Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:58, курсовая работа
Цель исследования - выявить особенности коррекционного воздействия на эмоционально образное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Задачи исследования:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2) Определить особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.
3) Разработать коррекционную методику психологического воспитания адаптивного характера с использованием средств изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………….……………..…3
Глава 1. Особенности эмоционального развития старших дошкольников…...7
Глава 2. Формирование эмоционально образного развития детей дошкольного возраста...........................................................................................15
2. 1. Изодеятельность как средство развития эмоций у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..……………….15
2. 2. Роль семьи в развитии эмоций у детей дошкольного возраста средствами изодеятельности………………………………………………...………………..21
Глава 3. Занятия по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.…………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………….…45
Список литературы………………………………………………………………51
Тема: Эмоционально образное развитие детей дошкольного возраста
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Особенности эмоционального развития старших дошкольников…...7
Глава 2. Формирование эмоционально
образного развития детей дошкольного
возраста......................
2. 1. Изодеятельность как
средство развития эмоций у
детей дошкольного возраста…………
2. 2. Роль семьи в развитии
эмоций у детей дошкольного возраста
средствами изодеятельности………………………………………
Глава 3. Занятия по изобразительной
деятельности с детьми старшего дошкольного
возраста.………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Наблюдения за событиями, происходящими в последнее время в обществе и образовании, показывают, что даже самый знающий, самый талантливый ребенок не будет успешным, если имеет низкую самооценку, не умеет выстраивать отношения со своими сверстниками и взрослыми, не умеет вести диалог и отстаивать свою точку зрения. Необходимо помимо знаний, умений и навыков заложить в детях такие основы, которые помогли бы им быть успешными в жизни независимо от того какой у них интеллект, есть ли способность к рисованию, пению, танцам.
Именно поэтому, первостепенным
в педагогической деятельности стало
социально-эмоциональное
Дети дошкольного возраста любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют сказки, занимаются народными промыслами. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Дети очень любят заниматься изобразительным искусством. Изостудия - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира дошкольника, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях/
Вне творчества невозможно слиться с языком искусства и вылиться в живое произведение искусства. Развитые творческие способности необходимы и при создании и при восприятии. Творчество многосложно, многопланово. Столь же многопланово должны развиваться творческие возможности детей. Сама эта возможность творчески мыслить предполагает наличие двух элементов: способность накапливать, осваивать багаж знаний и способность нарушить сложившийся стереотип. Порождаемая накопленным опытом и развитой фантазией творческая способность предполагает острое воображение, способность неясную мысль вообразить, а впоследствии осуществить. [5; с. 79]
У детей процесс творчества развивает мышление, приносит радость, душевное равновесие. Развитие этой способности необходимо для любой деятельности. Изобразительное искусство таит в себе огромные возможности для развития творческой потенции, фантазии и интуиции. Ребенок рисует и то, что видит вокруг себя, и то, что чувствует, и то, что подсказывает ему фантазия. Дети могут жить в рисунке, разговаривать, звуками изображая нарисованное, петь. Они создают продукт своего творчества, к этому необходимо относиться бережно и чутко, серьезно организовать работу.
Мир ребёнка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает малыша. Полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения.
Целенаправленное
Когда дети находятся рядом, хочется видеть и рисовать мир таким же красочным, ярким, открытым. Необходимо сохранить, сберечь первое положительное чувство ребёнка. В этом помогут разнообразные методы и приёмы в организации пространства вокруг детей.
Таким образом, необходимость эмоционально образного развития дошкольника, обусловило актуальность выбранной темы исследования.
Объект исследования – эмоционально- образное развитие дошкольников.
Предмет исследования – развитие эмоционально - образной сферы дошкольников средствами изобразительной деятельности
Цель исследования - выявить особенности коррекционного воздействия на эмоционально образное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
1) Анализ психолого-
2) Определить особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.
3) Разработать коррекционную
методику психологического
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:
теоретический анализ и обобщение
литературных источников; метод изучения
медико-психолого-
Гипотеза исследования - предполагалось, что применяемая комплексная методика артпедагогики дошкольников, специально разработанная на основе учета их возможностей, будет способствовать улучшению показателей эмоционального развития данной категории детей.
Глава 1. Особенности эмоционального развития старших дошкольников
Понятие «эмоциональный интеллект
(EQ)» не является новым в педагогике.
