Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:58, курсовая работа
Цель исследования - выявить особенности коррекционного воздействия на эмоционально образное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Задачи исследования:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2) Определить особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.
3) Разработать коррекционную методику психологического воспитания адаптивного характера с использованием средств изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………….……………..…3
Глава 1. Особенности эмоционального развития старших дошкольников…...7
Глава 2. Формирование эмоционально образного развития детей дошкольного возраста...........................................................................................15
2. 1. Изодеятельность как средство развития эмоций у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..……………….15
2. 2. Роль семьи в развитии эмоций у детей дошкольного возраста средствами изодеятельности………………………………………………...………………..21
Глава 3. Занятия по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.…………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………….…45
Список литературы………………………………………………………………51
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Помочь детям приобрести опыт социально уверенного поведения;
Развивать у детей в процессе общения, их социальные способности и навыки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
Воспитывать у воспитанников способности контролировать свои чувства, но не в смысле подавлять любые проявления эмоций, а научить не бояться их, проявлять даже негативные чувства и эмоции без вреда для окружающих.
Для успешной реализации поставленных
цели и задач, в своей деятельности
придерживаюсь следующих
Непрерывности. Социально-эмоциональное развитие ребенка включается во все моменты образовательного процесса.
Доступности. Способы общения, познания, возможность проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения ребенок осваивает в доступных ему видах деятельности (игровой, трудовой, изо, музыкальной и др.).
Сотрудничества. Специалисты учреждения, родители так же являются активными участниками социально-эмоционального развития детей.
Координации деятельности. Тематические
планы специалистов должны быть скоординированы
таким образом, чтобы последовательно
во времени разворачивать
Совместной деятельности. Это обеспечивает субъект-субъектную позицию.
В своей деятельности использую следующие педагогические технологии:
Социоигровые подходы (В.БукатовА.Ершов). Данную технологию применяю для формирования социальной компетентности детей, коммуникативной культуры, представлений о внутреннем мире человека и его месте в окружающем мире. Социоигры использую как на занятиях, так и в игровой и в свободной деятельности детей.
КТД (коллективно-творческое дело). Технология направлена на развитие навыков взаимодействия, сотрудничества, творчества и включения детей в социально-значимую деятельность. Применяю ее при организации совместной деятельности детей и родителей, а также в свободной и игровой деятельности воспитанников.
Социально-оздоровительные
Такой подход к организации своей деятельности по социально-эмоциональному развитию детей, позволяет проводить работу комплексно, в системе, целенаправленно и добиться хороших результатов.
Понимая, что добиться хороших результатов в данном направлении можно только при условии полного доверия, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, необходимо выбрать личностно-ориентированный подход в работе с детьми, их родителями и позицию "вместе" и "рядом" по отношению к ним и со своими коллегами.
При реализации проектов по социально-эмоциональному развитию детей, осуществляется следующая модель взаимодействия и общения между воспитанниками, их родителями, мной и коллегами.
Работа с родителями в педагогической деятельности занимает особенное место. Потому, что именно в семье, как в первом звене в общей жизненной цепочке ребенка, закладываются все нравственные основы. А закладываться они должны не через назидание, а через личный положительный пример окружающих ребенка взрослых. Вот почему с первых дней поступления ребенка ко мне, делаю все возможное, чтобы максимально привлечь родителей к активной совместной деятельности.
Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей 3-7 лет».
Программа и пособия к
ней, опираются на богатый и разносторонний
опыт, который накоплен в области
художественно-эстетического
Также, учитывается и зарубежный опыт, выбирая из него то, что могло обогатить нашу работу с детьми и соответствовало бы нашему национальному характеру.
Система занятий рассчитана на детей 3-7 лет, на четыре года обучения. Проводятся занятия один раз в неделю.
Программа построена с учетом возраста детей по принципу ступеней и блоков: «настроения, чувства, характер людей»,
«Природа в искусстве», предполагает непрерывность поступательного развития детей дошкольного возраста.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь, год за годом, от занятия к занятию, по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием, и с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
В них включены общеизвестные произведения поэтов, художников и композиторов, тематика которых близка по своему содержанию для детей и логически взаимосвязана. Также сюда входят и программные произведения. Это способствует активизации познавательной активности, расширению их знаний по всем интегрирующим направлениям эстетического и нравственного цикла.
Тексты литературных, музыкальных произведений подобраны с учетом сезонных изменений в природе.
Эстетическое воспитание
развивает в детях
Основной доминирующей особенностью программы является интеграция всех видов искусств: музыка (ощущения и восприятия), литература (мышление), живопись (представление и воображение).
