Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:02, курсовая работа
Цель исследования: определить эффективность применения активных методов обучения иностранному языку в начальной школе.
Задачи исследования: см. парграфы
1.Рассмотреть в психологической и педагогической литературе проблему формирования познавательного интереса и познавательной активности в учебной деятельности;
2.Раскрыть сущность понятия «активные методы обучения»;
3.Установить основы применения активных методов обучения на уроках иностранного языка;
4.Выявить положительное влияние активных методов обучения иностранным языкам на детей младшего школьного возраста;
5.Установить пути повышения активизации обучения английскому языку младших школьников на конкретном учебном материале.
Введение___________________________________________________________3
Глава 1.Теоретические основы активизации учебной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка______________________________5
1.1.Проблема формирования познавательного интереса и познавательной активности в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста_5
1.2. Сущность понятия «активные методы обучения» в современной педагогике________________________________________________________11
1.3. Психолого-педагогические основы применения активных методов обучения на уроках иностранного языка в начальной школе______________20
Выводы по главе 1_________________________________________________26
Глава 2. Применение активных методов обучения иностранному языку как условие активизации познавательной деятельности младших школьников__27
2.1. Преимущества практики использования активных методов обучения иностранному языку в начальной школе_______________________________27
2.2. Пути повышения активизации обучения иностранному языку учащихся младшего школьного возраста на конкретном учебном материале_________30
Выводы по главе 2_________________________________________________ 37
Заключение_______________________________________________________38
Список литературы________________________________________________ 40
Приложения______________________________________________________ 41
«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия. Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
• творческое усвоение школьниками учебного материала;
• связь теоретических знаний с практикой;
• активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
• формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
• формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
В технологии активного обучения «вынужденная активность» участников обусловлена условиями и правилами, при которых ученик или активно участвует, напряженно думает, или вообще выбывает из процесса.
Правила деловой игры определяются выбранной деятельностью. Одним из ее вариантов являются ролевые игры. Когда дети играют в «дочки-матери», они точно имитируют все входящие в игру роли и не могут от них отступать: так папы не делают, детям так вести себя нельзя, мама должна... и т.д. Возможно использование деловой игры в учебном процессе. Например, исходя из современных рыночных условий жизни, на занятиях по основам экономических знаний можно провести деловую игру «Банк», в которой в процессе проигрывания ситуаций работы банка лучше понимается и осваивается сложная для заучивания терминология, что она обозначает, сам характер деятельности банка, его место и значение в рыночных отношениях. Такая игра может быть организована и на этапе первичного закрепления материала, и как обобщение, и как определенная форма контроля. В данном случае речь идет о самом стандартном варианте деловой игры. Такие варианты, как организационно-деловые и организационно-мыслительные игры и аналогичные им, требуют очень серьезной специальной подготовки их организаторов.
С появлением технологии активного обучения давно известные учителям драматизация и театрализация стали одним из вариантов деловой игры и широко используются в технологии диалога культур. Драматизация — инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках. Ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний. Театрализация — театральные представления разных жанров по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и другими атрибутами. Вних вовлекаются все учащиеся класса или всех классов параллели, старшие школьники и ученики младшего возраста. Это могут быть постановки по программным литературным произведениям, историческим сюжетам и т.п.
1.3. Психолого-педагогические
основы применения активных
Активное обучение - одно из мощнейших направлений современных педагогических исканий. Проблема поиска методов активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников остро ставилась в разное время разными авторами. Предлагались самые разнообразные варианты ее решения: увеличение объема преподаваемой информации, ее спрессовывание и ускорение процессов считывания; создание особых психологических и дидактических условий учения; усиление контрольных форм в управлении учебно-познавательной деятельностью; широкое использование технических средств.
В научной литературе проблеме активных методов обучения посвящено немало исследований в области психологии и педагогики.
Психологические основы для разработки целостной концепции развивающего обучения были заложены ещё в 1930-е годы в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н.Леонтьева, В.В. Давыдова, хотя систематические основы активных методов обучения стали широко разрабатываться только во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов. Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения послужили работы М.М. Бирштейн, Т.П. Тимофеевского, И.М. Сыроежина, С.Р. Гидрович, В.И. Робальского, Р.Ф. Жукова, В.Н. Буркова, Б.Н. Христенко, А.А. Вербицкого и других [6, с.12].
Системно были разработаны два основных направления развивающего обучения: психолого-педагогическая система В.В. Давыдова и дидактическая система Л.В. Занкова. В системе Л.В. Занкова были заложены принципы проведения обучения на высоком уровне трудности, быстром темпе прохождения учебного материала, повышения теоретических знаний.
Система развивающего обучения В.В. Давыдова направлена на познание, познавательную деятельность обучающихся [19, с.30].
М.А. Данилов, В.П. Есипов в своей работе «Дидактика» сформулировали определенные правила активизации процесса обучения, отражающие некоторые принципы организации активного обучения: вести обучающихся к обобщению, а не давать им готовых определений, понятий; эпизодически знакомить обучающихся с методами науки; развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий [19, с.36].
Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.М. Леви. Независимо от этих исследований шел поиск и так называемых активных методов обучения, обеспечивающих интенсивное развитие познавательных мотивов, интереса, способствующих проявлению творческих способностей в обучении.
В основе исходных положений теории активных методов обучения находится концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А.Н. Леонтьевым, в которой познание определяется как деятельность, направленная на освоение предметного мира. Следовательно, она есть предметная деятельность. Вступая в контакт с предметами внешнего мира, человек познает их и обогащается практическим опытом как познания мира (обучения и самообучения), так и воздействия на него [19, с.62].
АМО при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:
1) подчинить процесс обучения иностранному языку управляющему воздействию преподавателя;
2) обеспечить активное участие в процессе изучения иностранного языка как подготовленных учеников, так и не подготовленных;
3) установить непрерывный
Процесс обучения иностранным языкам с использованием активных методов обучения в условиях работы с младшими школьниками опирается на совокупность общедидактических принципов обучения и включает свои специфические принципы, которые предлагает А.А.Балаев, а именно:[3]
Так, например, ставя перед собой цель - ознакомить учеников с информацией по теме занятия, преподаватель может использовать материал лекции и владеть методом ее чтения. Но также ставится цель – не только изложения материала, информации, но и вооружить школьников этой информацией, для практического ее использования. Для этого и необходим данный принцип.
Во время
занятия ставятся вопросы, требующие
поиска, что активизирует мыслительную
деятельность студентов, а это важное
условие эффективности обучения
6. Принцип «негативного опыта». В практической деятельности вместе с успехом, допускаются и ошибки, поэтому необходимо учить ребенка избегать ошибок. Эта задача очень актуальна. В соответствии с данным принципом в учебный процесс, построенный на активных методах обучения, вносятся два новых обучающих элемента:
7. Принцип «от простого
к сложному». Занятие
8. Принцип непрерывного
обновления. Одним из источников
познавательной активности млад