Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:02, курсовая работа
Цель исследования: определить эффективность применения активных методов обучения иностранному языку в начальной школе.
Задачи исследования: см. парграфы
1.Рассмотреть в психологической и педагогической литературе проблему формирования познавательного интереса и познавательной активности в учебной деятельности;
2.Раскрыть сущность понятия «активные методы обучения»;
3.Установить основы применения активных методов обучения на уроках иностранного языка;
4.Выявить положительное влияние активных методов обучения иностранным языкам на детей младшего школьного возраста;
5.Установить пути повышения активизации обучения английскому языку младших школьников на конкретном учебном материале.
Введение___________________________________________________________3
Глава 1.Теоретические основы активизации учебной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка______________________________5
1.1.Проблема формирования познавательного интереса и познавательной активности в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста_5
1.2. Сущность понятия «активные методы обучения» в современной педагогике________________________________________________________11
1.3. Психолого-педагогические основы применения активных методов обучения на уроках иностранного языка в начальной школе______________20
Выводы по главе 1_________________________________________________26
Глава 2. Применение активных методов обучения иностранному языку как условие активизации познавательной деятельности младших школьников__27
2.1. Преимущества практики использования активных методов обучения иностранному языку в начальной школе_______________________________27
2.2. Пути повышения активизации обучения иностранному языку учащихся младшего школьного возраста на конкретном учебном материале_________30
Выводы по главе 2_________________________________________________ 37
Заключение_______________________________________________________38
Список литературы________________________________________________ 40
Приложения______________________________________________________ 41
Ученики: Нет.
Лаура: Есть вершина?
Ученики: Нет.
Лаура: Это цилиндр. Вы загадали цилиндр.
Учитель: Поиграем в вашу любимую игру «Угадайку».Правила игры давайте с вами вспомнили? Какими могут быть ответы?
Ученики (хором): Да, нет.
Учитель: Гена задумал геометрическую фигуру и поделился с секретом с Аленой. Интересно, какой у них секрет? Итак ,задаем вопросы.
Лиза: Гена, скажи, пожалуйста, это фигура?
Гена: Да.
Петя: Эта фигура плоская?
Гена: Нет.
Таня: У этой фигуры есть основание?
Гена: Да.
Тимур: Эта фигура катается?
Гена: Да.
Учиель: Какой следующий вопрос? Думаем, думаем …
Али: У этой фигуры есть вершина?
Гена: Да.
Учитель: Есть вершина, катается только по кругу … Что же это такое? Кто догадался?
Ученики: Это конус!
Приведенные нами примеры из опыта работы учителей показывают, что формирование образной составляющей знания, необходимой для дальнейшего изучения предмета, может обеспечить развитие пространственного мышления, математической речи школьника, а также формирование интереса к учебному предмету.
Мы заметили на практике, что многие проблемы можно решить, подружив ребят с образом. В изучении грамматике неоценимую помощь оказывают «девочка Точка» и ее подружки, «запятая» и т.д. Одновременно у детей развивается речь и появляется интерес к учебе.
На уроках литературы присутствуют образы-фигурки героев, изготовленные детьми различными способами. Ученики дают им советы, ведут с ними диалоги, утешают и поздравляют их.
В работе с художественным текстом важная роль отводится прогнозированию. На это направлен целый ряд заданий: вставить пропущенные слова или предложения, придумывать ответы на скрытые в тексте вопросы, предложить свою концовку истории. Неожиданные концовки или ответы рождают у детей улыбку. С помощью таких заданий у ребят формируется гибкость ума, умение найти нешаблонный ответ, чувство юмора, умение оценить шутку.
Большую роль играет в учебном процессе раздаточный материал, который изготавливает каждый ученик класса для себя на уроках трудового обучения. Это таблицы, схемы, сборник правил, карточка-помощник, памятка по работе над ошибками по иностранному, русскому языку, математике, литературе.
Метод«любования»- это эмоциональная форма усвоения нового. Можно использовать его на уроках чтения, ИЗО, музыки «Мир вокруг нас», на математике.
Дети выводят буквы, любуются своими старательно написанными словами. Мы обязательно будем использовать в дальнейшей своей работе этот активный метод.
Метод «Круглый стол» чаще используется при обобщении материала. На занятиях проводится урок-обсуждение. Детям было дано задание написать дома сочинения про зверюшек от имени животных. Сочинения были очень и не очень интересны. Но самое удачное, этот урок был начат журналом, на котором был изображен глаз и вопрос. Глаз зверюшки. Точка зрения. Дети сели кругом взялись за руки, провели аутотренинг:
Мы дружные, мы – смелые,
Мы – умные, веселые,
Работаем успешно,
Овладеем знаниями, конечно.
Мы обсудили пять сочинений. Мы решила отобрать не просто удачные, лучшие работы, а выстроить «лесенку» от работ самых неудачных к удачным, чтобы маленькие авторы, поднимаясь по ней, еще раз попробовали преодолеть свои авторские трудности.
Урок-обсуждение детских сочинений обязателен, ради обсуждения, собственно, и пишутся сочинения. На таких уроках ребенок развивается и как автор, и как читатель.
Сегодня очень часто педагоги используют метод-проектов. На уроках технологии дети выбирают сами по теме материал, выбирают путь изготовления изделия. Может быть представлено проектирование с исследованием: «История моего города», «Разные кошки - разные характера», «Как вырастить цветок», «Растения Дагестана».
