Я-концепция как одно из психологических образований личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Я–концепция – относительно устойчивая более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представления индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Объект – фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с ним субъекта.
Субъект – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......6
1. Теоретические основы изучения формирования Я-концепции в становлении личности подростка
1.1 Психологические особенности подростка………………………………........10
1.2 Содержание и сущность Я-концепции………………………………………..16
1.3 Формирование Я-концепции в подростковом возрасте……………………...21
2. Я-концепция как одно из психологических образований личности подростка
2.1 Исследование Я-концепции современного подростка………………….........37
2.2 Программа формирования «Я-концепции» подростка…………………........45
Заключение………………………………………………………………………….54
Список литературы…………………………………………………………………5

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 438.50 Кб (Скачать файл)

                                   Содержание:

 

Нормативные ссылки……………………………………………………………......3

Определения………………………………………………………………………....4

Обозначения и сокращения…………………………………………………............5

Введение…………………………………………………………………………......6

1. Теоретические основы изучения формирования Я-концепции в становлении личности подростка

1.1 Психологические особенности  подростка………………………………........10

1.2 Содержание и сущность Я-концепции………………………………………..16

1.3 Формирование Я-концепции в подростковом возрасте……………………...21

2. Я-концепция как одно из  психологических образований личности подростка

2.1 Исследование Я-концепции современного подростка………………….........37

2.2 Программа формирования «Я-концепции» подростка…………………........45

Заключение………………………………………………………………………….54

Список литературы…………………………………………………………………57

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 Нормативные ссылки

 

 

[1] Закон об образовании (27 июля 2007 г.), Казахстанская правда, 2007.

[2] Послание президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана, -  Астана, 2011.

[3] Сборник ежегодных посланий президента РК Н.А. Назарбаева народу       Казахстана (1997 – 2009г.г.), - Астана, 2010.

[4] Конституция Республики Казахстан (30 августа 1995г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Определения

Я–концепция – относительно устойчивая более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представления индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Объект – фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с ним субъекта.

Субъект – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Индивид – отдельный представитель человеческой общности.

Социальная группа – совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности и т.п.

Эгоцентризм – неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже при наличии противоречащей его опыту информации.

Делинквентное поведение – под делинквентным поведением подразумевается цепь поступков, провинностей, мелких правонарушений.

Референтная группа – реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, ценности, мнения которой он ориентируется в своем повелении и самооценки.

Самовосприятие – процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми.

Самообладание – способность осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Саморегуляция – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности.

Самосознание – осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа. В самосознании человек выделяет себя из окружающего мира событий и людей, определяет свое место во взаимоотношениях с природой и обществом. Самосознание тесно связано с рефлексией и построением Я-концепции.

Уровень притязаний характеризует: 1. Уровень трудности, достижение коего является общей целью серии будущих действий, - цель идеальную. 2. Выбор субъектом цели очередного действия формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, - уровень притязаний в данный момент. 3. Желаемый уровень самооценки личности – уровень Я.   

                                Обозначения и сокращения

 

РК - Республика Казахстан

СШ – средняя школа

ЭШГ – экологическая  школа - гимназия

 

  
                                                           Введение

    Актуальность. В настоящее время в РК особое внимание уделяется проблемам содержания образования, которая является основой для формирования компетентности и всестороннего развития личности. 

    Одной из важнейших задач современной системы образования является подготовка самостоятельного человека, способного жить и действовать в условиях рынка, принимать участие в политических процессах демократического общества, следовать духовно – нравственным установкам, в поликультурном, многогранном, многоуровневом информационном пространстве [1].

    Я-концепция как совокупность представлений о себе, сопряжённая с их оценкой, формируется в процессе взаимодействия индивида с окружающей средой и с момента своего зарождения становится активным началом, фактором, определяющим развитие личности.

    Важнейшей особенностью личности подростка является быстрое развитие самосознания посредством рефлексии на себя и других. Чем лучшее образование и воспитание получил подросток в детстве, тем богаче его рефлексия. Подросток может, забыв обо всех забавах, отвлёкшись от любимого занятия в сфере познавательной деятельности, уйдя от общения, подолгу заниматься рефлексией на свои собственные характерологические и общечеловеческие особенности. Это занятие при живости ума может продуцировать важные для подростка откровения общеморального порядка и относительно своей собственной персоны. Подростковая рефлексия хотя и поднимает отрока на исключительную для его возможностей высоту, отличается свободной ассоциативностью – мысли текут по разным направлениям в зависимости от чувств и внешних обстоятельств. Целостность рефлексии придает лишь исключительная направленность подростка на самого себя – куда бы он ни устремился в своих ассоциациях, он неизменно проидентифицирует себя с самим собой, возратится к самому себе, к своему собственному «Я».

