Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:08, контрольная работа
Задание 7
1. Предпосылки возникновения буддизма.
2. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни (Будда) и его учение (четыре благородные истины, восьмеричный путь спасения).
3. Распространение буддизма и его разновидности (хинаяна, махаяна и др.).
Буддийскую религиозную литературу, составляющую многие тысячи сочинений, можно условно разделить на две категории.
1. Каноническая литература, в которой изложены откровения самого Будды, сообщенные его учениками. Сюда же относятся и объяснения догматов, обычаев и моральных требований, сделанные древними авторами. Каноническая литература создавалась в Индии и на Цейлоне в течение двух-трех последних веков до н. э. и первых веков нашей эры. Написана она была на пали и на санскрите.
2. Неканоническая литература, к которой относятся более поздние произведения. Они излагают идеи буддизма в соответствии со взглядами и принципами многочисленных школ и направлений этой религии. Неканонические произведения написаны в течение почти двух тысяч лет на десятках языков разных азиатских стран.
Со временем буддизм раскололся на два направления (махаяну и тхераваду), поэтому существуют и две ветви литературы: северная и южная. Наиболее древняя и ценная — южная, написана на языке пали.
Сначала то, что проповедовал Будда, и то, о чем рассказывали его ученики, передавалось из поколения в поколение в устной форме. Только в I веке до н. э. (около 80 г. до н. э.) на острове Цейлон (Шри-Ланка) были записаны первые буддийские тексты. Эти своды священных текстов буддизма получили название Типитака, что буквально означает «тройная корзина», а переводится обычно так: «Три корзины закона (учения)». Предание гласит, что царь Цейлона собрал пятьсот лучших знатоков устной традиции и заставил их продиктовать то, что они запомнили, такому же числу лучших писцов.
Записи делались на пальмовых листьях, которые впоследствии хранили в плетеных корзинах. Для упорядочения Типитаки был использован народный язык Индии — пали, на котором, как свидетельствуют предания, говорил сам Будда, поэтому основное собрание рукописей получило название «Палийский канон».
Типитака состоит из 29 томов (около 10 тыс. страниц), включает в себя 15 тысяч повествований, историй, преданий, проповедей, поучений, афоризмов и комментариев к ним.
Другая версия канона — санскритская Трипитака — была записана немного позже в самой Индии. Однако санскритская Трипитака до нас не дошла. После завоевания мусульманами индийских государств в XIII веке произошло массовое уничтожение буддийских монастырей с их библиотеками, погибло множество санскритских буддийских текстов
Относительно Типитаки можно с уверенностью сказать, что до нас дошли более поздние ее списки, причем различные направления и школы изменяли впоследствии многие места текстов этой священной книги. И все же все буддисты согласны с тем, что самым важным источником сведений о раннем буддизме являются те сочинения религиозного характера, которые известны под названием Типитака. Палийский канон включает в себя основную часть учения буддистов тхеравады. Другие направления располагают дополнительными манускриптами.
Типитака делится на три части: Виная-питака («Корзина устава»), Сутта-питака («Корзина наставления») и Абхидхамма-питака («Корзина толкования учения», или «Корзина чистого знания»).
Наиболее древней частью канона считается Виная-питака (ее основу составил рассказ Упали - одного из учеников Будды), которая состоит из трех разделов — Сутта-вибханги, Кхандхаки, Паривары. Она состоит из книг, в которых изложены правила поведения и образа жизни буддийских монахов и мирян, условия приема в монашескую общину и исключения из нее, подробности о структуре общины и ее истории.
Первый раздел, Сутта-вибханга, является самым древним текстом Виная-питаки и всего канона. В нем изложены правила поведения монахов (227 правил поведения для монахов и свыше 300 — для монахинь). Они излагаются в форме рассказов о том, какие события из жизни Будды явились причиной установления того или иного правила. Кроме того, по каждому правилу рассматриваются возможные варианты проступка и следующих за ним наказаний.
Кхандхака состоит из двух книг — Махавагги и Куллавагги, посвященных истории развития буддийской монашеской общины. В Махавагге изложены отдельные факты биографии Будды, подробные описания церемоний и обрядов в общине, порядок проведения традиционных собраний, поведение общины в сухой период и в период дождей, а также распорядок дня монахов; кроме того, описываются правила относительно пошива и окраски монашеских одеяний. История буддийской общины показана в развитии: от строжайшего аскетизма до вполне благоустроенного быта буддийских монастырей первых веков нашей эры и последующего времени. Куллавагга содержит перечень проступков перед общиной, ведущих к исключению из нее, а также условия восстановления в общине; здесь приводятся правила омовения, одевания, пользования предметами обихода. В ней рассказывается также история первых двух Буддийских соборов.
