Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 23:59, курсовая работа
В заключениях (тюремных), в церковных (религиозных) общинах конформность чрезвычайно велика. Там нельзя быть не “пешкой”. Некоторые люди постоянно ведут “двойную игру”: они конформны только в этой группе, в других - нет, ибо не чувствуют большой угрозы, а хочется независимости. Некоторые потом интернализуют нормы группы и сильно привязываются к ним: ведь тогда им было хорошо, они думают, что сами многое отдали, чтобы сложить эти устраивающие их нормы [7].
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРСТВА КАК
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА В
ПСИХОЛОГИИ
1.1. Анализ литературы по проблеме исследования лидерства в отечественной и зарубежной психологии
Люди наиболее конформны тем группам, к которым они страстно стремятся принадлежать. Те, кто социально ненадежен, нуждается в самоутверждении, в опеке, являются особенно конформными.
В заключениях (тюремных), в церковных (религиозных) общинах конформность чрезвычайно велика. Там нельзя быть не “пешкой”. Некоторые люди постоянно ведут “двойную игру”: они конформны только в этой группе, в других - нет, ибо не чувствуют большой угрозы, а хочется независимости. Некоторые потом интернализуют нормы группы и сильно привязываются к ним: ведь тогда им было хорошо, они думают, что сами многое отдали, чтобы сложить эти устраивающие их нормы [7].
Очень многое зависит от того, с кем и через кого общается группа с руководством или другими группами. Группа все время стремится к равновесию и успеху. И вдруг кто-то говорит больше или меньше в общении с важными персонами из других групп. Тут может быть сдерживание или поощрение говорящего. Со временем, говорящий может стать лидером этой или другой группы, молчун - почти никогда (за исключением асоциальных групп). Вообще, быть лидером в одной группе не означает успеха в другой, но, если человек экстравертирован, умен, хорошо приспособлен к внешним атрибутам и требованиям, имеет высокий статус в группе, у него немало шансов быть лидером в очень большом диапазоне групп. Данной проблемой в рамках зарубежной психологии занимались такие ученые как Р. Манн, Р. Вэлес, Е. Уоркинг и другие из США и Англии [9].
Экспериментальное изучение феномена групповой активности предложил А. В. Петровский. “Изучая коллектив, - пишет Артур Владимирович, - можно видеть, как он распредмечивается в объекте своей деятельности и, вместе с тем, как этот объект “распредмечивается” в субъекте - в коллективе, опосредствуя и преобразуя межиндивидуальные связи и отношения”.
В качестве отдельного направления можно выделить исследование Н. Н. Обозова, который рассматривал социально-психологические проблемы совместной деятельности в аспекте совместимости участников взаимодействия. Им были выделены и изучены такие социально-психологические факторы, влияющие на эффективность групповой работы, как: специфика и сложность задачи, время совместной деятельности, количество членов группы и их взаимосвязанность, функциональная структура группы и ее изолированность и автономность [6].
Наиболее полно взаимосвязь социально-психологических характеристик коллективной деятельности и субъекта представлены А. Л. Журавлевым. В качестве основных характеристик субъекта совместной деятельности им выделяются: целенаправленность, мотивированность, интегрированность, структурированность, согласованность, организованность, результативность, пространственные и временные особенности жизнедеятельности коллективного субъекта.
В качестве ведущей характеристики коллективного субъекта совместной деятельности А. Л. Журавлев выделяет целенаправленность.
Завершая рассмотрение наиболее известных подходов, необходимо подчеркнуть их разнообразие, которое связано с неоднозначностью концептуальных критериев, выбираемых разными авторами для их выделения.
При характеристике динамических процессов в малых группах первым, как правило, возникает вопрос: как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, то есть проблема лидерства.
В отечественной психологии вопрос о лидерстве и руководстве освещался Б. Д. Парыгиным:
1) лидер призван осуществлять функцию регуляции официальных отношений;
2) лидерство возникает в
3) лидерство, в отличие от руководства, возникает стихийно;
4) явление лидерства менее
5) руководство обладает более определенной системой санкций;
6) процесс принятия решения
7) сфера деятельности лидера - малая
группа, руководитель же “представляет”
На важность изучения лидерства обращали
внимание как отечественные, так и зарубежные
философы, социологи и социальные психологи
[7].