     Подросток углубленно изучает самого себя. Благодаря рефлексии происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Изучая свои особенности, размышляя о себе в прошлом, настоящем и будущем, анализируя свои притязания в деятельности, в общении и, в частности, в сфере общения с представителями другого пола, подросток реализует свою потребность в адекватной самоидентификации. Здесь его интересует собственное «Я» именно в данный момент – «здесь и теперь» [5].

   Подростковый период рассматривается как промежуточный этап между детством взрослой жизнью, при этом проходит он для каждого по-разному и в разное время, но, в конце концов, большинство подростков обретают зрелость [6].

    В этом смысле подростковый период можно уподобить переброшенному между детством и зрелостью мосту, по которому каждый должен пройти прежде, чем стать ответственным и творческим взрослым человеком.

   Подростковый возраст - самый сложный из всех детских возрастов. Его ещё называют переходным возрастом, потому что в течение периода от 12 до 15 лет происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо– физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а так же разнообразные виды его деятельности.

   Подросток – это личность, находящаяся на особой стадии формирования её важнейших черт и качеств: ещё не достаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил; подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность [1].

  Оценка современного состояния. Подросток продолжает оставаться школьником, учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода – настойчивое стремление ребёнка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них.

    Д. Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное эксперементирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни.

    Главная потребность периода – найти своё место в обществе, быть     «значимым» - реализуется в сообществе сверстников [7].

   Особое значение в подростковом возрасте имеет внешность. Идентификация с собой как с физическим телом у подростка обычно затруднена: ведь он начинает претерпевать очень быстрые метаморфозы в физической и духовной конституции лица и тела. Подросток придаёт своей внешности особое значение. Привлекательность, соответствие причёски и одежды канонам референтной группы сверстников, соответствие манеры телесных выразительных движений стандартам окружения – всё это имеет чрезвычайное  значение [5]. Отметим, что внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников [8].

    Изучение состояния  взаимотношений родителей и подростков  позволило выявить противоречие  между настойчивым стремлением  ребенка признание своей личности  взрослыми и отсутствием реальной  возможности утвердить себя среди них, что и определяет актуальность темы дипломной работы.

    Таким образом, перед нами возникает проблема, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность в логике современных требований к организации образовательного процесса в школе явились основанием для определения темы нашего исследования: «Формирование у подростка Я-концепции».

  Научная новизна исследования заключается в том, что:

- теоретически обоснована  сущность и содержание Я –  концепции;

- экспериментально апробирована программа формирования Я – концепции подростка;

- доказана эффективность  формирования Я – концепции подростка.

    Практическая  значимость – представленные программы и технологии, несут в себе хороший практический материал для работы педагога – психолога с подростками.

   Цель исследования – выявить особенности формирования Я-концепции в подростковом возрасте.

   Задачи исследования:

- изучить и проанализировать  психолого – педагогическую литературу  по теме исследования;

- провести исследование  по формированию Я-концепции в подростковом возрасте.

- разработать программу для школьного психолога по формированию я-концепции подростка.

    Объект исследования – личностная сфера подростка.

   Предмет исследования – особенности Я-концепции подростка.

  Гипотеза исследования состоит в том, что если в ходе учебно-познавательной деятельности уделять внимание личностной сфере подростка, то формирование особенностей позитивной Я-концепци будет эффективнее.

    Теоретико - методологическую основу составили:

-  принцип единства теории и практики;

- методологическую основу нашего исследования составили труды В.С. Мухиной, Е. И., Эльконина Д. Б., Божович Л. И., Курманалиевой Д., Моисеевой Н. Д., Ананьева Б.Г., Джеймс У., Кули Ч., Мид Дж., Бернс Р., Эриксон Э., Реан А.А., Ремшмидт Х., Рубинштейн С.Л., Пиаже Ж. и т. д.;

- исследования ученных,  в которых рассматривались вопросы  особенности формирования Я –  концепции. 

    Методы  исследования:

- теоретические (анализ  литературы по теме исследования);

 - эмпирические (тест «ЯОД», тест «Предрасположены ли вы к конфликтам?», опросник «Басса - Дарки», методика «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества», тест «Психогеометрическая типология», тренинг личностного роста).

  Практическая база исследования: ЭШГ «ЭКОС» № 13, г.Кокшетау, Акмолинской области.

   Структура работы: В дипломной работе имеется введение, два раздела, заключение, список использованной литературы, приложение. Во введении рассматривается научно-понятийный аппарат по проблеме исследования.

   В разделе 1. «Теоретические основы изучения формирования Я - концепции в        становлении личности подростка» нами были рассмотрены теоретические вопросы характеризующие психологические особенности подростка, содержание, сущность Я-концепции и формирование Я-концепции в подростковом возрасте.

  В разделе 2. «Я-концепция как одно из психологических образований

личности подростка» нами было проведено исследование сосотояния Я-концепции современного подростка и составлена программа формирования «Я-концепции» подростка для школьного психолога.

Информация о работе Я-концепция как одно из психологических образований личности подростка