Основой интеграции является:
Психические процессы, на которых базируются все виды художественной деятельности и которые необходимы для ее успешного усвоения (эти же процессы в деятельности и развиваются): восприятие (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое), воображение, образные представления и образное мышление, эмоциональное отношение к окружающему, произведениям искусства и деятельности человека, а также память, внимание, речь;
образ предмета или явления действительности, который воспринимается и выражается в разных видах искусства и художественно-творческой деятельности с помощью тех выразительных средств, которые присущи тому или иному виду искусства;
образ одного и того же предмета, явления может быть передан в разных видах искусства, путем использования специфичных для каждого искусства средств выразительности;
в интеграции один из видов искусства выступает в роли стержневого, другой — помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами.
Для реализации поставленных задач, мы опирались на принципы общей дидактики (связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности и другие) и дидактики частных методик (методики музыки, изобразительной деятельности, художественно-речевого развития). Эти принципы связаны со спецификой того вида искусства, который лежит в основе той или иной художественной деятельности. К ним мы относим:
1. Принцип деятельности.
В совместной и
2. Принцип вариативности.
Ребенку предоставляется
3. Принцип креативности (организации творческой деятельности). Педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в которых каждый ребенок становится художником, поэтом, артистом, и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность. Залогом успеха является проигрывание каждой отдельной ситуации, ее проговаривание.
4. Принцип непрерывности.
Процесс эстетического
5. Принцип гуманности. Без
создания творческой атмосферы
невозможно формирование
6. Принцип интегративности,
то есть проживание объекта
(события) в течение
7. Принцип одновременного
включения всех анализаторов (зрительных,
слуховых, осязательных, тактильно-двигательных)
в процессе познания какой-
8. Принцип проецирования
познаваемой ценности на свое
«Я», ребенок постоянно
9. Принцип результативности (развивающего эффекта), предполагающий обязательность общения воспитателя с каждым ребенком для выяснения того, что и как он понял, почувствовал, оценил.
Режим работы
2 младшая группа 3-4 года |
Средняя группа 4-5 лет |
Старшая группа 5-6 лет |
Подготовительная 7 - лет |
15 минут |
20 минут |
25 минут |
30 минут |
1 занятие в нед. |
1 занятие в нед. |
1 занятие в нед. |
1 занятие в нед. |
Цель: Формирование
интереса к эстетической стороне
окружающей действительности, удовлетворение
потребности детей в
Задачи:
• развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
• развитие детского творчества;
• приобщение к изобразительному искусству.
Примерные виды интеграции
образовательной области «
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы |
По средствам
организации и оптимизации |
«Коммуникация»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности. «Познание»: формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества. «Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности. «Труд»: формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности. «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура»: развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства |
Содержание и результаты всех образовательных областей Программы могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей. «Музыка», «Чтение художественной литературы»: использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество». |
Таблица 1.
Формы работы с
детьми в рамках образовательной
области «Художественное
Содержание |
Возраст |
Совместная деятельность |
Режимные моменты |
Самостоятельная деятельность |
Взаимодействие с семьей |
1. Развитие продуктивной деятельности: рисование; лепка; аппликация. 2. Развитие детского творчества. 3. Приобщение к изобразительному искусству. |
3-5 лет |
Наблюдения по ситуации Занимательные показы. Сюжетно-игровая ситуация. Выставка детских работ, конкурсы. Интегрированная деятельность. Художественный досуг. |
Интегрированная детская деятельность. Игровое упражнение. Проблемная ситуация. |
Самостоятельная художественная деятельность. Игра Проблемная ситуация. |
Конкурсы, выставки совместных и детских работ. Художественный досуг. Оформление помещений, участков, залов. Консультативные встречи. Встречи по заявкам. |
5-7 лет |
Рассматривание предметов искусства. Беседа. Экспериментирование с материалом. Интегрированная деятельность. Дидактические игры. Художественный досуг. Выставка детских работ, конкурсы. |
Интегрированная детская деятельность. Игровое упражнение. Проблемная ситуация. Проектная деятельность. Создание коллекций. Выставка репродукций произведений живописи. |
Самостоятельное художественное творчество. Игра. Проблемная ситуация. |
Конкурсы, выставки совместных и детских работ. Художественный досуг. Оформление помещений, участков, залов. Консультативные встречи. Встречи по заявкам. |
Информация о работе Эмоционально образное развитие детей дошкольного возраста