Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:08, контрольная работа
Задание 7
1. Предпосылки возникновения буддизма.
2. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни (Будда) и его учение (четыре благородные истины, восьмеричный путь спасения).
3. Распространение буддизма и его разновидности (хинаяна, махаяна и др.).
Для изнеженного аристократического юноши это было подлинным героизмом. Но он решил, что не остановится ни перед какими испытаниями ради того, чтобы достигнуть просветления и познать истинный путь спасения. Шесть долгих лет он бродил в чаще, почти ничего не ел, лицо его стало страшно, оно почернело и невероятно исхудало, кожа сморщилась, волосы выпали, он стал похож на живой скелет.
И вот в один прекрасный день, когда после многочасовой неподвижности Гаутама пытался подняться, ноги, к ужасу наблюдавших эту сцену друзей, отказались его держать, и он замертво свалился на землю. Все решили, что это конец, но подвижник был просто в глубоком обмороке от истощения.
Отныне Гаутама решил отказаться от бесплодного самоистязания.
Счастливый случай помог ему. Дочь одного пастуха, сжалившись над аскетом, принесла ему рисовой похлебки. Гаутама принял ее подаяние и впервые за долгое время утолил свой голод. С этого момента он навсегда отказался от крайностей аскетизма и признавал полезными лишь умеренные его формы.
Весь день он отдыхал в тени цветущих деревьев на берегу реки, а когда солнце склонилось к западу, устроил себе ложе среди корней огромного баньяна и остался там на ночь.
И тут произошло самое значительное событие в жизни Гаутамы. Раздумья и муки, искания и самоотречения, весь его внутренний опыт, чрезвычайно изощривший и утончивший душу, — все это как бы собралось воедино и дало плод. Явилось долгожданное «просветление». Внезапно Гаутама с необыкновенной ясностью увидел всю свою жизнь и почувствовал всеобщую связь между человечеством и незримым миром. Вся Вселенная как бы предстала перед его взором. И всюду он видел быстротечность, текучесть, нигде не было покоя, все уносилось в неведомую даль, все в мире было сцеплено, одно происходило от другого. Таинственный сверхчеловеческий порыв уничтожал и вновь возрождал существа. Вот он, мучитель мира! Вот он, «строитель дома»! Это Тришна — жажда жизни, жажда бытия. Это она возмущает мировой покой. Сиддхарте казалось, что он как бы присутствует при том, как Тришна вновь и вновь ведет к бытию ушедшее от него. Теперь он знает, с кем нужно бороться, чтобы обрести избавление от этого страшного мира, полного плача, боли, скорби. Отныне он стал Буддой — Просветленным.
С этого момента
и до последних дней Гаутамы мы
будем встречаться с
Однажды Будду спросили, какова посмертная участь одного великого подвижника. Он ответил лишь, что для человека, который изжил в себе тяготение к психофизическому бытию (нама-рупа), нет ни рождения, ни смерти. Таким образом, главный упор Будда делает на то, что уже здесь, при жизни, человек может обрести состояние бесстрастия, покоя, просветления, т. е. стать причастным нирване.
Можем ли мы сказать с достоверностью, что понимал сам Будда под словом «нирвана»?
Будда сравнивает нирвану с «миром и мудростью», а его ученики считали величайшей заслугой учителя это овладение страстями и обретение «дивного бессмертия».
Итак, единственная достойная человека цель — это освобождение, свобода от всего, и в том числе от самого себя. Для этой цели Будда предлагает «восьмеричную систему».
Что же заключено в «восьмеричной дороге», которую предлагает Будда? Это:
1. Правильные
взгляды, т. е. взгляды,
2. Правильная решимость, т. е. готовность к подвигу во имя истины.
3. Правильная речь, т. е. речь доброжелательная, искренняя, правдивая.
4. Правильное поведение, т. е. непричинение зла.
5. Правильный, т. е. мирный, честный, чистый, образ жизни.
6. Правильное усилие, т. е. самовоспитание и самообладание.
7. Правильное внимание, т. е. активная бдительность сознания.
8. Правильное
сосредоточение, т. е. верные методы
созерцания и медитации.
восходящих ступеней.
