Я-концепция как одно из психологических образований личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Я–концепция – относительно устойчивая более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представления индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Объект – фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с ним субъекта.
Субъект – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......6
1. Теоретические основы изучения формирования Я-концепции в становлении личности подростка
1.1 Психологические особенности подростка………………………………........10
1.2 Содержание и сущность Я-концепции………………………………………..16
1.3 Формирование Я-концепции в подростковом возрасте……………………...21
2. Я-концепция как одно из психологических образований личности подростка
2.1 Исследование Я-концепции современного подростка………………….........37
2.2 Программа формирования «Я-концепции» подростка…………………........45
Заключение………………………………………………………………………….54
Список литературы…………………………………………………………………5

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 438.50 Кб (Скачать файл)

    Таким образом подростковое «Мы» и подростковое «Я» нередко противоборствует в рамках самосознания, что проявляется в мотивах, в отдельных поступках и нередко в общей линии поведения. «Мы» - это способность к идентификации с другими, это умение слиться со всеми в эмоциональных ситуациях и в ситуациях социального выбора; это умение отрефлексировать себя как часть единого, это способность обрести радость от пребывания в конкретной общности.  «Я» - это способность к обособлению от других; это умение остаться наедине с собой, выйти из ситуации групповой соединённости; это умение отрефлексировать себя как уникальную, ни на кого не похожую личность; это способность обрести радость от пребывания в сообществе с самим собой. «Мы» и «Я» - социальное общее и социальное индивидуальное, - две ипостаси человеческой сущности, которые в развитой личности представлены достаточно полно и уникально. Подросток стремится познать и пережить обе ипостаси и обрести себя между этими двуедиными полюсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2. Я-концепция как одно из психологических образований личности   подростка.

  2.1 Исследование Я-концепции современного подростка.

 

  В связи с этим, на основе проведенных нами исследований, мы предложили кроме рекомендаций учителю и психологу программу, которая включает в себя методики, тесты, тренинги.

   Наше исследование проводилось в ЭШГ «Экос» №13 г. Кокшетау,  в 7 «А» и 7 «Б» классах. Возраст детей 14 -15лет. Всего 40 учащихся.

   Для изучения психологических особенностей Я-концепции подростков использовались следующие методики:

   Анкета для определения личностной направленности ( автор Б.Басс ).

   Первая проведенная нами методика – исследование направленности личности по ориентационной анкете ЯОД.

   Подросткам были розданы опросные листы, состоящие из 27 пунктов – суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности.

     Учащийся должен был выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности.

    Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» - 0, оставшийся невыбранным – 1 балл.

   Анкета проводилась в спокойной обстановке. Время на выполнение давалось 20 минут.

    Полученные результаты представлены в таблице 1.

                                                                                                  Таблица 1.

              Определение направленности личности.

            Я

            О

            Д

       44,2%

          48%

        7,8%


Также результаты наглядно изображены при помощи диаграммы:

.

  

                     Рисунок 1- Определение направленности личности.

  По итогам данной методики можно сделать вывод, что:

  -  у 17 человек  направленность личности ориентирована  на себя (Я), на свои личностные  интересы. Стремление к вознаграждению. Незначительный интерес к проблемам других. Бывают выражены следующие черты личности: властность, склонность к соперничеству, раздражительность, углубленность в свои мысли, что составляет 44,2%;

  - у 20 человек направленность  личности на общение (О), стремление  при любых условиях поддерживать отношения с людьми. Сопутствующие черты личности: ориентация на совместную деятельность, потребность в одобрении, в привязанности, в эмоциональной близости с другими, что составляет 48%;

  - у 3 человек направленность  личности на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, стремление выполнить задание как можно лучше. Сопутствующие черты: ответственность, добросовестность, способность отстаивать свое мнение, некоторая жесткость в общении с людьми, что составляет 7,8%.

   В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу подростков с направленностью личности на себя (Я).

    Были разработаны рекомендации учителю по работе с подростками с направленностью личности на себя:

- при организации  внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу;

- учить слушать других;

- учить проявлять  интерес к проблемам других;

-оценивая работы, показывать  как положительные, так и отрицательные  моменты;

- аргументировать оценки.

     Следующая проведенная нами методика – тест «Предрасположены ли вы к конфликтам?»

