Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 19:51, курсовая работа
Специалист М. Раттер (1987) отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это – неотъемлемая часть процесса развития. Как отечественные, так и зарубежные психологи и социологи отмечают рост количества детей группы риска. Например, голландский исследователь М. де Винтер говорит о том, что с 1970-х до 1990-х гг. количество детей этой группы росло неуклонно и сейчас они составляют 20% от общего количества подростков и молодежи в возрасте до 18 лет (речь идет о подростках с нормальной психикой). Та же тенденция проявляется и в других развитых странах. Общество и, прежде всего, учителя и родители тратят колоссальные усилия на преодоление этих отклонений.
Введение 3
Общая характеристика работы 5
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей школьной тревожности у девиантных подростков мальчиков и девочек 7
1.1 Психологические особенности подросткового возраста 7
1.2 Психологическая природа тревожности 11
1.3 Гендерные особенности проявления тревожности у подростков 19
1.4 Типичные формы отклоняющего поведения подростков 22
Выводы 31
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей школьной тревожности у девиантных подростков мальчиков и девочек 33
2.1 Методология, методы и организация исследования 33
2.2 Изучение склонности к девиантному поведению подростков – мальчиков и подростков - девочек 37
2.3 Изучение тревожности у подростков-мальчиков и подростков - девочек. 41
2.4. Выявление особенностей школьной тревожности у девиантных подростков - мальчиков и девиантных подростков - девочек 49
Выводы 52
Заключение 54
Список использованных источников 56
Далее мы установили с помощью критерия Спирмена имеется ли взаимосвязь между склонностью к девиации и школьной тревожностью как у подростков-мальчиков, так и подростков-девочек, и получили что у подростков мальчиков rs = -0.705 и не достигает статистической значимости, а следовательно взаимосвязь склонности к девиации и школьной тревожности отсутствует в группе подростков - мальчиков. В группе же подростков - девочек установлено наличие взаимосвязи rs = -1.259, что означает, что между склонностью к девиации и школьной тревожностью у подростков - девочек существует взаимосвязь. Наша гипотеза, состоящая в том, что у девиантных подростков - мальчиков и девиантных подростков - девочек имеет свои особенности доказана.
1. Доминирующим типам девиантного поведения у девиантных подростков - мальчиков является волевой контроль эмоциональных реакций, результаты свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений. Наименее же представлена и развита склонность к деликвентному поведению, результаты говорят о не выраженности указанных тенденций. Существует различие склонности к девиантному поведению у девиантных и не девиантных подростков-мальчиков. Склонность к девиантому поведению у девиантных подростков-мальчиков выше, чем у недевиантых мальчиков. Полученная разница статистически значима, что позволяет сделать вывод о том, что у девиантных подростков - мальчиков склонность к девиантному поведению выше и это не является социально приемлемой нормой поведения подростков - мальчиков.
2. У подростков-мальчиков в целом наличествует тревожность выражающаяся неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Характеризуются склонностью воспринимать угрозу в среднем диапазоне ситуаций, наиболее значимых, многие из этих ситуаций будут обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Так же подростки мальчики характеризуются повышенным уровнем по всем видам школьной тревожности наиболее низкой сопротивляемостью стресса, выражающейся повышенной вероятностью неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. У подростков-девочек в целом наличествует тревожность выражающаяся неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Характеризующиеся склонностью воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций, каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. У подростков-девочек крайне низкая физиологическая сопротивляемости стрессу, высокий уровень тревожности, и повышенной по всем остальным видам тревожности.
3. Существует четко выраженное различие ситуативной и личностной тревожности респондентов мужского и женского пола. Так же существует качественная разница личностной тревожности, так у респондентов мужского пола наличествует высокий уровень, а у респондентов женского пола умеренный. Критерий Х2 Пирсона (Приложение 8) демонстрирует статистическую значимость различия, и получили χ2Эмп = 47.539, данное значение превышает критическое значение, что говорит о статистической значимости различия ситуативной тревожности группы А и группы Б, и так же был произведен аналогичный расчет статистической значимости личностной тревожности при котором получили χ2Эмп = 35.896, что подтверждает статистическую значимость различия и подтверждает нашу гипотезу.
У подростков мальчиков и подростков девочек наблюдается некоторое различие в школьной тревожности, в сторону большой тревожности у подростков-девушек. U критерий Мана-Уитни (Приложение 9), не обнаружил статистическую значимость различия школьной тревожности UЭмп = 25.
Критерий Спирмена (Приложение10) показал взаимосвязь между склонностью к девиации и школьной тревожностью у подростков девочек rs = -1.259, у подростков-мальчиков rs = -0.705 и не достигает статистической значимости. Наша гипотеза, состоящая в том, что у девиантных подростков - мальчиков и девиантных подростков - девочек имеет свои особенности доказана.
Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и отношения. Социальная ситуация развития подросткового возраста представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
Девиантным подросткам свойственна ригидность поведения, которое в меньшей степени контролируется интеллектом. Следовательно, они более подвержены влиянию эмоций, погружены в мир собственных переживаний. Что подтверждается данными полученными в эмпирическом исследования. Обобщение исследований позволяет констатировать у подростков-мальчиков с девиантным поведением следующие психологические особенности: неприятие педагогических воздействий; неумение преодолевать трудности; игнорирование препятствий; сверх напряжённость; сниженная самокритичность,; синдром тревожного ожидания, неуверенности в себе, порожденный систематическими учебными неуспехами; негативные установки к учебной деятельности, физическому труду, к себе и окружающим людям; слабость самоконтроля; крайняя степень эгоцентрированности; агрессивность. склонностью к аддиктивному поведению. Так же следует отметить что ни раз повторяющиеся случаи привлечения девиантных подростков-мальчиков инспектором по делам несовершеннолетних не случайны, а являются закономерным последствием.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях и особенно, когда они касаются оценки его компетенции и престижа. Особого внимания требуют прежде всего учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.
Анализ теоретических и экспериментальных результатов исследования подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы, что существуют особенности школьной тревожности у девиантных подростков мальчиков и девочек.
Определение
склонности к отклоняющемуся
поведению (А.Н.Орел)
НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ: Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет из себя набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.
Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.
Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную.
Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса. Связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.
Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально- одобряемую информацию,, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.
Таким образом, методика включает два варианта, содержащие следующие наборы шкал.
ИНСТРУКЦИЯ: Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите верно ли данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначением «ДА» поставьте крестик или галочку. Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением «НЕТ». если вы затрудняетесь ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или «неправильных» ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.
Опросник.
Обработка результатов
КЛЮЧИ ДЛЯ ПОДСЧЕТА ПЕРВИЧНЫХ «СЫРЫХ» БАЛЛОВ
Шкала установки на социально-желательные ответы
2(нет), 4 (нет). 6 )нет), 13(да), 21(нет), 23 (нет), 30(да), 32(да), 33(нет), 38(нет), 47(нет), 54(нет), 79(нет), 83(нет), 87(нет).
Шкала склонности к преодолению норм и правил
1(нет), 10(нет), 11(да), 22(да), 34(да), 41(да), 44(да), 50(да), 53(да), 55(нет), 59(да), 61(нет), 80(да), 86(нет), 88(да), 91(да), 93(нет).
Шкала склонности к аддиктивному поведению.
14(да). 18(да), 22(да), 26(да), 27(да), 31(да), 34(да), 35(да), 43(да), 46(да), 59(да), 60(да), 62(да), 63(да), 64(да), 67(да), 74(да), 81(да), 91(да), 95(нет).
Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
3(да), 6(да), 9(да), 12(да), 16(да), 24(нет), 27(да), 28(да), 37(да), 39(да), 51(да), 52(да), 58(да), 68(да), 73(да), 76(нет), 90(да), 91(да), 92(да), 96(да), 98(да).
Шкала склонности к агрессии и насилию
3 (да), 5(да), 15(нет). 16(да), 17(да), 17(да). 25(да), 37(да), 40(нет), 42(да), 45(да), 48(да), 49(да), 51(да), 65(да), 66(да), 70(да), 71(да), 72(да), 75(нет), 77(да), 82(нет), 89(да), 94(да), 97(да).
Шкала волевого контроля эмоциональных реакций
7(да), 19(да), 20(да), 29(нет), 36(да), 49(да), 56(да), 57(да), 69(да), 70(да), 71(да), 78(да), 84(да), 89(да), 94(да).
Шкала склонности к деликвентному поведению
18(да), 26(да), 31(да), 34(да), 35(да), 42(да), 43(да), 44(да). 48(да), 52(да), 55(нет), 61(нет), 62(да), 63(да), 64(да), 67(да), 74(да), 86(нет), 91(да), 94(да).
ПРОИЗВОДИТСЯ ПРОЦЕДУРА ПОДСЧЕТА ПЕРВИЧНЫХ («СЫРЫХ») БАЛЛОВ И ИХ ПЕРЕВОДА В СТАНДАРТНЫЕ Т-БАЛЛЫ
Каждому ответу при соответствии с ключом один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается первичный суммарный балл, который затем при необходимости подвергается коррекции в связи с действием фактора специальной желательности в соответствии с процедурой, описанной выше. Затем производится перевод «сырых» баллов в стандартные Т-баллы. В том случае, если у пользователя имеются набранные им специализированные тестовые нормы, то перевод в стандартные Т-баллы производится по формуле:
10 х (Xi – M)
Т =
S + 50 , где
Xi – первичный («сырой») балл по шкале;
М – среднее значение первичного суммарного балла по шкале в выборке стандартизации;
S – стандартное отклонение значений первичных баллов в выборке стандартизации.
ВАРИАНТЫ КОЭФФИЦИЕНТОВ КОРРЕКЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗНАЧЕНИЙ «СЫРОГО» БАЛЛА ПО ШКАЛЕ № 1.
Мужской вариант методики
В случае, если первичный балл по шкале № 1 меньше или равен 6 баллам для «обычных» испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:
Для шкалы № 2 = 0,3
Для шкалы № 3 = 0,3
Для шкалы № 4 = 0,2
Для шкалы № 5 = 0,2
Для шкалы № 6 = 0,3
Для шкалы № 7 = 0,2
В случае, если первичный балл по шкале №1 меньше или равен 6 баллам для “деликвентных” испытуемых, то коэффицицент коррекции составляет:
Для шкалы № 2 = 0,3
Для шкалы № 3 = 0,5
Для шкалы № 4 = 0,3
Для шкалы № 5 = 0,2