Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 07:04, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление наиболее эффективных способов развития лидерских качеств и разработка комплекса подвижных игр, направленного на развитие лидерских качеств у дошкольников.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
- дать определение понятию «лидерство» и рассмотреть основные аспекты данной проблемы в научной литературе;
- исследовать особенности личностного развития дошкольников;
- изучить психолого-педагогические условия развития лидерских качеств дошкольников;
- охарактеризовать значение и задачи использования подвижных игр;
- определить влияние подвижных игр на развитие лидерских качеств дошкольников;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития лидерских качеств у дошкольников……………………………………………………………………6
1.1. Понятие и типы лидерства в психологии…………………………………6
1.2. Особенности социально-личностного развития дошкольников………..
1.3. Психолого-педагогические условия развития лидерских качеств у дошкольников……………………………………………………………………
Выводы по главе…………………………………………………………………
Глава 2. Подвижные игры как условие формирования и реализации лидерских качеств дошкольников………………………………………………
2.1. Значение и задачи использования подвижных игр………………………
2.2. Возможности подвижных игр для развития лидерских качеств дошкольников…………………………………………………………………….
Выводы по главе…………………………………………………………………
Глава 3. Экспериментальное исследование развития личностных качеств у дошкольников и влияния на их формирование подвижных игр…………….
3.1. Выявление лидеров в детском коллективе………………………………..
3.2. Разработка комплекса занятий по развитию лидерских качеств……….
3.3. Проверка эффективности занятий по развитию лидерских качеств…….
Заключение………………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………
При проведении таких творческих игр мы активно использовали методы похвалы и поощрения. В результате такой работы отмечается повышение активности детей на занятии и в свободной деятельности, возникновение положительной мотивации, чувства уверенности в развитии творческой индивидуальности. На заключительном этапе эксперимента мы ввели детям экспериментальной группы игру «Кошки-мышки» и предложили придумать варианты этой игры. Дети исследуемой группы, не испытывая каких-либо затруднений, смогли предложить 6 вариаций данной игры. Таким образом, такая работа с детьми ценна тем, что она создает условия для эмоционального благополучия, оказывая большое влияние на развитие психических качеств, особенно творческой индивидуальности. Было замечено, что в играх детей значителен элемент подражания действиям друг друга. Стоит одному ребенку начать какое-либо действие, как сразу у него находится несколько «подражателей», которые начинают ему слепо подражать. Например, на начальном этапе эксперимента после усложнения игры «запрещенное движение», когда ведущими становились сами дети, они показывали движения исключительно те же, что и преподаватель до него. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. На заключительном этапе эксперимента – дети самостоятельно придумывали разнообразные движения различными частями тела, включали дополнительный материал (мячи, гимнастические палки, обручи).
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств, для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование. В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация. В результате проведенного эксперимента, достоверно обнаружено развитие творческих способностей, что обусловлено, на наш взгляд, целенаправленным применением специально подобранных игр на развитие индивидуальности детей, которая включает также и лидерские качества.
Перечень и содержание используемых подвижных игр мы брали из сборников подвижных игр, указанных в списке литературы. Приведем варианты, игры Кошки-мышки:
1. Правила. Играющие сначала выбирают кошку и мышку, берут друг друга за руки и встают в круг. Кошка стоит за кругом, мышка — в круге. Кошка старается войти в круг и поймать мышку, но играющие закрывают перед ней ворота: опускают руки, приседают, но ее не пропускают. Если кошке удастся проскользнуть в круг, дети сразу же открывают ворота — но только перед мышкой, и она выбегает из круга, а кошку игроки стараются задержать. Если же кошка поймает мышку, то они встают в круг, а играющие выбирают другую пару.
Варианты, предлагаемые детьми:
Описание остальных игр представлено в приложении 4.
3.3. Повторная диагностика (контрольный эксперимент) и ее результаты
В контрольном эксперименте участвовали дети этой же группы.
Цель контрольного эксперимента: провести повторный анализ развития лидерских качеств дошкольников после коррекционной (формирующий эксперимент) работы, и выяснить произошли ли какие-то изменения. Суть диагностики – подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что специальный комплекс занятий с использованием подвижных игр способствует формированию и развитию лидерских качеств дошкольников.
Для проведения контрольного эксперимента была использована первоначальные методики.
Результаты повторной диагностики имеют существенные различия с первоначальной.
По данным повторной диагностики получены следующие данные: после формирующего эксперимента в исследуемой группе дошкольников значительно улучшились результаты. До начала формирующего эксперимента подготовительной группе лидерские качества проявляли 20% детей. После проведения системы занятий по формированию лидерских качеств и развития детей в целом более активны стали 35% детей.
Кроме того повторно проводилась игра «Карабас». Результаты данного метода также улучшились. Практически все дети стали проявлять активность и участвовать в игре. (75%). Остальные дети (25%) также вставали, но с задержкой.
Результаты исследования подтверждают предложенную гипотезу о том, что специальный комплекс занятий с использованием подвижных игр способствует формированию и развитию лидерских качеств дошкольников. Полученные в ходе эксперимента данные свидетельствуют о значительном повышении уровня лидерских проявлений дошкольников.
Выводы по главе
Заключение
На основании полученных в результате теоретико-экспериментального исследования данных можно сформулировать следующие выводы: в процессе диагностики развития лидерских качеств дошкольников установлено преобладание лидерских проявлений у 20% детей (в среднем по всем методикам). Остальные дети не особенно активны, хотя и достаточно общительны и коммуникативны. Все же они слегка зажаты и нерешительны. Также есть несколько детей, которые предпочитают уединение и не способны устанавливать дружеские связи со сверстниками.
После констатирующего эксперимента с детьми была проведена работа по формированию и развитию лидерских качеств и общего развития детей Обучающая работа проводилась на занятиях физкультуры. Для работы была разработана система занятий.
После этого с детьми была проведена повторная диагностика, результаты которой были улучшены. Дети стали более активны, общительны, старались участвовать в играх. В результате лидерские качества стали проявляться уже у 35% дошкольников. Дети, которые ранее старались уединяться и не общаться, стали веселее, активнее участвовать в совместных делах группы.
Таким образом, результаты диагностики подтверждают предложенную гипотезу о том, что специальный комплекс занятий с использованием подвижных игр способствует формированию и развитию лидерских качеств дошкольников. Полученные в ходе эксперимента данные свидетельствуют о значительном повышении уровня лидерских проявлений – организаторские способности, креативность, общительность, умение «завести» группу. Это позволяет сделать вывод о том, что, цель курсовой работы достигнута и задачи решены.
Список используемой литературы