Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:02, курсовая работа
Цель исследования: определить эффективность применения активных методов обучения иностранному языку в начальной школе.
Задачи исследования: см. парграфы
1.Рассмотреть в психологической и педагогической литературе проблему формирования познавательного интереса и познавательной активности в учебной деятельности;
2.Раскрыть сущность понятия «активные методы обучения»;
3.Установить основы применения активных методов обучения на уроках иностранного языка;
4.Выявить положительное влияние активных методов обучения иностранным языкам на детей младшего школьного возраста;
5.Установить пути повышения активизации обучения английскому языку младших школьников на конкретном учебном материале.
Введение___________________________________________________________3
Глава 1.Теоретические основы активизации учебной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка______________________________5
1.1.Проблема формирования познавательного интереса и познавательной активности в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста_5
1.2. Сущность понятия «активные методы обучения» в современной педагогике________________________________________________________11
1.3. Психолого-педагогические основы применения активных методов обучения на уроках иностранного языка в начальной школе______________20
Выводы по главе 1_________________________________________________26
Глава 2. Применение активных методов обучения иностранному языку как условие активизации познавательной деятельности младших школьников__27
2.1. Преимущества практики использования активных методов обучения иностранному языку в начальной школе_______________________________27
2.2. Пути повышения активизации обучения иностранному языку учащихся младшего школьного возраста на конкретном учебном материале_________30
Выводы по главе 2_________________________________________________ 37
Заключение_______________________________________________________38
Список литературы________________________________________________ 40
Приложения______________________________________________________ 41
9. Принцип организации коллективной деятельности. Ребенку часто приходиться сталкиваться с необходимостью решения, каких либо задач или принятия решений в группе, коллективно. Возникает задача развития у детей способности к коллективным действиям.
Решение этой задачи в процессе занятий следует осуществлять по этапам. На первом этапе преподаватель выявляет с помощью групповой задачи наличие расхождений и сходства в подходах школьников к самой задаче и ее решению. На втором путем организации групповой работы над конкретной ситуацией у детей формируется потребность в совместной деятельности, которая способствует достижению результата. На третьем этапе в условиях деловой игры вырабатываются навыки совместной деятельности, анализа и решения задач, разработки проектов и т.п. При этом, организуя коллективную работу на занятиях, преподаватель должен формулировать задания таким образом, чтобы для каждого студента было очевидно, что выполнение невозможно без сотрудничества и взаимодействия.
10. Принцип опережающего
обучения. Этот принцип подразумевает
овладение в условиях обучения
практическими знаниями и
11. Принцип диагностирования.
Данный принцип предполагает
проверку эффективности
12. Принцип экономии
учебного времени. Активные
13. Принцип выходного
контроля. Обычно, выходной контроль
знаний происходит после
Можно отметить, что многие ученые педагоги и психологи видят необходимость в разработке новых методов обучения, для активизации учебной деятельности школьников. Данная проблема остается актуальной и в настоящее время. В реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы, которые помогают вести учеников к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учатся выделить главное в учебном материале, развивают речь и многое другое.
Выводы по первой главе
Таким образом, исходя из вышесказанного, отметим, что уже в начале ХХ века многие ученые педагоги и психологи видели необходимость в разработке новых методов обучения, для активизации учебной деятельности младших школьников. Данная проблема остается актуальной и в настоящее время. В реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы, которые помогают вести детей к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учатся выделить главное в учебном материале, развивают речь и многое другое. Как показывает практика, использование активных методов в школьном обучении является необходимым условием для воспитания высокоинтеллектуальной личности и приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки школьников путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, учебная информация переходит в личностное знание детей младшего школьного возраста.
Глава 2. Применение
активных методов обучения иностранному
языку как условие активизации
познавательной деятельности младших
школьников.
2.1. Практика использования активных
методов обучения английскому языку в
начальной школе.
Исследования мы проводили на базе МОУ СОШ № 4 г. Михайловка, Волгоградская область. В нашем эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» класса.
Мы использовали разнообразные методы исследования: наблюдение беседы, анкетирование, тестирование, анализ работ детей, уроков, внеклассных занятий.
Для определения исходного уровня лингвистических способностей мы провели методику «Словесный тест» см. приложение 1.
В «Словесном тесте» пять различных типов заданий. Экспериментальную работу ребята выполняли впервые и им трудно было войти в ритм работы. Многие довольно быстро справились с заданием, где были переставлены буквы определенных слов и восстановили их. Трудным для всех оказалось задание: составьте слова, где второй слог первого слова является началом второго. Это задание рассчитано на структурирование и творчество школьников, быстроту мышления. В итоге оказалось, что 9 человек справились с заданием на 20%, 11 человек – на 6%, 1 человек – на 4%.
Мы объясняли учащимся, что «Словесный тест» развивает их лингвистические способности, и они будут после уроков заниматься 3 раза в неделю. Уже на втором занятии было значительно меньше вопросов, и школьники работали сосредоточеннее.
С каждым разом ребята получали удовольствие от того, что могли все больше и больше выполнить заданий. Мы поняли, что следует увеличить время занятий до 35 минут, так показал эксперимент.
Для определения умения школьников 3 «А» класса анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать мы провела методику «Рисунки-варианты»по А.З. Заку (Приложение№2). В констатирующем эксперименте принимали участие 21 учащийся. Первое занятие показало, что первый уровень проявили 17 учащихся. Они решили задачи, где варьируется один элемент.
