Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:58, курсовая работа
Цель исследования - выявить особенности коррекционного воздействия на эмоционально образное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Задачи исследования:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2) Определить особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.
3) Разработать коррекционную методику психологического воспитания адаптивного характера с использованием средств изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………….……………..…3
Глава 1. Особенности эмоционального развития старших дошкольников…...7
Глава 2. Формирование эмоционально образного развития детей дошкольного возраста...........................................................................................15
2. 1. Изодеятельность как средство развития эмоций у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..……………….15
2. 2. Роль семьи в развитии эмоций у детей дошкольного возраста средствами изодеятельности………………………………………………...………………..21
Глава 3. Занятия по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.…………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………….…45
Список литературы………………………………………………………………51
Ценность коллективной деятельности заключается в том, что она показывает конкретный результат. Наглядность, художественная выразительность усиливают в свою очередь эмоциональный момент эстетического восприятия.
Каким образом психолог ДОУ в рамках психологического сопровождения может способствовать сохранности психологического здоровья ребенка? Только посредством создания условий для гармоничного психо-эмоционального и физического развития ребенка согласно его возрастным и личным потребностям и возможностям в ходе реализации образовательной программы. То есть главная задача не столько коррекция существующих проблем, сколько предупреждение самой возможности их возникновения. Идеально для решения этой задачи служат методы арт-терапии в сочетании с другими формами экспрессивной терапии (то есть терапии путем творческого самовыражения), а именно: игровой терапии, сказкотерапии, музыкотерапии и танцевально-двигательной терапии. Основания такого выбора следующие.
Рисунок позволяет проводить
первичную диагностику
Все вышесказанное
о процессе рисования можно отнести
и к работе ребенка с пластилином.
Еще один несомненный «плюс» пластилина
– его пластичность и трехмерность.
Еще более сильным терапевтичес
Игра – ведущий вид
деятельности ребенка-дошкольника. В
ней он постигает основы социализации,
через нее опосредованно
Метафора сказки наиболее доступна для восприятия ребенка, а слова «волшебный», «магический» ассоциирующиеся со сказкой, обладают «положительно мотивирующей семантикой» (Т.Зинкевич-Евстигнеева). К тому же именно сказка позволяет ребенку стать Всемогущим Волшебником, который может значительно больше, чем обычные люди.
Музыкальные произведения используются в качестве сопровождения других коррекционно-развивающих приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. Танец служит прекрасным способом перевоплощения и эмоционального отреагирования, также способом отработки основных паттернов движения.
Работа с детьми начинается с раннего возраста (до 3 лет) и ведется в одновозрастных группах, малых подгруппах по 3-8 человек и индивидуально на основании запроса педагога, родителя, по показаниям психологической диагностики. Возникают также ситуативные взаимодействия по инициативе самого ребенка. Поддерживается принцип добровольности участия.
Продолжительность рисования
индивидуальна для каждого
Уже на самых ранних этапах детская «мазня» – это своеобразное проявление эмоциональной активности ребенка: посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Именно спонтанная изобразительная деятельность (спонтанное рисование) для ребенка наиболее естественна, интересна, приятна.
Рисунок 3: автор Ваня М., 3,5г. Индивидуальное предпочтение в выборе цвета, особое видение окружающего мира. Радуга: рисунок слева сделан ребенком по своему восприятию радуги, без разъяснений психолога – разные цвета (начиная с «самого красивого») наложены друг на друга, рисунок справа – по просьбе психолога рисовать разные цвета друг под другом (самый красивый – внешний).
Для детей 4-7 лет эффект от процесса рисования усиливается конечным продуктом – созданным рисунком. При этом душа ребенка наполняется положительными эмоциями через осознание своего авторства, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счете, за себя как автора. Т.о., мы дополнительно способствуем формированию положительной самооценки ребенка и его позитивного отношения к окружающему миру.
Существует еще два способа рисования у детей, оказывающие максимальный терапевтический эффект – многослойное рисование и рисование картинки с развивающимся сюжетом на одном и том же рисунке. Именно эти детские работы часто абсолютно непонятны взрослым и требуют комментария автора.
В ходе взаимодействия с детьми мы «отрабатываем» проблемы эмоционально-личностной сферы, а именно тревогу и тревожность, страхи, агрессию, неуверенность и застенчивость, чрезмерную склонность к фантазированию. Данный вид деятельности психолога имеет профилактическую и коррекционную направленность. Параллельно своими занятиями мы способствуем развитию творческого потенциала ребенка.
При работе в группе есть еще один дополнительный эффект: через рисунок и рисование развиваются коммуникативные навыки ребенка.
Чем моя деятельность отличается
от деятельности воспитателя, занимающегося
с детьми рисованием? Моя цель не
научить ребенка рисовать, а помочь
посредством рисования
Задолго до того, как развился словесный способ общения, люди пытались выражать свои чувства и эмоции с помощью рисунка. Развитие каждого человека (онтогенез) кратко повторяет историю развития всего вида в целом (филогенез): не научившись писать, а иногда и говорить, ребенок может рисовать. Занятия арт-терапией позволяют ребенку еще раз пройти этот путь видового развития через его собственное развитие, то есть дают возможность получить собственный эмоциональный, телесный и когнитивный опыт в безопасных и комфортных для него и других условиях, осознанно и продуктивно для формирования его личности в пределах его возраста и в дальнейшей жизни.
Список литературы
Информация о работе Эмоционально образное развитие детей дошкольного возраста