Паривара — последняя часть Виная-питаки, в которой в форме вопросов и ответов коротко излагаются некоторые положения первых двух разделов Виная-питаки. Возможно, это сделано с целью облегчить запоминание монахами многочисленных дисциплинарных правил и запретов.
Вторым разделом Типитаки является Сутта-питака — изречения и проповеди Будды в изложении его любимого ученика Ананды. Сутта-питака излагает учение Будды о Четырех благородных истинах, Восьмеричном пути и популярную буддийскую литературу.
Первый сборник Сутта-питаки — Дигха-никая («Собрание пространных поучений») состоит из 34 стихотворных изречений — сутт, разделенных на три раздела — Силаккхандха, Маха, Патика. Каждое изречение посвящено кратко сформулированному положения учения; оно обязательно включено в подробно изложенный эпизод из биографии Будды. Отдельные сутты доказывают превосходство буддизма над брахманизмом, призывают вступать в буддийскую монашескую общину, критикуют аскетизм как метод спасения, противопоставляя ему любовь, сострадание, отсутствие зависти. Кроме того, сборник содержит классификацию типов людей и нормы поведения мирянина.
Второй сборник Сутта-питаки — Маджхима-никая («Собрание средних поучений»), состоящая из 152 сутт. В этом сборнике Будда поучает своих учеников, монахов и мирян, каким образом отличать добрые дела от недостойных, как контролировать свои мысли, слова и поступки, к чему приводят гнев и ненависть.
Третий и четвертый сборники Сутта-питаки — Самъютта-никая («Собрание связанных поучений»), состоящая из 2889 сутт, и Ангуттара-никая («Собрание поучений, большее на одно число»), содержащая 2308 сутт. Они относятся к более позднему времени, чем первые два.
В Самъютта-никае рассказывается о трудностях, которым подвергаются те, кто становится на Восьмеричный путь, о сущности зависимого происхождения (карме), способах избавления от скандх, которые привязывают личность к жизни; о характере функционирования шести органов (глаз, ушей, языка, носа, тела мысли), порождающих желания, и о способах преодоления таких желаний; о пути к нирване.
В суттах Ангуттара-никаи речь идет о Четырех благородных истинах, Трех сокровищах спасения (Трех драгоценностях — Будде, Учении и Общине), пяти добродетелях ученика, восьми ступенях Благородного пути спасения, десяти грехах и десяти добродетелях и т. п.
Пятый сборник Сутта-питаки — Кхуддака-никая («Собрание коротких поучений») — это 2200 историй и поучений, собранных, в свою очередь, в 15 сборников.
Первый сборник — Кхуддащ-патха — представляет собой свод основных положений буддизма о спасении (о Будде, Учении и Общине как трех условиях спасения; о десяти требованиях к монаху и т. п.), излагает пять повседневных заповедей буддиста — не убей, не воруй, не лги, не прелюбодействуй, не пей спиртного; десять вопросов к послушнику; поэму о Трех драгоценностях; поэму об истинной дружбе и т. п.
Короткие лирические стихи на религиозную тему, произнесенные Буддой в разные периоды жизни, составляют Удану, которая содержит 80 важных изречений Будды.
Итивуттака включает 112 сутт, которые объясняют сущность гнева, страсти, гордыни и других негативных состояний человека. Им противостоят милосердие, скромность, справедливость и т. п.
Тхера-гатха (264 поэмы) и Тхери-гатха (73 поэмы) — это сборники песнопений монахов и монахинь. Здесь воспевается подвиг тех, кто отказался от мирской суеты ради достижения просветления.
Буддхавамса включает в себя 24 предания о буддах, во время явлений которых Гаутама совершал бесчисленное количество перерождений, необходимых для приобретения добродетелей.
Пуггала-паньнятти рассказывает о ступенях, которые должно пройти живое существо на пути к нирване (спасению). Раздел анализирует типы личности, подверженные ненависти и заблуждениям, предлагает их классификацию. Трактат Дхатукаттха продолжает эту тему, делая акцент на психологии. Ямака затрагивает проблемы логики, а Паттхана с позиций буддийского мировоззрения рассматривает закон причинности и закон зависимого происхождения (кармы).
