Эмпирическое исследование особенностей школьной тревожности у девиантных подростков мальчиков и девочек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Специалист М. Раттер (1987) отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это – неотъемлемая часть процесса развития. Как отечественные, так и зарубежные психологи и социологи отмечают рост количества детей группы риска. Например, голландский исследователь М. де Винтер говорит о том, что с 1970-х до 1990-х гг. количество детей этой группы росло неуклонно и сейчас они составляют 20% от общего количества подростков и молодежи в возрасте до 18 лет (речь идет о подростках с нормальной психикой). Та же тенденция проявляется и в других развитых странах. Общество и, прежде всего, учителя и родители тратят колоссальные усилия на преодоление этих отклонений.

Содержание

Введение 3
Общая характеристика работы 5
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей школьной тревожности у девиантных подростков мальчиков и девочек 7
1.1 Психологические особенности подросткового возраста 7
1.2 Психологическая природа тревожности 11
1.3 Гендерные особенности проявления тревожности у подростков 19
1.4 Типичные формы отклоняющего поведения подростков 22
Выводы 31
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей школьной тревожности у девиантных подростков мальчиков и девочек 33
2.1 Методология, методы и организация исследования 33
2.2 Изучение склонности к девиантному поведению подростков – мальчиков и подростков - девочек 37
2.3 Изучение тревожности у подростков-мальчиков и подростков - девочек. 41
2.4. Выявление особенностей школьной тревожности у девиантных подростков - мальчиков и девиантных подростков - девочек 49
Выводы 52
Заключение 54
Список использованных источников 56

Вложенные файлы: 1 файл

Работа2.docx

— 510.99 Кб (Скачать файл)

Резкому омоложению подверглась и такая форма девиантного поведения как самоубийство. Суицид – намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни.

По данным исследования А. Г. Амбрумовой 770-ти детей и подростков с суицидальным поведением, самыми молодыми были дети 7 лет. Большинство составили девочки (80,8 %). Наиболее частыми способами у девочек были отравления, у мальчиков — порезы вен и повешение [20, с. 131].

При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, особенностей личности. Исследования свидетельствуют, что фактором, провоцируемом суицидное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение. Самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже 10-12-летние дети. Несомненна связь суицидного поведения с другими формами социальных отклонений, например с употреблением алкоголя.

Подростки, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. У подростков суицид есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микро социального конфликта. Подросткам характерно внутреннее суицидальное поведение, включающее в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Внешние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные попытки, служащие средством демонстрации и привлечения внимания к своей персоне, и завершенные суициды. Дюркгейм выделяет 3 основных типа самоубийства, обусловленные различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и аномическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабого воздействия социальных (групповых) норм на индивида, остающегося наедине с самим собой и утрачивающего в результате смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, наоборот, вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т.е. видящего её смысл вне её самой. Наконец, аномическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивида (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т.е. аномия.

 

Выводы

1. Особое положение подросткового  периода в цикле детского развития  отражено в других его названиях - "переходный", "трудный", "критический". В них зафиксирована сложность  и важность происходящих в  этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной  эпохи жизни к другой. Переход  от детства к взрослости составляет  основное содержание и специфическое  отличие всех сторон развития  в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем  направлениям происходит становление  качественно новых образований, появляются элементы взрослости  в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений со  взрослыми и товарищами, способов  социального взаимодействия с  ними, интересов, познавательной и  учебной деятельности, содержательной  стороны морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность  и отношения. Социальная ситуация  развития подросткового возраста  представляет собой переход от  зависимого детства к самостоятельной  и ответственной взрослости. Подросток  занимает промежуточное положение  между детством и взрослостью

2. Каждый подросток переживает периоды повышенной чувствительности к окружающему миру, когда он чувствует себя менее защищенным, чем обычно. В это время у него чаще всего и возникают страхи. Наличие страхов подразумевает определенный уровень интеллекта, обусловленный развитием критичности и осознанием опасности, а также развитием самоконтроля. Каждый вид страха обычно появляется в определенном возрасте и со временем исчезает.

3. Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение подростков. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого мальчика или девочки подросткового возраста, существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия подростков.

