Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 15:22, курсовая работа
Я–концепция – относительно устойчивая более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представления индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Объект – фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с ним субъекта.
Субъект – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.
Введение…………………………………………………………………………......6
1. Теоретические основы изучения формирования Я-концепции в становлении личности подростка
1.1 Психологические особенности подростка………………………………........10
1.2 Содержание и сущность Я-концепции………………………………………..16
1.3 Формирование Я-концепции в подростковом возрасте……………………...21
2. Я-концепция как одно из психологических образований личности подростка
2.1 Исследование Я-концепции современного подростка………………….........37
2.2 Программа формирования «Я-концепции» подростка…………………........45
Заключение………………………………………………………………………….54
Список литературы…………………………………………………………………5
3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении. Поведенческая составляющая – или потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Человек не всегда ведет себя в соответствии со своими убеждениями. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается, в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями [18].
Я-концепция контролирует и интегрирует поведение индивида, но она оказывает влияние скорее на выбор направления активности, чем непосредственно направляет эту активность. Обладая относительной стабильностью, Я-концепция обусловливает довольно устойчивые схемы поведения, характерные для данного человека.
Функции Я-концепции:
–достижение внутренней согласованности личности:
–интерпретация жизненного опыта;
–определение ожиданий человека в отношении своего будущего.
Столкновение противоречащих друг другу представлений, чувств, идей, относящихся к представлениям человека о себе, вызывает у него ощущение психологического дискомфорта. И человек всячески пытается этого избежать, предпринимая действия, способствующие достижению утраченного равновесия, стараясь избежать внутренней дисгармонии [27-32].
Поэтому, когда человек сталкивается с новым опытом, знанием о себе, он либо:
1. Принимает, ассимилирует этот опыт, когда он не противоречит представлениям индивида о себе, либо,
2. Отказывается видеть
вещи такими как они есть, верить
людям, сообщающим ему что–
3. Стремится изменить каким–либо образом себя или окружающих.
Если изменения образа себя, привносимые новой информацией, не сильно отличаются от прежних представлений о себе, то индивид иногда может их принять, если эти изменения не превышают его адаптационные возможности. Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может также усваиваться с помощью защитно-психологических механизмов, таких как рационализация, когда новый опыт объясняется на основании уже имеющегося, искажение или отрицание.
Таким образом, Я-концепция может выступать как некий защитный экран, охраняющий самосогласованный образ себя от влияний, которые могут его нарушить.
Сложившаяся Я-концепция обладает свойством самоподдержания. Благодаря этому у человека создается ощущение своей постоянной определенности, само – тождественности.
Самосогласованность Я-концепции не является абсолютной. Поведение индивида бывает разным в зависимости от ситуации, в которой он находится, от принятой им психологической или социальной роли. Такая рассогласованность, как правило, соответствует неперекрывающимся контекстам, ситуациям в жизни человека. В каждой из таких ситуаций человек формирует несколько отличные образы «Я» и шаблоны поведения, соответствующие требованиям данной ситуации. Даже при относительной жесткости Я-концепции человек сохраняет возможности для адаптации к меняющимся внешним условиям, для самоизменения, развития, необходимого для решения стоящих перед ним задач. Неожиданное осознание неадекватности существующего Я-образа, вызванное этим замешательство и последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, более соответствующей реальности, – это процесс самопознания и самостроительства, который идет всю жизнь [33-34].
Стабильность Я-концепции обеспечивает человеку чувство уверенности в направлении своего жизненного пути, в восприятии своих различных жизненных ситуаций как единого непрерывного в своей преемственности опыта. Еще одна функция Я-концепции – интерпретация жизненного опыта. Сталкиваясь с одним и тем же событием, разные люди по разному его понимают. Проходя через фильтр Я-концепции, информация осмысливается, и ей присваивается значение, соответствующее уже сформировавшимся представлениям человека о себе и о мире.
Очень важно с раннего детства формировать у человека позитивное отношение к себе, уважение к себе, уверенность в себе и своих силах, способствующие более полной жизненной реализации.