Мы пришла к выводу, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к учебной деятельности нужно саму учебную деятельность строить особым образом, т.е. систематически и целенаправленно ориентировать школьников на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности. Во всех методах обучения используются приемы. Мы сгруппировали приемы ориентировки учащихся, направленные на активное мотивированное овладение системой знаний и способами деятельности ,согласно этапам организации учебной деятельности.
Активизация деятельности учащихся в значительной мере зависит от учителя, который создает обстановку сотрудничества, доброжелательности, соревнования, что способствует реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Являясь участником общения, преподаватель служит образцом речевого и неречевого поведения в конкретной коммуникативной ситуации.
Наше исследования мы проводили на базе МОУ СОШ № 4 г. Михайловка, Волгоградская область. В нашем эксперементе приняли участие учащиеся 3 «А» класса.
Мы использовали разнообразные методы исследования: наблюдение беседы, анкетирование, тестирование, анализ работ детей, уроков, внеклассных занятий.
Для определения исходного уровня лингвистических способностей мы провели методику «Словесный тест».
В «Словесном тесте» пять различных типов заданий. Экспериментальную работу ребята выполняли впервые и им трудно было войти в ритм работы. Многие довольно быстро справились с заданием, где были переставлены буквы определенных слов и восстановили их. Трудным для всех оказалось задание: составьте слова, где второй слог первого слова является началом второго. Это задание рассчитано на структурирование и творчество школьников, быстроту мышления. В итоге оказалось, что 9 человек справились с заданием на 20%, 11 человек – на 6%, 1 человек – на 4%.
Для определения умения школьников 3 «А» класса анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать мы провела методику «Рисунки-варианты»по А.З. Заку (Приложение№2). В констатирующем эксперименте принимали участие 21 учащийся. Первое занятие показало, что первый уровень проявили 17 учащихся. Они решили задачи, где варьируется один элемент.
Четверо учащихся, решили задачи с 1-8, где варьируется от 1 до 3 элементов. С задачами третьего и четвертого уровня учащиеся не справились. Это довольно низкий показатель творческой активности.
По результатам таблицы 1. Мы можем сделать вывод, что у испытуемых способности анализировать, рассуждать и планировать находится на низком уровне развитии, средних и высоких показателей нет.
Следующая методика которую мы использовали в своем эксперименте была методика «Мой класс, моя учительница» (Приложение № 3). Детям было предложено взять лист бумаги из альбома, цветные карандаши, ластик. Затем попросили учащихся нарисовать свой класс, свою учительницу.
11 детей нарисовали
учительницу яркими цветами в
окружении детей. Начали
У шестерых детей фигуры детей и учительницы крупные, крупнее всех изображена учительница. Эти рисунки говорят об уверенности в себе этих школьников, положительном отношении к одноклассникам и учительнице.
У двух детей фигуры детей и учительницы изображены очень маленьких размеров. В этих рисунках проявляется тревожности школьников, негативное отношение к тому, что они рисуют, а это значит к ученикам и учителю. Таких детей мы чаще поощряли, вселяли в них уверенность в себе, создавали ситуации успеха.
У двух детей учительница изображена небрежно, темными красками, на рисунке изображена мебель. Рисунок неаккуратный. Эти ученики выразили свое отрицательное отношение к школе, к учителям.
Изучая методическую литературу, наблюдая и анализируя уроки в школе невольно задумываешься об активных методов обучения. Редко удивит нас парная, групповая работа, деловая игра, дискуссия. Чаще встречаются уроки-игры, уроки-путешествия.
Заключение
В данной исследовательской работе были рассмотрены вопросы активизации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения иностранных языков.
Уже в начале ХХ века многие ученые педагоги и психологи видели необходимость в разработке новых методов обучения, для активизации учебной деятельности младших школьников. Данная проблема остается актуальной и в настоящее время. В реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы, которые помогают вести детей к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учатся выделить главное в учебном материале, развивают речь и многое другое. Как показывает практика, использование активных методов в школьном обучении является необходимым условием для воспитания высокоинтеллектуальной личности и приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки школьников путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, учебная информация переходит в личностное знание детей младшего школьного возраста.
Активизация деятельности учащихся в значительной мере зависит от учителя, который создает обстановку сотрудничества, доброжелательности, соревнования, что способствует реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Являясь участником общения, преподаватель служит образцом речевого и неречевого поведения в конкретной коммуникативной ситуации.
Эффективность овладения иностранным языком зависит не только от стратегии обучаемого, но и от стратегии обучения. Максимальный эффект может быть достигнут в гармонии этих стратегий. Важным фактором, помогающим достичь эту цель, является повышение эффективности педагогического воздействия учителя на учащихся, их общения на уроке в условиях полной социально - психологической совместимости. Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность.
Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, наиболее эффективным можно считать применение активных методов обучения. В младшем школьном возрасте обычно активные методы проявляются в образовательной игре, а также некоторых нетрадиционных методах урока.
Использование активных методов, несомненно, является положительным в обучении иностранному языку. Дети не только изучают язык, но одновременно происходит и формирование раскрепощенной, уверенной в себе личности, способной выйти из любой сложившейся ситуации. Мы считаем, что активные методы обучения могут так же широко применяться и в обучении другим школьным предметам.
Список литературы