4. Поведение некоторых  детей и подростков обращает  на себя внимание нарушением  норм, несоответствием получаемым  советам и рекомендациям, отличается  от поведения тех, кто укладывается  в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением  от принятых нравственных, а в  некоторых случаях и правовых  норм называют девиантным. Оно  включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные, противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей школьной тревожности у девиантных подростков мальчиков и девочек

2.1 Методология, методы и организация исследования

Методологическая основа исследования:

Для эмпирической проверки данной гипотезы и достижения были взяты две группы подростков по 15 человек: Группа А в которую вошли девиантные подростки-мальчики и Группа Б подростки-девочки. Для решения поставленной цели были поставлены следующие этапы исследования:

1. Провести  теоретический анализ проблемы  склонности к девиантному поведению  и школьной тревожности у подростков  – мальчиков и подростков–  девочек.

2. Выявить  склонность к девиантному поведению  подростков – мальчиков и подростков – девочек.

3. Изучить  особенности тревожности у девиантных  подростков мальчиков и девочек;

4. Выявить  особенности склонности к девиантному  поведению и школьной тревожности  подростков мальчиков и девочек.

В соответствии с поставленной целью и задачами, а также для проверки выдвинутой гипотезы был использован ряд психодиагностических методик:

1. Определение  склонности к отклоняющемуся  поведению (А. Н. Орел) [17, с. 317].

2. Методика изучения школьной тревожности Филипса[27]

При обработке и интерпретации эмпирического материала применялись методы математической статистики (ранговая корреляция Спирмена, χ² Пирсона, U-критерий Мана-Уитни) [28].

Эмпирическая часть исследования состояла из следующих этапов:

  • Отбор респондентов
  • Определение склонности к девиантому поведению подростков мальчиков и девочек.
  • Изучение тревожности у подростков мальчиков и девочек
  • Выявление особенностей

База проведения эмпирического исследования: исследование было проведено на базе учреждений образования г. Минска 2014 г. Итоговая выборочная совокупность составила 30 учащихся в возрасте от 15 до 17 лет. Разделенная по гендерному признаку.

Описание методик исследования

1. Методика " Определение склонности к  отклоняющемуся поведению" (А. Н. Орел)

Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально

Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.

Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.

2. Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)

Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить или только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным. 
2.2 Изучение склонности к девиантному поведению подростков – мальчиков и подростков - девочек

Согласно первому этапу исследования была выявлена склонность к девиантному поведению у подростков - мальчиков принявших участие в исследовании. Респонденты были разбиты на две группы, в группу А вошли подростки-мальчики, и группа Б подростки - девочки (Приложение 3).

Полученные сырые баллы были переведены Т баллы и представленные в таблице 2.1

Таблица 2.1 – Выраженность девиации группы А

Шкала

№2

№3

№4

№5

№6

№7

Т Баллы

46

57

48

61

64

44


 

Исходя из полученных данных у группы А выражены следующие склонности к девиации:

Склонности к агрессии и насилию – результаты свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций.

Волевой контроль эмоциональных реакций – результаты свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.

Полученные данные представили в виде диаграммы (рис. 2.1), где представлено процентное соотношение видов девиантного поведения, при этом не учитывалась первая шкала, так как первая шкала является показателем валидности результатов диагностики.

Рисунок 2.1 – Процентное соотношение видов девиации в группе А

 

Как видно из рисунка 2.1 и исходя из эмпирических данных (Приложение 3) доминирующим типам девиантного поведения в группе А является волевой контроль эмоциональных реакций (64 Т балла) что составило 20% от общего числа баллов – результаты свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений. Наименее представлена и развита в группе А склонности к деликвентному поведению (44 Т балла) что составило 14% от общего числа баллов - предрасположенность подростков к реализации деликвентного поведения результаты говорят о не выраженности указанных тенденций.

Согласно следующему этапу исследования была продиагностирована на склонность к аддиктивному поведению Группы Б (Приложение 3).

Полученные сырые баллы были переведены Т баллы и представленные в таблице 2.2

Таблица 2.2 – Выраженность девиации группы Б

Шкала

№2

№3

№4

№5

№6

№7

Т Баллы

36

35

37

41

51

41


 

Исходя из полученных данных у группы Б выражены следующие склонности к девиации:

Волевой контроль эмоциональных реакций – результаты свидетельствует о некоторой слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о слабом контроле поведенческих проявлений эмоциональных реакций, и о не полной сформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений. Что является вполне нормальным и ожидаемым для подросткового возраста.

Полученные данные представили в виде диаграммы (рис. 2.1), где представлено процентное соотношение видов девиантного поведения,

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей школьной тревожности у девиантных подростков мальчиков и девочек