Сформировавшиеся представления о себе также определяют ожидания человека в отношении своего будущего. Если человек уверен в собственной значимости, он ждет соответствующего отношения от окружающих и наоборот.
Осознание этого механизма позволяет увидеть, что работа с Я-концепцией как с объектом осознанного творчества может позволить человеку перестать быть зависящим от прошлого, сформировавшихся в нем убеждений и стать творцом собственного настоящего и будущего. Использование этих закономерностей лежит в основе метода управляемой визуализации, широко используемого разными направлениями гуманистической психологии для избавления от ограничивающего опыта прошлого, формирования желательного будущего [36- 37].
Таким образом, подростковый период благоприятный для развития многих сторон личности, познавательной активности и любознательности. У подростков формируется умение говорить и думать о себе, начинает складываться необходимый запас слов, развивается личностная рефлексия. Представление о собственных возможностях, интересах составляет основу самооценки школьников этого возраста, являются главным предметом их гордости, служат основой для чувства собственного достоинства. Основными же причинами межличностных проблем в среде подростков могут выступать индивидуально – психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека.
Поэтому подростки и нуждаются в помощи взрослых. Только взрослые могут их поддержать, понять и направить на правильный выбор того или иного решения в жизни.
Также, в данной главе мы рассмотрели особенности Я-концепии и --пришли к выводу, что что Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.
Я-концепцию можно рассмотреть как совокупность установок. Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Описательную составляющую Я-концепции часто называют «образом Я» или «картинкой Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятия себя [35].
1.3 Формирования Я - концепции в подростковом возрасте.
Сознание и чувство «Я» не возникают у человека сразу. Отдельные компоненты этой сложной установочной системы складываются постепенно и сосредоточены на юности – периоде формирования личности. На данных возрастных этапах решается свой комплекс специфических задач, в результате решения которых под влиянием объективных социальных условий и педагогических воздействий, складывается система отношений к миру, взаимодействие с миром, к самому себе, т.е. «Я – концепция» [38-41].
Все теории развития Я-концепции сосредоточены на особенностях, свойственных тому или иному возрастному периоду, однако две темы, несомненно, проходят через весь процесс развития Я-концепции независимо от возраста. Это - роль семейных отношений и роль значимых других. Значимые другие. Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны или значимы для подростка вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь [14]. Значимые другие это те, кто играет в жизни личности большую роль. Они влиятельны, и их мнение имеет большой вес. Уровень воздействия значимых других на индивида зависит от степени их участия в его жизни, близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от власти и авторитета, которыми они пользуются у окружающих [19]. В отрочестве наиболее значимыми другими в окружении подростка являются родители. Позже к ним присоединяются учителя и группа сверстников. В поисках образа «Я» человек выбирает значимого другого и высоко оценивает созданное им изображение своего «Я». Точность этого образа зависит от индивидуальных особенностей значимого другого. Одобрение значимого другого создает у подростка позитивный образ «Я», в то время как постоянное порицание способствует возникновению у него негативной самооценки. В любом случае созданный образ становится главным источник психологического опыта, необходимого для формирования Я-концепции [14]. Поведение родителей. Тип взаимоотношений, который складывается в семье между подростком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития Я-концепции. Значимой сферой является отношение подростков отношения со взрослыми, прежде всего, с родетелями. Влияние родителей уже ограничено, ими не охватываются все сферы жизни подростка, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечением, молодёжной модой и тому подобное. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков, зависят, в первую очередь, от позиции родителей. В тоже время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроится – принять чувство взрослости своего ребёнка [8].
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учёбой подростка, его выбором друзей и т. д. Контроль может быть принципиально различным. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания – демократичный, когда родители не ущемляют права подростка, но и одновременно требуют выполнения обязанностей; контроль основан на тёплых чувствах и разумной заботе. Гиперопека, как и вседозволенность, равнодушие или диктат, всё это препятствует успешному развитию личности подростка.
Конфликты возникают при отношении родителей к подростку, как к маленькому ребёнку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается, то детское послушание, то взрослая самостоятельность.