В современной отечественной социологической и социально-психологической литературе проблемы лидерства, в той или иной степени, касались Г. М. Андреева, Г. К. Ашин, М. Ш. Бахитов, И. П. Волков, Э. А. Гансова, В. Д. Гончаров, Д. М. Гвишиани, Ю. А. Замошкин, И. С. Кон, Е. С. Кузьмин, И. С. Полонский, Б. Д. Парыгин, А. Г. Сороковой, Л. И. Уманский и многие другие исследователи.
Значительный эмпирический материал по проблемам лидерства накоплен за рубежом. Особенно широкое распространение исследования лидерства получили в США. Лидерство относится к числу важнейших способов интеграции и дифференциации групповой, коллективной и массовой деятельности и общения людей. В отличие от частных механизмов социально-психологического влияния, оно постоянно (даже, если и имплицитно) воздействует на группу и всех ее членов [4].
Лидерство определяет способ достижения группой поставленной цели, а также “групповую атмосферу”, то есть характер взаимодействия членов группы и их связи с лидером.
Никакая организация невозможна без естественного или искусственного выделения из нее отдельных лидеров, занимающих верхнюю ступень в иерархии ролей.
Н. С. Жеребова отмечает, что “лидерство как социально-психологическое явление существует во всех человеческих обществах”. При этом, она подчеркивает, что корни этого явления следует искать во взаимодействии внешних условий с психикой человека.
Лидерство - стержневой процесс организации группового поведения. Без лидерства не существует группы [6].
В трудах зарубежных ученых существуют три основных направления в разработке проблем лидерства: теория врожденных черт лидерства, теория лидерства как функции группы и теория лидерства как функции ситуации.
Первая из перечисленных теорий (ее сторонники: Р. Берд, Э. Росс, А. Хендри, Г. Стогдилл и другие) объясняет возникновение лидерства из врожденных качеств человека. Однако, эта теория уже исчерпала себя. На практике оказалось, что разнообразные черты, оттенки поведения лидера не имеют какой-либо общей закономерности.
Сторонники теории, рассматривающей лидерство как функцию группы (это: К. Левин, Д. Холпин, М. Аргайл и другие), пытались вывести это явление только из взаимоотношений лидера с группой. Согласно этой теории, лидерство присуще всей группе, а не отдельной личности [8].
Теория лидерства как функции ситуации (Н. Триплет, Н. Коупленд, Р. Крачфилд и другие) основывается на наблюдении того факта, что некоторые личности смогли стать лидерами в одной группе и не смогли в другой.
Отсюда сторонники этой теории заключают, что качества или черты, свойственные потенциальному лидеру, строго соотносятся с ситуацией. Правильно понимая роль ситуации для проявления лидерства, эти исследователи, однако, определяют саму ситуацию как сумму психологических состояний группы, ее ожиданий. Если верно, что лидер должен психологически соответствовать ожиданиям группы, то уже неправомочно сводить ситуацию к психологическому состоянию.
Лидерство выражает собой исторически сложившуюся социальную потребность людей в организации в процессе их деятельности. Появляясь в момент формирования групповых целей, лидерство фокусирует в себе отношения между членами группы. В лидерстве имеет место тесное сплетение субъективных и объективных факторов, единство внешних и внутренних структур [7].
Человек-лидер непременно должен желать им стать, и в последующей деятельности стремиться удержать за собой эту роль. Следовательно, для формирования личности лидера, наряду с социально-экономическими и социально-политическими общественными отношениями, большое значение имеют воспитание и условия его личной жизни.
Неформальных лидеров группа начинает выделять уже в период своего становления. Иногда бывает так, что в группе людей, приступающих к той или иной деятельности, необычной для них, при общем замешательстве появляются некоторые лица, которые проявляют более высокую активность, большую осведомленность и заинтересованность. Их охотно выслушивают, обращаются к ним за советом, относятся к ним с особым уважением. Эти люди и являются потенциальными неформальными лидерами.
