Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:58, курсовая работа
Цель исследования - выявить особенности коррекционного воздействия на эмоционально образное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Задачи исследования:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2) Определить особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.
3) Разработать коррекционную методику психологического воспитания адаптивного характера с использованием средств изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………….……………..…3
Глава 1. Особенности эмоционального развития старших дошкольников…...7
Глава 2. Формирование эмоционально образного развития детей дошкольного возраста...........................................................................................15
2. 1. Изодеятельность как средство развития эмоций у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..……………….15
2. 2. Роль семьи в развитии эмоций у детей дошкольного возраста средствами изодеятельности………………………………………………...………………..21
Глава 3. Занятия по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.…………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………….…45
Список литературы………………………………………………………………51
Таблица 2.
Приступая к работе по этой теме, мы выделили следующие задачи:
1. Способствовать возникновению устойчивого интереса к изобразительной деятельности.
2. Обучать детей способам
познания окружающей
3. Развивать
речь детей, обогащать их
4. Способствовать усвоению
базисных изобразительных
5. Формировать умение выполнять коллективные работы (работать согласованно, обсуждать замысел, содержание и средства реализации, планировать последующие действия, распределять обязанности; давать объективную оценку результатам общего труда и каждого участника).
Работа осуществлялась в тесном взаимодействии воспитателя по изобразительной деятельности, психолога ДОУ и музыкального руководителя. Психологом проводились диагностики эмоционально-личностной сферы детей, консультации с родителями по обозначенной проблеме, выступления на родительских собраниях. Музыкальный руководитель оказывала помощь в подборе музыкальных произведений и в проведении комплексных и интегрированных занятий.
В начале года провели диагностику
изобразительных умений и навыков,
умения выполнять коллективную работу.
Психолог провела диагностику самооценки
детьми результатов своей
Проанализировав данные обследования, выделили детей, с которыми необходимо было проведение индивидуальной работы по формированию изобразительных навыков, развитию эмоциональной сферы, умения оценивать свою работу, свои изобразительные возможности.
В намеченной работе выделили три этапа.
1. Подготовительный этап
– это период, предшествующий
коллективному рисованию, во
Для этой цели использовали экскурсии, беседы, обсуждение прочитанных книг, рассматривание иллюстраций. Последовательно усложняющимися тематическими заданиями побуждали детей к совместным действиям, формировали необходимые технические и изобразительные навыки. Большое внимание уделяли обучению техники рисования, использованию дидактических игр, связи с другими видами деятельности.
Для решения поставленных задач использовали различные виды и формы занятий. Это традиционные, комплексные интегрирования, занятия-сказка, занятия-путешествия и др. Работа проводилась со всей группой, с дифференцированными подгруппами, индивидуально.
Вся группа методов – организация целенаправленного наблюдения, беседы, вопросы (будь то наблюдения действительности или непосредственное восприятие натуры) было направлено на то, чтобы обеспечить развитие самостоятельной деятельности детей.
Индивидуальный подход в
обучении технике рисования
В проведении экскурсий, наблюдений, посещении выставок, закреплении знаний, полученных на занятиях, в проведении индивидуальной работы большую помощь оказывали воспитатели групп.
Для развития у детей эмоционально-
Детям с повышенной самооценкой представляли возможность проявить себя, получить необходимые для них одобрение (похвалу) и внимание окружающих. Но при этом стремились к тому, чтобы оценка их деятельности была объективной. При необходимости выявлялись допущенные ими ошибки, тактично указывались на них и вместе с ребенком, в отсутствии других детей, мы искали путь к исправлению этих ошибок.
Оценку детей неуверенных, с заниженной самооценкой, строили по другому принципу. Сначала поощряли любую активность этих детей, даже желание что-то нарисовать. И только после достижения позитивных результатов в деятельности начинали более объективно оценивать деятельность таких детей.
2. Основной этап выполнения коллективной работы. Он включает в себя планирование, выполнение и оценку работы. Его цель – не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе.
Основное содержание коллективных работ, создаваемых в течение нескольких занятий, решалось в занятийное время, а затем, в свободной деятельности, композиции дополнялись, обогащались, расширялись. В окончательной доработке композиции могли принять участие не все дети, а те, которые выражали желание. Однако обсуждать дальнейшую работу над композицией целесообразно со всеми детьми.