Неканоническая литература — это, прежде всего биографии Будды, составленные не ранее II—III веков н.э. (в текстах Палийского канона даны лишь отдельные эпизоды из жизни Будды). Составлены они на основе канонической литературы, но тесно переплетены с мифами и преданиями. Основная их цель — показать божественность Будды Гаутамы. Наиболее известны пять биографий. Махавасту, Ниданакатха, Буддхачарита, Абхинишкрамана-сутра, Лалитавистара.
Популярной в буддийских странах является Милин-а-паньха (Вопросы царя Милинды), На острове Цейлон в IV—V веках были составлены хроники Дипаванса и Махаванса, в которых собраны исторические факты из жизни Будды, и мифы, и предания о нем.
В буддизме есть сочинения волшебного и мистического содержания. Важнейшее из них — Тантра, послужившая основой для особого направления этой религии.
Многочисленные тексты и трактаты существуют на разных азиатских языках: пали, санскрите, тибетском, тайском, бирманском, китайском, японском, корейском.
Список литературы
Задание-7
1. Предпосылки возникновения буддизма.
2. Сиддхартха
Гаутама Шакьямуни (Будда) и ег
3. Распространение буддизма и его разновидности (хинаяна, махаяна и др.)
В I в. н. э. будддизм разделился на два направления (ветви): хинаяну («узкий путь спасения») и махаяну («широкий путь спасения»). Это разделение было вызвано различиями в социальных и политических условиях жителей разных областей Индии, а также необходимостью приспособить буддизм к распространению за пределами этой страны.
Хинаяна теснее связана с ранним буддизмом. Она признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению. Основной упор в ней делается на личное спасение, которое считается достижимым лишь через уход от мира, т. е. принятие монашества. За пределами Индии хинаяна распространилась только там, куда проникли индийские поселенцы (Юго-Восточная Азия, Шри-Ланка).
Махаяна признает возможность спасения не только для монахов, но и для мирян, причем внимание акцентируется на необходимости спасать других, на активной проповеднической деятельности и вмешательстве в различные сферы общественной и государственной жизни. Преодолев аскетические крайности хинаяны, махаяна легче приспосабливалась к новым условиям и поэтому вышла далеко за пределы Индии (Средняя Азия, Дальний Восток), став основой для появления множества местных толкований и течений буддизма. Будда был окончательно превращен в божество, в честь которого стали сооружать храмы и совершать пышные обряды. Появилось поклонение «святым местам», расцвели магия, вера в чудеса и т. п.
В VI—VII вв. н. э. начался упадок буддизма в Индии, что было обусловлено падением рабовладельческих деспотий и ростом феодальной раздробленности, а к XII—XIII вв. он теряет там прежние позиции, переместившись в другие страны Азии, где его приспосабливали к новым историческим условиям.
Одной из разновидностей буддизма, утвердившейся в Тибете и Монголии, является ламаизм (от тибет. «лама» — высший, небесный). Он сформировался в XIV—XV вв. на базе махаяны, полностью восприняв ее вероучение. Что же касается отличий, то к ним относится, прежде всего, культ хубилганов (перерожденцев) — живых богов, воплощений Будды, к которым причислялись главным образом высшие ламы: например, глава тибетских ламаистов — далай-лама (от тибет. «далай» — великий).
Для ламаизма характерно массовое распространение монашества. В прошлом чуть ли не каждая тибетская и монгольская семья стремилась обзавестись собственным монахом - ламой. Это отвлекало от материального производства значительную часть мужского населения, нанося большой урон экономическому развитию стран, благополучию семей, ламаизм до предела упростил процесс молитвенного общения с объектом поклонения. Верующему не надо знать молитв—достаточно листок с молитвой прикрепить к шесту, чтобы его трепал ветер, или вложить в специальный барабан, каждое вращение которого равноценно произнесению молитвы.
4. Литературные источники буддизма: "Трипитака", "Сутры о мудрости и глупости" и другие.
Письменных источников непосредственно от эпохи зарождения буддизма не сохранилось (возможно, и не было). Самый древний документ, известный науке, — надписи царя Ашоки (III в. до н. э., Индия) — относится ко времени, когда буддизм представлял собой уже сложившуюся религию. Буддийская литература складывалась многие века не только в Индии, но и в странах распространения буддизма. Учение и история буддизма изложены в огромном количестве древних книг, рукописей и преданий. Так, например, тибетские сборники канонических сочинений Ганджур (высказывания самого Будды) и Данджур (поздние комментарии к ним) содержат 4566 текстов.