И наконец, интеллектуальная сфера в подростковом возрасте характеризуется дальнейшим развитием теоретического рефлексивного мышления. Приобретённые в младшем школьном возрасте операции становятся формально – логическими. Подросток, абстрагируясь от конкретного наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, то есть рассуждает гипо-тетико-дедуктивно.
Подростки в этот период начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщённый взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связанны с интеллектуальным развитием.
Подросток приобретает взрослую логику мышления. В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память. Связано с общим интеллектуальным развитием и развитием воображения [8].
Образы «Я», которые создаёт в своём сознании подросток, разнообразны- они отражают всё богатство его жизни. Физическая «Я», то есть представления о своём уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я - концепции», так называемое реальное «Я».
Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного ( познавательного ) компонента «Я - концепции». С ним связаны ещё два – оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и на сколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившиеся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников.
Психологические исследования становления Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельности идут по нескольким направлениям. Прежде всего изучаются сдвиги в содержании Я-концепции и ее компонентов - какие качества сознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Далее исследуется степень его достоверности и объективности, прослеживается изменение структуры образ Я в целом - степень его дифференцированности (когнитивной сложности), внутренней последовательности (цельности) , устойчивости (стабильности во времени) , субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения. По всем этим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей.
В ранней юности происходит постепенная смена “предметных” компонентов Я-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего “я”. Юноша привыкает к своей внешности , формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно на первый план выступают теперь другие свойства “я” - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими [44-47].
Судя по имеющимся данным, когнитивная сложность и дифференцированность элементов образа Я последовательно возрастают от младших возрастов к старшим, без заметных перерывов и кризисов. Взрослые различают в себе больше качеств, чем юноши, юноши - больше, чем подростки, подростки - больше, чем дети. По данным исследований Бернштейна способность старших подростков реконструировать личностные качества основывается на развитии в этом возрасте более фундаментальной когнитивной способности - абстрагирования.
Интегративная тенденция, от которой зависит внутренняя последовательность, цельность образа Я , усиливается с возрастом, но несколько позже, чем способность к абстрагированию. Подростковые и юношеские самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий самосознания, которые служат источником дальнейшего развития. Дописывая фразу “я в своем представлении...”, многие юноши подчеркивают именно свою противоречивость: “ я в своем представлении - гений + ничтожество”.
Данные об устойчивости образа
Я не совсем однозначны.
В принципе она, как и устойчивость прочих
установок и ценностных ориентаций, с
возрастом увеличивается. Самоописания
взрослых менее зависят от случайных,
ситуативных обстоятельств. Однако в подростковом
и раннем юношеском возрасте самооценки
иногда меняются очень резко. Что касается
контрастности, степени отчетливости
образа Я, то здесь также происходит
рост: от детства к юности и от юности к
зрелости человек яснее осознает свою
индивидуальность, свои отличия от окружающих
и придает им больше значения, так что
образ Я становится одной из центральных
установок личности, с которой она соотносит
свое поведение. Однако, с изменением содержания
образа Я существенно меняется степень
значимости отдельных его компонентов,
на которых личность сосредоточивает
внимание. В ранней юности масштаб самооценок
заметно укрупняется: “внутренние” качества
осознаются позже “внешних”, зато старшие
придают им большее значение. Повышение
степени осознанности своих переживаний
нередко сопровождается также гипертрофированным
вниманием к себе, эгоцентризмом. В ранней
юности это бывает часто Исследования
содержания образа Я, проведенные под
руководством И.В.Дубровиной, показали,
что на границе подросткового и раннего
юношеского возрастов в развитии когнитивного
компонента Я-концепции происходят существенные
изменения, характеризующие переход самосознания
на новый более высокий уровень. Возрастные
сдвиги в восприятии человека включают
увеличение количества используемых описательных
категорий, рост гибкости и определенности
в их использовании; повышение уровня
избирательности, последовательности,
сложности и системности этой информации;
использование более тонких оценок и связей;
рост способности анализировать и объяснять
поведение человека; появляется забота
о точном изложении материала, желание
сделать его убедительным. Аналогичные
тенденции наблюдаются и в развитии самохарактеристик,
которые становятся более обобщенными,
дифференцированными и соотносятся с
большим числом “значимых лиц”. Самоописания
в раннем юношеском возрасте имеют гораздо
более личностный и психологический характер,
чем в 12-14 лет, и одновременно сильнее подчеркивают
отличия от остальных людей. Представление
подростка или юноши о себе всегда соотносится
с групповым образом “мы” - типичного
сверстника своего пола, но никогда не
совпадает с этим “мы” полностью. Образы
собственного “я” оцениваются старшеклассниками
гораздо тоньше и нежнее группового “мы”.