Проводя занятия по выполнению коллективной работы в начале года, мы отметили, что большинство детей действуют изолированно, по собственной инициативе в контакт не вступают; не всегда замечают действия соседа, его работу; выделяют только свою. После определенной работы (психологические игры, беседы, советы) большинство ребят уже замечают работающего товарища, иногда подражают его действиям или критикуют; узнают и называют как свою работу, так и работы товарищей, находящихся рядом. Радуются общей работе и своему участию в ней.
Использовались различные формы организации коллективной изобразительной деятельности детей: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая.
Выбор той или иной формы
организации коллективного
Постепенно, от занятия к занятию, менялся уровень деятельности детей. В процессе выполнения общего задания, они уже замечали товарища, который работал один, а не совместно. Для более успешной работы поощрялись правильные совместные действия. Детей радовала положительная оценка общей работы, они понимали, что это результат коллективного труда; знали, какую работу выполнил каждый исполнитель в подгруппе.
В дальнейшем, при направленном руководстве, дети могли самостоятельно обсуждать конкретное содержание будущей коллективной работы, выбирать материал, изобразительные и выразительные средства, способы действия; распределять обязанности, планировать совместные действия.
В процессе совместной деятельности ребята помогают и учат друг друга, переживают за качество общей работы. С интересом рассматривают коллективный результат другой подгруппы, способны давать объективную оценку.
3. Заключительный этап
– это период взаимодействия
детей с уже завершенной
Нами использовались различные формы взаимодействия с готовой продукцией. Это: изготовление поздравительных открыток, оформление групп к праздникам, выставки рисунков для родителей, использование работ в других видах деятельности в качестве пособий, изготовление сезонных альбомов, книжек-раскладушек, газет, оформление стены творчества и многое другое. Выбор формы зависел от возраста детей и от поставленной цели при дальнейшем использовании работ.
Для анализа результатов работы было проведено повторное обследование детей и анализ их совместной деятельности в конце учебного года. Наблюдая за изобразительной деятельностью детей, мы увидели, что они способны самостоятельно определить замысел будущей совместной работы, объединяются в подгруппы, учитывая возможности каждого. Дети подготавливают материал, обсуждают и планируют: содержание, цвет, материал, способы исполнения. Активно помогают друг другу, поощряют, подбадривают друг друга, радуются успеху товарища.
Выводы по третьей главе:
Проанализировав полученные
результаты обследования и наблюдения,
мы пришли к выводу, что коллективное
сотрудничество и подготовительная
работа, предваряющая этот процесс, при
систематическом и
Сохранность психологического здоровья ребенка – цель работы психолога в дошкольном образовательном учреждении. Психологическое обоснование выбора методов арт-терапии в сочетании с другими формами экспрессивной терапии в работе с дошкольниками. Организация арт-терапевтических встреч в рамках психологического сопровождения в разных возрастных группа.
Заключение
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. / Л. Выготский /
Таким образом, тема нашего исследования Эмоционально образное развитие детей дошкольного возраста является актуальной.
Цель исследования - выявить особенности коррекционного воздействия на эмоционально образное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности – достигнута.
Задачи исследования:
1) Анализ психолого
2) Определить особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста
3) Разработать коррекционную
методику психологического
Выполнены.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:
теоретический анализ и обобщение
литературных источников; метод изучения
медико-психолого-
Гипотеза исследования - предполажение, что применяемая комплексная методика артпедагогики дошкольников, специально разработанная на основе учета их возможностей, будет способствовать улучшению показателей эмоционального развития данной категории детей доказана.
Основная задача воспитателя – наполнить повседневную жизнь ребёнка в группе интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого малыша в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, стараются развивать у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Успешно закончивший школу, подававший большие надежды человек в жизни становится неудачником, а другой, как говорят, едва натягивающий до тройки, в жизни становится преуспевающим человеком. У него всё в жизни складывается на «отлично». Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношения со сверстниками в детском саду, так как дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. В это время в общении ребенка возникают сложные взаимоотношения, влияющие на развитие его личности, проявление и развитие начал коммуникативных взаимоотношений детей.
Нарушения в общении, которые фиксируются в дошкольном возрасте, проявляются впоследствии не только в том, что человек не умеет добиваться желаемого, конфликтует с окружающими, не умеет построить правильные отношения ни дома, ни на работе. Эти нарушения могут проявиться в познавательной и в личностной сфере, что еще больше мешает общению и увеличивает конфликтность или отгороженность человека.
Активная совместная деятельность, обладающая общественной направленностью, способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, ободрять товарища. Поэтому для развития коммуникативных способностей целесообразно использовать коллективную изобразительную деятельность.
Информация о работе Эмоционально образное развитие детей дошкольного возраста