Экспериментальное исследование развития личностных качеств у дошкольников и влияния на их формирование подвижных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 07:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявление наиболее эффективных способов развития лидерских качеств и разработка комплекса подвижных игр, направленного на развитие лидерских качеств у дошкольников.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
- дать определение понятию «лидерство» и рассмотреть основные аспекты данной проблемы в научной литературе;
- исследовать особенности личностного развития дошкольников;
- изучить психолого-педагогические условия развития лидерских качеств дошкольников;
- охарактеризовать значение и задачи использования подвижных игр;
- определить влияние подвижных игр на развитие лидерских качеств дошкольников;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития лидерских качеств у дошкольников……………………………………………………………………6
1.1. Понятие и типы лидерства в психологии…………………………………6
1.2. Особенности социально-личностного развития дошкольников………..
1.3. Психолого-педагогические условия развития лидерских качеств у дошкольников……………………………………………………………………
Выводы по главе…………………………………………………………………
Глава 2. Подвижные игры как условие формирования и реализации лидерских качеств дошкольников………………………………………………
2.1. Значение и задачи использования подвижных игр………………………
2.2. Возможности подвижных игр для развития лидерских качеств дошкольников…………………………………………………………………….
Выводы по главе…………………………………………………………………
Глава 3. Экспериментальное исследование развития личностных качеств у дошкольников и влияния на их формирование подвижных игр…………….
3.1. Выявление лидеров в детском коллективе………………………………..
3.2. Разработка комплекса занятий по развитию лидерских качеств……….
3.3. Проверка эффективности занятий по развитию лидерских качеств…….
Заключение………………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

лидеры.docx

— 93.87 Кб (Скачать файл)

При проведении таких творческих игр мы активно использовали методы похвалы и поощрения. В результате такой работы отмечается повышение активности детей на занятии и в свободной деятельности, возникновение положительной мотивации, чувства уверенности в развитии творческой индивидуальности. На заключительном этапе эксперимента мы ввели детям экспериментальной группы игру «Кошки-мышки» и предложили придумать варианты этой игры. Дети исследуемой группы, не испытывая каких-либо затруднений, смогли предложить 6 вариаций данной игры. Таким образом, такая работа с детьми ценна тем, что она создает условия для эмоционального благополучия, оказывая большое влияние на развитие психических качеств, особенно творческой индивидуальности. Было замечено, что в играх детей значителен элемент подражания действиям друг друга. Стоит одному ребенку начать какое-либо действие, как сразу у него находится несколько «подражателей», которые начинают ему слепо подражать. Например, на начальном этапе эксперимента после усложнения игры «запрещенное движение», когда ведущими становились сами дети, они показывали движения исключительно те же, что и преподаватель до него. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. На заключительном этапе эксперимента – дети самостоятельно придумывали разнообразные движения различными частями тела, включали дополнительный материал (мячи, гимнастические палки, обручи).

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств, для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование. В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация. В результате проведенного эксперимента, достоверно обнаружено развитие творческих способностей, что обусловлено, на наш взгляд, целенаправленным применением специально подобранных игр на развитие индивидуальности детей, которая включает также и лидерские качества.

Перечень и содержание используемых подвижных игр мы брали из сборников подвижных игр, указанных в списке литературы. Приведем варианты, игры Кошки-мышки:

1. Правила. Играющие сначала выбирают кошку и мышку, берут друг друга за руки и встают в круг. Кошка стоит за кругом, мышка — в круге. Кошка старается войти в круг и поймать мышку, но играющие закрывают перед ней ворота: опускают руки, приседают, но ее не пропускают. Если кошке удастся проскользнуть в круг, дети сразу же открывают ворота — но только перед мышкой, и она выбегает из круга, а кошку игроки стараются задержать. Если же кошка поймает мышку, то они встают в круг, а играющие выбирают другую пару.

Варианты, предлагаемые детьми:

  • Кошка двигается по тому же направлению, что и мышка;
  • Если кошка не может долго догнать мышку, играющие называют другую пару;
  • Передвижение кошки и мышки прыжком на одной, двух ногах;
  • Одновременно играют две пары, но в этом случае кошка догоняет мышку только из своей пары;
  • Кошке запрещается заходить в круг;
  • Кошка передвигается в кругу только на одной ноге.

Описание остальных игр представлено в приложении 4.

3.3. Повторная диагностика (контрольный эксперимент) и ее  результаты

В контрольном эксперименте участвовали дети этой же группы.

Цель контрольного эксперимента: провести повторный анализ развития лидерских качеств дошкольников после коррекционной (формирующий эксперимент) работы, и выяснить произошли ли какие-то изменения. Суть диагностики – подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что специальный комплекс занятий с использованием подвижных игр способствует формированию и развитию лидерских качеств дошкольников.

Для проведения контрольного эксперимента была использована первоначальные методики.

Результаты повторной диагностики имеют существенные различия с первоначальной.

По данным повторной диагностики получены следующие данные: после формирующего эксперимента в исследуемой группе дошкольников значительно улучшились результаты. До начала формирующего эксперимента подготовительной группе лидерские качества проявляли 20% детей. После проведения системы занятий по формированию лидерских качеств и развития детей в целом более активны стали 35% детей.

