Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 15:22, курсовая работа
Я–концепция – относительно устойчивая более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представления индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Объект – фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с ним субъекта.
Субъект – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.
Введение…………………………………………………………………………......6
1. Теоретические основы изучения формирования Я-концепции в становлении личности подростка
1.1 Психологические особенности подростка………………………………........10
1.2 Содержание и сущность Я-концепции………………………………………..16
1.3 Формирование Я-концепции в подростковом возрасте……………………...21
2. Я-концепция как одно из психологических образований личности подростка
2.1 Исследование Я-концепции современного подростка………………….........37
2.2 Программа формирования «Я-концепции» подростка…………………........45
Заключение………………………………………………………………………….54
Список литературы…………………………………………………………………5
Таким образом подростковое «Мы» и подростковое «Я» нередко противоборствует в рамках самосознания, что проявляется в мотивах, в отдельных поступках и нередко в общей линии поведения. «Мы» - это способность к идентификации с другими, это умение слиться со всеми в эмоциональных ситуациях и в ситуациях социального выбора; это умение отрефлексировать себя как часть единого, это способность обрести радость от пребывания в конкретной общности. «Я» - это способность к обособлению от других; это умение остаться наедине с собой, выйти из ситуации групповой соединённости; это умение отрефлексировать себя как уникальную, ни на кого не похожую личность; это способность обрести радость от пребывания в сообществе с самим собой. «Мы» и «Я» - социальное общее и социальное индивидуальное, - две ипостаси человеческой сущности, которые в развитой личности представлены достаточно полно и уникально. Подросток стремится познать и пережить обе ипостаси и обрести себя между этими двуедиными полюсами.
2. Я-концепция как одно из психологических образований личности подростка.
2.1 Исследование Я-концепции современного подростка.
В связи с этим, на основе проведенных нами исследований, мы предложили кроме рекомендаций учителю и психологу программу, которая включает в себя методики, тесты, тренинги.
Наше исследование проводилось в ЭШГ «Экос» №13 г. Кокшетау, в 7 «А» и 7 «Б» классах. Возраст детей 14 -15лет. Всего 40 учащихся.
Для изучения психологических особенностей Я-концепции подростков использовались следующие методики:
Анкета для определения личностной направленности ( автор Б.Басс ).
Первая проведенная нами методика – исследование направленности личности по ориентационной анкете ЯОД.
Подросткам были розданы опросные листы, состоящие из 27 пунктов – суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности.
Учащийся должен был выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности.
Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» - 0, оставшийся невыбранным – 1 балл.
Анкета проводилась в спокойной обстановке. Время на выполнение давалось 20 минут.
Полученные результаты представлены в таблице 1.
Определение направленности личности.
Я |
О |
Д |
44,2% |
48% |
7,8% |
Также результаты наглядно изображены при помощи диаграммы:
.
Рисунок 1- Определение направленности личности.
По итогам данной методики можно сделать вывод, что:
- у 17 человек
направленность личности
- у 20 человек направленность
личности на общение (О), стремление
при любых условиях поддерживат
- у 3 человек направленность личности на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, стремление выполнить задание как можно лучше. Сопутствующие черты: ответственность, добросовестность, способность отстаивать свое мнение, некоторая жесткость в общении с людьми, что составляет 7,8%.
В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу подростков с направленностью личности на себя (Я).
Были разработаны рекомендации учителю по работе с подростками с направленностью личности на себя:
- при организации
внеклассных мероприятий включа
- учить слушать других;
- учить проявлять интерес к проблемам других;
-оценивая работы, показывать
как положительные, так и
- аргументировать оценки.
Следующая проведенная нами методика – тест «Предрасположены ли вы к конфликтам?»
Подросткам были розданы вопросы теста. Учащиеся должны были выбрать один из вариантов ответа за: а) -1 балл; б) – 2 балла; в) – 3 балла; г) – 4 балла.
Время на выполнение теста давалось 10 минут.
Полученные результаты представлены в таблице 2.
Уровень конфликтности.
Конфликтны |
Средняя конфликтность |
Неконфликтны |
7,5% |
15% |
77,5% |
Рисунок 2-Уровень конфликтности.
По итогам проведения теста можно сделать вывод, что 3 человек являются конфликтными личностями, что составляет 7,5%, 6 человек – средняя конфликтность (15%), 31 человек – неконфликтны (77,5%).
Для определения состояния агрессии мы в своем исследовании использовали опросник Басса-Дарки.
Опросник Басса – Дарки «Диагностика состояния агрессии».
В данном опроснике Басса – Дарки выделены следующие виды реакций:
В данном опроснике имеются шкалы, которые отражают индекс агрессивности (1, 3, 7) и индекс враждебности (5, 6).
В ходе исследования мы проводили опрос, на который отводилось 30 минут в спокойной обстановке.
Полученные результаты были обработаны и представлены в таблице, а также наглядно изображены при помощи диаграммы:
Диагностика агрессии и враждебности.
Уровень |
повышенная |
в норме |
отсутствие |
Уровень агрессии |
37,5% |
45% |
17,5% |
Уровень враждебности |
27,5% |
65% |
7,5% |
По итогам данного опросника мы сделали вывод, что у 15 человек повышенная агрессия (37,5%), у 18 человек – агрессия проявляется в норму (45%), 7 человек не агрессивны (17,5%).
В свою очередь враждебность проявляется у 11 человек (27,5%), 26 человек – враждебны в норму (65%), 3 человека - невраждебны (7,5%).
Одним из
критериев в нашем
Учащимся были розданы бланки, которые содержали 20 утверждений и предложили рассмотреть последовательно каждое и оценить с точки зрения частоты и проявления применительно к жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант надо было отметить знаком «+».
Полученные результаты отображены в таблице 4.
Уровень ощущения одиночества
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
5% |
22,5% |
72,5% |
Рисунок 4- Уровень ощущения одиночества.
По итогам исследования уровня ощущения одиночества выявлено, что у 2 человек – высокая степень одиночества, что составляет 5%, у 9 человек средняя степень одиночества (22,5%), у 29 человек – низкая степень одиночества (72,5%).
После обработки результатов учителю и школьному психологу были даны рекомендации по работе с подростками с высоким уровнем ощущения одиночества:
- при организации мероприятий активно включать учащихся в групповую работу;
- оценивая работу, чаще
показывать положительные
- чаще поощрять среди других учащихся.
Также нами была проведена методика, направленная на определение доминирующей особенности личности и поведения, так называемый тест «Психогеометрическая типология».
В ходе работы подросткам было предложено разместить геометрические фигуры в порядке их предпочтительности.
В результате проведенного нами теста были полученны соответствующие данные, которые предложенны в таблице 5.
Психогеометрическая типология.
Геометрические фигуры |
Результаты |
|
15% |
|
5% |
|
12,5% |
|
65% |
|
2,5% |
По итогам проведения теста было выявлено, что 6 человек (15%) на первое место предпочли квадрат, что означает доминирующей особенностью личности, что характеризует организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к деталям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей и знакомых.
Информация о работе Я-концепция как одно из психологических образований личности подростка