     Подросткам были розданы вопросы теста. Учащиеся должны были выбрать один из вариантов ответа за: а) -1 балл; б) – 2 балла; в) – 3 балла; г) – 4 балла.

Время на выполнение теста  давалось 10 минут.

        Полученные результаты представлены в таблице 2.

 

 

                                                                                                                      Таблица 2.

Уровень конфликтности.

Конфликтны

Средняя конфликтность

Неконфликтны

        7,5%

               15%

        77,5%


                                                                                                  

 

 

 

                              Рисунок 2-Уровень конфликтности.

    

По итогам проведения теста можно сделать вывод, что 3 человек являются конфликтными личностями, что составляет 7,5%, 6 человек – средняя конфликтность (15%), 31 человек – неконфликтны (77,5%).

     Для определения  состояния агрессии мы в своем  исследовании использовали опросник Басса-Дарки.

     Опросник  Басса – Дарки «Диагностика состояния агрессии».

В данном опроснике Басса  – Дарки выделены следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность – в диапозоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

В данном опроснике имеются  шкалы, которые отражают индекс агрессивности (1, 3, 7) и индекс враждебности (5, 6).

     В ходе исследования мы проводили опрос, на который отводилось 30 минут в спокойной обстановке.

     Полученные  результаты были обработаны и представлены в таблице, а также наглядно изображены при помощи диаграммы:

 

                                                                                                                      Таблица 3.

                      Диагностика агрессии и враждебности.  

                                    

     Уровень

  повышенная

     в норме

      отсутствие

  Уровень      агрессии

        37,5%

        45%

       17,5%

   Уровень враждебности

        27,5%

        65%

         7,5%


 

 

                                 Рисунок 3-Уровень агрессии и враждебности.

 

  По итогам данного  опросника мы сделали вывод, что у 15 человек повышенная агрессия (37,5%), у 18 человек – агрессия проявляется в норму (45%), 7 человек не агрессивны (17,5%).

В свою очередь враждебность проявляется у 11 человек (27,5%), 26 человек – враждебны в норму (65%), 3 человека - невраждебны (7,5%).

     Одним из  критериев в нашем исследовании  мы приняли исследование уровня  ощущения одиночества по методике  Д. Рассела и М. Фергюсона  «Уровень субъективного ощущения  одиночества».

Учащимся были розданы бланки, которые содержали 20 утверждений и предложили рассмотреть последовательно каждое и оценить с точки зрения частоты и проявления применительно к жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант надо было отметить знаком «+».

       Полученные  результаты отображены в таблице 4.

 

                                                                                                           Таблица 4.

                           Уровень ощущения одиночества

           Высокий 

           уровень

        Средний 

        уровень

       Низкий

       уровень

              5%

           22,5%

          72,5%


 

                                                                                                             

                        Рисунок 4- Уровень ощущения одиночества.

 

    

 

 По итогам исследования  уровня ощущения одиночества  выявлено, что у 2 человек –  высокая степень одиночества,  что составляет 5%, у 9 человек средняя степень одиночества (22,5%), у 29 человек – низкая степень одиночества (72,5%).

После обработки результатов  учителю и школьному психологу  были даны рекомендации по работе с  подростками с высоким уровнем  ощущения одиночества:

- при организации мероприятий активно включать учащихся в групповую работу;

- оценивая работу, чаще  показывать положительные моменты;

- чаще поощрять  среди  других учащихся.

      Также  нами была проведена методика, направленная на определение  доминирующей особенности личности и поведения, так называемый тест «Психогеометрическая типология».

   В ходе работы  подросткам было  предложено разместить геометрические фигуры в порядке их предпочтительности.

 

 

 




 

 

 

 

В результате проведенного нами теста были полученны соответствующие данные, которые предложенны в таблице 5.

                                                                                                  Таблица № 5.

 

                     Психогеометрическая типология.

 

    Геометрические

          фигуры

    Результаты

          15%

            5%

       12,5%

          65%

         2,5%


 

 

По итогам проведения теста было выявлено, что 6 человек (15%) на первое место предпочли  квадрат, что означает доминирующей особенностью личности, что характеризует организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к деталям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей и знакомых.

Информация о работе Я-концепция как одно из психологических образований личности подростка