Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 07:04, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление наиболее эффективных способов развития лидерских качеств и разработка комплекса подвижных игр, направленного на развитие лидерских качеств у дошкольников.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
- дать определение понятию «лидерство» и рассмотреть основные аспекты данной проблемы в научной литературе;
- исследовать особенности личностного развития дошкольников;
- изучить психолого-педагогические условия развития лидерских качеств дошкольников;
- охарактеризовать значение и задачи использования подвижных игр;
- определить влияние подвижных игр на развитие лидерских качеств дошкольников;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития лидерских качеств у дошкольников……………………………………………………………………6
1.1. Понятие и типы лидерства в психологии…………………………………6
1.2. Особенности социально-личностного развития дошкольников………..
1.3. Психолого-педагогические условия развития лидерских качеств у дошкольников……………………………………………………………………
Выводы по главе…………………………………………………………………
Глава 2. Подвижные игры как условие формирования и реализации лидерских качеств дошкольников………………………………………………
2.1. Значение и задачи использования подвижных игр………………………
2.2. Возможности подвижных игр для развития лидерских качеств дошкольников…………………………………………………………………….
Выводы по главе…………………………………………………………………
Глава 3. Экспериментальное исследование развития личностных качеств у дошкольников и влияния на их формирование подвижных игр…………….
3.1. Выявление лидеров в детском коллективе………………………………..
3.2. Разработка комплекса занятий по развитию лидерских качеств……….
3.3. Проверка эффективности занятий по развитию лидерских качеств…….
Заключение………………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………
В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.
В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д.
Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности.
Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой.
Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих.
Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды - другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его, так подвижные игры способствуют самопознанию. Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.
Образовательные задачи:
- игра оказывает большое
- правила и двигательные
Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в лагерях, на базах отдыха, в походах и экскурсиях. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту.
Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей.
Однако, следует помнить, что при проведении подвижных игр в силу их специфики, прежде всего, решаются задачи собственно физического воспитания, поэтому основная задача подвижных игр - укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание движения и новых возможностей тела.
Особо следует отметить значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, координация движений, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка целесообразно использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией, обеспечивая их совершенствование. Физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. проявляются естественно. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и много раз, одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.
Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.
Подвижная игра усиливается возможностью широкого использования в природных условиях. Игры в водоёмах, в лесу, на воде и т.д. - ни с чем не сравнимое средство закаливания и укрепление здоровья. Полноценно использовать естественные факторы природы особенно важно в период роста и развития молодого организма.
Таким образом, подвижные игры, создавая атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Следовательно, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.
2.2Возможности подвижных игр для развития лидерских качеств дошкольников
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей к целесообразному использованию приобретенных двигательных навыков. В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития физических качеств. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом многократно одни и те же движения, не замечая усталости. Особенно это важно при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Кроме того, подвижные игры,
обеспечивая подвижность
Поэтому главная забота
Основные виды игр для развития качеств
Игры для выявления лидера. Социоадаптивные игры, позволяющие каждому ребенку проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы. Подчеркивают значимость и равные возможности каждого ребенка в коллективе.
Игры для создания команды. Служат для формирования умения работать в команде, синхронно с другими людьми, для повышения сплоченности в группе, формируют зону общих интересов, поддержку, продуктивную форму социального поведения, умение слушать лидера («Слон» и др.).
Комплексные игры, например, выборы президентов, парламента, органов самоуправления. Главное требование: воспроизведение процедур в соответствии с реальной нормативной базой. Результатами таких игр может быть:
Игры, нацеленные на проявление внутренней свободы ребенка, креативности и спонтанности, помогают устранять психоэмоциональные зажимы, психофизические комплексы, способствуют улучшению коммуникативного навыка, трансформации аутоагрессивного и агрессивного комплексов, самооценки и самосознания (например, миксеры и др.).
Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение [26; С.112].
Организация игры включает в себя подготовку к ее проведению, т.е. выбор игры и места для нее, разметку площадки, подготовку инвентаря, предварительный анализ игры.
Методика проведения подвижной игры включает: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры. Подведение итогов как методический этап - это объявление результатов, релаксация, подведение итогов игры и ее оценка.
При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры - это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие.
Выводы по главе
Глава 3. Эмпирическое исследование лидерских качеств дошкольников и влияния на их формирование подвижных игр.
3.1. Методология и результаты исследования (констатирующий этап)
Экспериментальная часть данной работы (констатирующий эксперимент) осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения №3 города Сосновоборска.
В образовательном учреждении были исследованы дети старшего дошкольного возраста. Всего было обследовано 23 ребенка подготовительной группы в возрасте 6-7 лет.
Цель констатирующего эксперимента - выявление уровня развития лидерских качеств дошкольников.
Цель была конкретизирована следующими задачами:
- подобрать методики для
- подобрать критериальную базу для анализа и оценки развития лидерских качеств у дошкольников;
- создать необходимые условия для обследования;
- провести качественный и
В процессе проведения данного исследования были использованы следующие методики:
Методика для определения социометрического статуса ребёнка в группе сверстников
Для определения социометрического статуса детей используется методика вербального выбора. Детям предлагается выбор: на определение эмоциональных предпочтений. Социометрический статус в группе оценивается по двум критериям: личностному (когда определяются симпатии и эмоциональные предпочтения) и предметному (то есть по определенно заданному критерию). Мы использовали критерий эмоциональных предпочтений. Методика проводится индивидуально.
Процедура проведения обследования
Инструкция : «Представь, что у тебя скоро день рождения и мама тебе говорит: «Пригласи трех ребят из своей группы на праздник!» Кого ты пригласишь?». Экспериментатор фиксирует в социометрической таблице выборы каждого ребенка.
Социометрическая матрица результатов выборов
Имена детей |
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
… |
||
1 |
|||||||||||
2 |
|||||||||||
…. |
3 |
||||||||||
Число полученных выборов |
|||||||||||
Число взаимных выборов |