Кроме того повторно проводилась игра «Карабас». Результаты данного метода также улучшились. Практически все дети стали проявлять активность и участвовать в игре. (75%). Остальные дети (25%) также вставали, но с задержкой.

Результаты исследования подтверждают предложенную гипотезу о том, что специальный комплекс занятий с использованием подвижных игр способствует формированию и развитию лидерских качеств дошкольников. Полученные в ходе эксперимента данные свидетельствуют о значительном повышении уровня лидерских проявлений дошкольников.

Выводы по главе

Заключение

На основании полученных в результате теоретико-экспериментального исследования данных можно сформулировать следующие выводы: в процессе диагностики развития лидерских качеств дошкольников установлено преобладание лидерских проявлений у 20% детей (в среднем по всем методикам). Остальные дети не особенно активны, хотя и достаточно общительны и коммуникативны. Все же они слегка зажаты и нерешительны. Также есть несколько детей, которые предпочитают уединение и не способны устанавливать дружеские связи со сверстниками.

После констатирующего эксперимента с детьми была проведена работа по формированию и развитию лидерских качеств и общего развития детей Обучающая работа проводилась на занятиях физкультуры. Для работы была разработана система занятий.

После этого с детьми была проведена повторная диагностика, результаты которой были улучшены. Дети стали более активны, общительны, старались участвовать в играх. В результате лидерские качества стали проявляться уже у 35% дошкольников. Дети, которые ранее старались уединяться и не общаться, стали веселее, активнее участвовать в совместных делах группы.

Таким образом, результаты диагностики подтверждают предложенную гипотезу о том, что специальный комплекс занятий с использованием подвижных игр способствует формированию и развитию лидерских качеств дошкольников. Полученные в ходе эксперимента данные свидетельствуют о значительном повышении уровня лидерских проявлений – организаторские способности, креативность, общительность, умение «завести» группу. Это позволяет сделать вывод о том, что, цель курсовой работы достигнута и задачи решены.

Список используемой литературы

  1. Андреева Г.М., Донцов А.И. Межличностное восприятие в группе. М.,1980.
  2. Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками //Дошкольное воспитание. 1975. № 10.
  3. Антонова Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре : Автореф. дис . канд. пед. наук. М., 1983.
  4. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г.Асеев - М.: Мысль, 1976. 1
  5. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М., 1929.ю. Аркин Е.А. Об изучении детского коллектива. М., 1927. п. Артемова Л.В. Организация взаимовлияния детей в игре //Дошкольное воспитание. 1972. № 6. С. 45 51.
  6. Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 24 31.
  7. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Просвещение, 1980. 2
  8. Бердюгина О.Г. Социология лидерства: методические рекомендации к спецкурсу. Екатеринбург, 1998.
  9. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской.- Воронеж.: МДОЭК, 1997. - 576 с. 1. П.1.3.
  10. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – М.: Просвещение, 1968. 3
  11. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. – М.: Просвещение, 1990. 4
  12. Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности / П. Вайнцвайг. –М.: Прогресс, 1990. 5
  13. Викулова М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка: Автореф. дис . канд. пед. наук. М., 1990.
  14. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. М„ 1996.
  15. 25. Волков И.П. Исследование лидерства как функции групповой задачи //Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 4. Л., 1971. С. 17 22.
  16. Выгодский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выгодский. –М.: Педагогика, 1991. 6
  17. Выготский, Л.С. Воспитание чувств / Л.С. Выготский // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И.В. Дубровина и др. – М.: Академия, 1998. – С. 233 – 235. П.1.2.
  18. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий. М., 1968.зг.Галигузова Л.Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 101 115.
  19. Гуревич, К.М. Что такое психодиагностика / К.М. Гуревич. – М.: Просвещение, 1985. 7
  20. Гроховский, В.В. Пути профилактики психопатии и психопатоподобных расстройств у детей / В.В. Гроховский. –Харьков.: 1980. 8
  21. Давидович В.Н. Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности: Автореф. дис . канд. пед. наук. М., 1994.
  22. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения /А.Б. Добрович. – М.: Просвещение, 1987. 9
  23. Дунаев, В.Ю. Общение и личность / В.Ю. Дунаев. – М.: Просвещение, 1996. 10
  24. Запорожец A.B., Неверович Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986.
  25. Каган, В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации /В.Е. Каган // Вопросы психологии.- 1984.- №4. 11
  26. Как выделить лидера в ученическом коллективе // Народное образование. - 2001.- № 8.- С.151. 2. П.1.3.
  27. Коротаева, Е. Хочу, могу, умею! / Е. Коротаева. – М.: КСП, 1997. 12
  28. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.
  29. Козлова С.А. Формирование общественной направленности дошкольников в процессе познания социальной действительности: Автореф. дис . д-ра. пед. наук. М., 1988
  30. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шести летнего возраста: книга для учителя / Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько. – М.: Просвещение, 1988. 13
  31. Коломинский Я.Л., Харин С.С. Становление субъективной социальности у детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1991. № 6. С. 21 30.

 


Информация о работе Экспериментальное исследование развития личностных качеств у дошкольников и влияния на их формирование подвижных игр