Об этом писали многие учёные, но использовали
другие термины. Кроме того, существует
ряд взаимосвязанных с
Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта.
Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта:
1. Понимание
и осознание эмоций
2. Обладая высоким эмоциональным
интеллектом, мы способны
3. У нас много энергии
благодаря эмоциональной
Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путём тренингов и семинаров во взрослой жизни, а ещё в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей. [16; с. 55]
Эмоции – это движение!
Эмоции – это энергия успеха и развития!
Эмоции – это ключ к пониманию себя и других людей!
Эмоции – это ключ к
пониманию мотивов и
Особое место в развитии личности ребёнка в дошкольном возрасте принадлежит окружающим его людям. В младшем дошкольном возрасте с их помощью дети знакомятся с некоторыми правилами общения («нельзя драться», «нельзя кричать», «нельзя отнимать у товарища», «нужно вежливо попросить у товарища», «нужно благодарить за помощь» и т.п.).
Чем старше становится дошкольник,
тем всё большее число и
более сложные правила
По мере взросления малыша всё важней для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребёнком и окрашены массой разнообразных эмоций.
Эмоциональная напряжённость
и конфликтность детских
Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают таким эмоциональным испытаниям, к которым не может естественным образом адаптироваться человеческая природа. Живя в плену повсеместного прагматизма, мы почти забыли, как нужно радоваться солнцу, звёздам, майскому изобилию природы или первой снежинке, успехам окружающих нас людей, проявлять сочувствие к другим и т.д.
Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, на наш взгляд, является классификация К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными. Этой классификации мы и придерживаемся в своей работе.[3; с. 43]
У маленьких детей недостаточно жизненного опыта, поэтому мы считаем своей основой задачей – помочь им приобрести опыт умения справляться с трудностями, опыт, способствующий переживанию успеха, радости от умения самостоятельно найти ответ, достичь желаемого результата.
Эту « радость открытий» создают педагоги своими оценками, мимикой, интонацией, позой, выражением удовлетворения от действий ребёнка, от его стремления к поиску. Организуя свою работу, педагог должен продумывать интеграцию развлекательных моментов, сообщение новых знаний, моменты поиска и напряжения, общую радость от найденного кем-то из детей удачного решения. Мы считаем, что при таких условиях деятельность детей не только учит, но и воспитывает ребёнка, формирует у него опыт активного отношения к окружающему, самостоятельность, настойчивость, осознание своей ответственности, стремление качественно выполнять предлагаемое содержание.
Дети 3-х лет часто с ограничением и негативно воспринимают авторитарные распоряжения воспитателя, поэтому необходимо, организовывая деятельность детей 3 - 4 лет, использовать множество игровых приёмов, заинтересовывающих моментов, которые побуждают детей к определённым видам деятельности. В этом случае малыши приобретают следующий опыт:
- по собственному побуждению
(без давления взрослых) включаются
в предлагаемую
- детей объединяют общие эмоциональные переживания (поют песенки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу – это совместная радость, доброжелательность);
- появляется заинтересованность;
- растёт активность.
У детей 4 -5 лет уже сформирован определённый опыт, приобретённый ранее. Поэтому дети уже не нуждаются в обилии развлекательных приёмов. У них сформировано представление о последовательности режимных моментов, и дети без сожаления оставляют свои игры, чтобы переключиться на другой вид деятельности. В этом возрасте нужно чаще использовать игровые моменты, которые позволяют ребёнку более качественно выполнять задания.
Мы считаем, что в работе с детьми данного возраста особенно важно:
- научить детей конкретным способам преодоления своего эмоционального неблагополучия, накопления опыта практических действий;
- побуждать детей к
действиям, заключающим в себе
проявление эмоциональной
- разъяснять причины,
вызывающие эмоциональное
У детей 5 -7 лет происходит социальное развитие, усвоение моральных норм, определяющих отношение к деятельности. Возрастает роль дифференцированного подхода к ребёнку, важность оценки деятельности, которая должна побуждать ребёнка к стремлению самостоятельно справляться с заданием, оказывать помощь сверстникам, поддерживать активность, напоминать о нормах отношений к собственным ошибкам и ошибкам товарищей.[3; с. 87]
Информация о работе Эмоционально образное развитие детей дошкольного возраста