это приводило к тому, что на каждом уроке мы наблюдали то, что даже самые неактивные, дети с высокой тревожностью стремились все более активно учувствовать в процессе обсуждения вариантности, и даже к концу эксперимента сами доносили до всей группы придуманный их группой вариант. Постоянно вводились в процесс обучения новшества, которые устраняли появившееся однообразие: проведение игровых эстафет, соревнований между группами и внутри них, тем самым вносилась свежая волна желаний выполнять упражнения, вместе с ней и новые эмоции, желание учувствовать в подобной творческой деятельности на занятиях физической культуры. Применяя метод вариативного упражнения, дети использовали следующие его разновидности методических приемов:

- строго заданное варьирование  применяемого двигательного действия (бег с изменением направления  и т.д.);

- изменение исходных и конечных  положений при выполнении двигательного  действия (бросок мяча вверх из  исходного положения стоя – ловля, сидя и наоборот и т.д.);

- изменение способов выполнения  действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения  и т.д.);

- изменение силовых компонентов;

- приемы выполнения привычных  двигательных действий в непривычных  сочетаниях (ловля мяча с предварительным  хлопком в ладоши, поворотом кругом  и т.д.);

- введение внешних условий, строго  регламентирующих направление и  пределы варьирования (использование  сигнальных раздражителей, требующих  срочной перемены действий и  т.д.);

- выполнение освоенных двигательных  действий после воздействия на  вестибулярный аппарат;

- введение дополнительных ловушек, «домиков»;

- непосредственное видоизменение  правил игры; и т.п.

При подборе игр следует учитывать следующие методические принципы:

  • содержание должно быть доступным и опираться на реальные возможности конкретного контингента детей;
  • игра должна иметь как минимум 1-2 общепринятых варианта;
  • введение игр и их насыщенность разнообразными моторными действиями нацелено на постепенное усложнение или облегчение, исходя из овладения определенными двигательными умениями;
  • игра проходит более эффективно при использовании разнообразного инвентаря.

Методические особенности игры зависят от ее содержания и формы. Методическим особенностям игр свойственны:

  • образность;
  • самостоятельность действий в целях достижения цели, ограничиваемая правилами;
  • творческая инициативность в действиях в соответствии с правилами;
  • исполнение отдельных ролей в игре, согласно ее сюжету, что устанавливает определенные взаимоотношения в коллективе участников игры;
  • внезапность, изменчивость ситуации в игре, требующая от играющих быстроты реакции, инициативы, творчества;
  • элементы соревнований в игре, требующие полной мобилизации сил и повышающие эмоциональность игры;
  • столкновение противоположных интересов в разрешении игровых «конфликтов», что создает высокий эмоциональный тонус.

Информация о работе Экспериментальное исследование развития личностных качеств у дошкольников и влияния на их формирование подвижных игр