Четверо учащихся, решили задачи с 1-8, где варьируется от 1 до 3 элементов. С задачами третьего и четвертого уровня учащиеся не справились. Это довольно низкий показатель творческой активности.
Мы объяснили учащимся, что методика «Рисунки-варианты» включают постепенно усложняющиеся задачи, в которых требуется найти рисунок, недостающий к восьми предыдущим. Работу проводили как индивидуально, так и в группе, а ее результаты использовались не только для развития умений учащихся, но и для диагностики.
Обработка результатов решения задач разного уровня позволила судить о сформированности у учащихся способности анализировать, рассуждать, планировать см. таблицу 1.
Таблица 1.
Результаты по методике «Рисунки-варианты»
Количество учащихся |
Констатирующий эксперимент |
21 учащийся |
4 уровень - 0 3 уровень – 0 2 уровень - 4 чел. 1 уровень - 17чел. |
По результатам таблицы 1. Мы можем сделать вывод, что у испытуемых способности анализировать, рассуждать и планировать находится на низком уровне развитии, средних и высоких показателей нет.
Следующая методика которую мы использовали в своем эксперименте была методика «Мой класс, моя учительница» (Приложение № 3). Детям было предложено взять лист бумаги из альбома, цветные карандаши, ластик. Затем попросили учащихся нарисовать свой класс, свою учительницу.
11 детей нарисовали учительницу яркими цветами в окружении детей. Начали рисовать этот рисунок с учительницы, рядом нарисовали себя и других детей, взявшихся за руки. Это выражение положительного отношения ребенка к учителю, ощущение своей эмоциональной общности с ним.
У шестерых детей фигуры детей и учительницы крупные, крупнее всех изображена учительница. Эти рисунки говорят об уверенности в себе этих школьников, положительном отношении к одноклассникам и учительнице.
У двух детей фигуры детей и учительницы изображены очень маленьких размеров. В этих рисунках проявляется тревожности школьников, негативное отношение к тому, что они рисуют, а это значит к ученикам и учителю. Таких детей мы чаще поощряли, вселяли в них уверенность в себе, создавали ситуации успеха.
У двух детей учительница изображена небрежно, темными красками, на рисунке изображена мебель. Рисунок неаккуратный. Эти ученики выразили свое отрицательное отношение к школе, к учителям.
Мы знаем, что очень важно, чтобы у ребенка сложились теплые эмоциональные отношения с первым учителем. Ведь отношение к учителю определяет отношение ребенка к учебе вообще.
В контрольном эксперименте после индивидуальной работы с детьми 19 детей в этом же рисунке выразили положительное отношение к учителю и классу. Остальные показали свою уверенность и положительное отношение к учителю.
2.2. Пути повышения активизации
обучения иностранному языку учащихся
младшего школьного возраста, на конкретном
учебном материале.
Изучая методическую литературу, наблюдая и анализируя уроки в школе невольно задумываешься об активных методов обучения. Редко удивит нас парная, групповая работа, деловая игра, дискуссия. Чаще встречаются уроки-игры, уроки-путешествия.
В школе, особенно в начальной, мало используются:
1. проблемность;
2. сотрудничество и кооперация;
3. коллективное взаимодействие;
4.управление
формированием и развитием
5. вовлечение
обучаемых в постоянную
6. изменение модели преподавателя: то он соорганизатор, то он интерпретатор, то консультант (традиционно-организатор, информатор, консультант).
Как известно к
активным методам обучения относятся
проблемные ситуации, обучение через
деятельность, групповая и парная работа,
деловые игры, драматизация, театрализация,
творческая игра «Диалог», «Мозговой штурм»,
«Круглый стол», дискуссия, метод проектов,
методы удивления, любования, уверенности,
успеха, диалога, метод эвристических
вопросов, игровое проектирование, имитационный
тренинг, организационно-деловые игры
(ОДИ),организационно-
Мы видим, что технология активного обучения включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность, и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося значения каждым учеником.
Наиболее приемлемыми методами активного обучения в начальной школе является успех.
Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха— необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое.
Мы убедились, что успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз, пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему.
Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не терялась, необходимо помочь развитию ребенка. Использование принципа «мини— макса» (объем знаний дается по максимуму, оценивается стандартный минимум; максимум отметок, минимум оценок) помогает поддержать уверенность в себе. Считаем, что важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищенными, не уверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Здесь и имеет большое значение работа в группах и парах. «Повернись к соседу, скажи свой ответ. Если у него так же, он кивнет тебе, если нет, то можно вместе найти верное решение».
Я сделала вывод, на уроке можно не ставить отметок. Ведь урок — это не соревнование за лучший результат, а совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества.
Мы проводили урок иностранного языка и тема урока была «Мир вокруг нас». На этом уроке мы не только изучали объекты природы, но и любовались их красотой. Мы продемонстрировала видеофрагмент из фильма «Симфония жизни» под музыку Вивальди. Дети восхищались величием гор и их особенностями.
Одним из эффективных методов является диалог.
Большое значение для формирования «внутреннего, смыслового» образа например, геометрической фигуры имеет игра «Угадай-ка», в которую с удовольствием играют ученики. Приведем фрагменты уроков, иллюстрирующих два способа ведения диалога во время игры.
Ученики загадали название фигуры. Лаура определяет, какая геометрическая фигура задумана.
Лаура: У этой фигуры есть основание?
Ученики: Да.
Лаура: У этой фигуры есть грани?