Юноши считают себя менее сильными, менее
общительными и жизнерадостными, но зато
более добрыми и способными понять другого
человека, чем их ровесники. Девушки приписывают
себе меньшую общительность, но большую
искренность, справедливость и верность.
Свойственное многим подросткам преувеличение
собственной уникальности с возрастом
обычно проходит, но отнюдь не ослаблением
индивидуального начала. Напротив, чем
старше и более развит человек, тем более
находит он различий между собой и “усредненным”
сверстником. Отсюда - напряженная потребность
в психологической интимности, которая
была бы одновременно самораскрытием
и проникновением во внутренний мир другого.
Осознание своей непохожести на других
логически и исторически предшествует
пониманию своей глубокой внутренней
связи и единства с окружающими людьми.
Наиболее заметные изменения в содержании
самоописаний, в образе Я , обнаруживаются
в 15-16 лет. Эти изменения идут по линии
большей субъективности, психологичности
описаний. Известно, что и в восприятии
другого человека психологизация описания
после 15 лет резко увеличивается. Усиление
субъективности самоописаний обнаруживается
в том, что с возрастом увеличивается количество
испытуемых, указывающих на изменчивость,
ситуативность своего характера, на то,
что они ощущают свой рост, взросление.
В исследованиях когнитивного диссонанса
образа Я обнаружено, что самоописания
и описания другого человека по указанному
параметру существенно различаются [20].
Себя человек описывает, подчеркивая изменчивость,
гибкость своего поведения, его зависимость
от ситуации; в описаниях другого, напротив,
преобладают указания на устойчивые личностные
особенности, стабильно определяющие
его поведение в самых разнообразных ситуациях.
Иными словами, взрослый человек склонен
воспринимать себя, ориентируясь на субъективные
характеристики динамичности, изменчивости,
а другого - как объект, обладающий относительно
неизменчивыми свойствами. Такое “динамическое”
восприятие себя возникает в период перехода
к раннему юношескому возрасту в 14-16 лет.
Становление нового уровня самосознания
в ранней юности идет по направлениям,
выделенным еще Л.С.Выготским, - интегрированию
образа самого себя, “перемещению”
его “извне вовнутрь” . В этот возрастной
период происходит смена некоторого “объективистского”
взгляда на себя “извне” на субъективную,
динамическую позицию “изнутри”. В.Ф.Сафин
характеризует это существенное различие
во взгляде на себя младших и старших подростков
следующим образом: подросток ориентирован
прежде всего на поиск ответа, “каков
он среди других, насколько он похож на
них”, старший подросток - “каков он в
глазах окружающих, насколько он отличается
от других и насколько он похож или близок
к своему идеалу”. В.А Алексеев подчеркивает,
что подросток - это “личность для других”,
в то время как юноша - “личность для себя”.
В теоретическом исследовании И.И.Чесноковой
указывается на наличие двух уровней самопознания:
низшего - “Я и другой человек” и высшего
“Я и Я”; специфика второго выражается
в попытке соотнесения своего поведения
“с той мотивацией, которую он реализует
и которая его детерминирует”. Мы уже
отмечали, что, составляющие Я-концепции,
поддаются лишь условному концептуальному
разграничению, поскольку в психологическом
плане они неразрывно взаимосвязаны. Потому
когнитивный компонент самосознания,
образ Я, его формирование в раннем юношеском
возрасте, напрямую связан как с эмоционально-оценочной
составляющей, самооценкой, так и с поведенческой,
регуляторной стороной Я-концепции.
Информация о работе Я-концепция как одно из психологических образований личности подростка