Тщательное изучение различных источников
позволило
Н. С. Жеребовой присоединиться к теории
черт лидера через функции, которые он
выполняет, и выделить 14 главных и, более
или менее,
общепринятых функций лидера: исполнительская (координация всех действий группы), планирующая работу группы, функция установления целей и основных средств достижения их, информационная функция, функция представительства группы во внешних связях, контроля внутренних связей членов группы, функция поощрения и наказания, функция арбитра и посредника [3].
Наиболее важной ролью лидера следует признать координацию всех действий группы. Независимо от того, удается ли ему достичь этой роли или нет, остается неизменной его ответственность за то, как выполняется общая деятельность группы. Обычно лидер почти не выполняет сам исполнительной роли, а поручает ее другим членам группы. Такой порядок следует признать наиболее правильным, если же лидер - исполнитель включится в каждое действие группы, то он либо помешает свободному действию членов группы, либо, взяв на себя ответственность, будет препятствовать развитию аналогичных качеств у ведомых. Все это затрудняет работу группы, так как в этом случае вмешательство лидера нарушает установившуюся систему взаимодействия членов группы.
Кроме перечисленных основных, существуют еще и дополнительные функции, которых лидер может добиваться сам или ему поручает группа: подмена личной ответственности каждого члена быть “отцовской фигурой” (“Лидер-патриарх”) или объектом агрессии со стороны разочарованных (лидер - “козел отпущения”) и т.д. Однако, такое разделение функций лидера на главные и дополнительные весьма условно.
Степень важности каждой функции, способ, манера ее проявления зависят от типа группы, от норм ценностей, ориентации и мотивов членов группы, а, в конечном итоге, от социальной дифференциации в обществе [8].
1.2. Лидерство как ключевая проблема в социальной психологии
В современных условиях лидерство основано не на традиции, а логически вытекает из психологии современного человека, хотя основной принцип - принцип превосходства - сохраняется. Лидер непременно должен в чем-то превосходить других членов группы (умственное, моральное превосходство, превосходство в силе и т.п.) [7].
Формирование лидера связано с его социальной жизнью. Поскольку эффект внешних воздействий обусловлен внутренними условиями личности, то из этого можно сделать вывод, что при выделении лидера важен анализ его биографии [5].
Лидер, в собственном смысле слова, как правило, относится к неформальной структуре. Такой лидер никем официально не назначается, авторитет его никакими официальными мероприятиями не поддерживается. Задачи, стоящие перед лидером, обычно уже, как перед официальным руководителем. Лидер выступает ведущим не во всякой ситуации. Официально же назначаемый лидер какой-либо формальной структуры обычно называется руководителем, который обязан находить верные решения в любых ситуациях.
Любое лидерство есть явление групповое. Не может существовать лидера-одиночки, лидера «самого по себе», без связи с последователями. Только наличие ведомых, превращает индивида в ведущего.
Главной особенностью отношений между лидером и последователями является то, что эти отношения власти. Не все отношения власти связаны отношениями лидерства, однако, ключевой признак лидерства – власть. Когда один человек имеет возможность приказать другому и другой, скорее всего, выполнит это приказание, мы говорим о том, что этот человек имеет власть над другим. Власть – это не действие, а скорее, возможность действовать [7].
Инструментом осуществления процесса руководства является власть, как формальная, которой руководитель наделен изначально, так и неформальная, которую он завоевывает сам, за счет личных качеств, знаний, умений, навыков.
Власть выражается в возможности одного человека (или многих) влиять на поведение человека (или многих людей).
На основании способов воздействия влияние на подчиненных принято выделять административные, экономические и социально-психологические методы [7].
Административные методы заключаются в использовании руководителем для воздействия на подчиненных своих правовых полномочий. Способ воздействия – правовые санкции.
Экономические методы – это вариации материального стимулирования подчиненных. Способ воздействия – денежное или эквивалентное ему вознаграждение [9].
Социально-психологические методы включают в себя приемы воздействия на личность с помощью групповых норм, ценностных ориентаций, личного авторитета. Способы воздействия – убеждения.