На вершине лестницы, ведущей к нирване, мы находим высшее просветление, состояние самбодхи (самадхи), когда все человеческое исчезает в человеке, когда угасает его сознание, когда оцепеневает его тело, когда над человеком не властны никакие законы, ибо он погружается в непостижимое «безветрие» нирваны. Цель достигнута: кончен поток, погас вечно трепещущий огонь.
И тут-то обнаруживается во всей своей беспощадности леденящее душу «открытие» буддизма: человек одинок, невыразимо одинок в этой жизни. Все пусто и бессмысленно. Нет Бога над нами, «в небе нет пути», некому молиться, не на кого надеяться, никто не вольет сил в слабеющего человека, который идет по своей темной стезе. Неоткуда ждать помощи. Человек, спаси себя сам! Не пустая ли это фраза? Можно ли вытянуть самого себя за волосы?
Спасение и обретение нирваны Будда обещал только аскетам, покинувшим свой дом и освободившимся от всех привязанностей. Кроме подвига личного совершенствования, монахи обязаны были заниматься усиленной пропагандой идей учителя. И, разумеется, встречая интерес и сочувствие, они не могли всех ввести в орден. Поэтому возникла проблема буддистов-мирян.
Будда решил эту проблему довольно просто. Истинными его последователями оставались монахи, а «упасаки» — миряне, принявшие его учение, — оказывались, так сказать, на положении «оглашенных», готовящихся к посвящению. В отличие от монахов мирянам давался простой этический кодекс Панча Шила (Пять заповедей), сводившийся к следующему:
1. Воздерживайся от убийства.
2. Воздерживайся от воровства.
3. Воздерживайся от блуда.
4. Воздерживайся от лжи.
5. Воздерживайся от возбуждающих напитков.
Помимо этих заповедей, похожих на те, которые провозгласил Моисей на восемь веков раньше, «упасаки» должны были блюсти верность Будде, его учению и ордену.
Вероятно, любовь к опрятности была привита Гаутаме с детства, поэтому он восстал против обыкновения аскетов своего времени ходить вечно грязными. Путешественников и в наши дни путает вид этих диких фигур, с ног до головы покрытых пеплом, коровьим пометом и грязью. В буддийском же ордене строго следили за личной гигиеной монахов, и помещения, в которых они жили, постоянно содержались в образцовом порядке и чистоте.
Эти благоустроенные колонии, где люди жили, предаваясь размышлениям, созерцаниям и поучительным беседам, привлекали всех усталых и угнетенных. Буддийские монастыри многим казались обетованной землей, в которой можно было, наконец, обрести мир и свободу.
На последних часах жизни Гаутамы лежит печать непреодолимой трагичности. Он умирает не как Сократ, верящий в бессмертие, не как мученик, скрепляющий кровью свое учение и торжествующий над злом, а как человек, признавший мировое зло и подчинившийся ему. Все преходяще, все течет! Ищите в этом утешение! Вот итог...
Энергичная миссионерская деятельность монахов приводила к буддизму много новообращенных. Народ все больше тянулся к этой новой религии, которая Обещала спасение независимо от касты, не отягощала избытком обрядов, проповедовала доброту и кротость.
Гаутама стремился развенчать преходящую жизнь, представить *ее как царство страданий, смерти и уродства. Но его последователи посвятят себя заботам о людях и их благе на земле. Они станут трудиться над созданием буддийской культуры.
Отвергнув Бога-Творца,
Будда признал природу и
Такова главная причина, почему религия столь возвышенная, как индийская, не могла стать преддверием к Евангелию.
И все же жизнь и проповедь Гаутамы были одним из величайших событий в истории духа.
Значение Просветленного отнюдь не исчерпывается нравственным или философским содержанием его учения. Величие Будды и его предшественников заключается в том, что они провозгласили спасение главной целью религии. Мудрец, проникнутый состраданием ко всему миру, он поистине достоин любви и благодарности человечества, хотя и не был в силах спасти его. Впрочем, кто из людей смог бы совершить это?
Буддизм
Буддизм, как и Джайнизм, вначале был монашеской религией, которая возникла в касте кшатриев (воинов). Учение Будды, в отличие от Джайнизма, вообще не имеет корней ни в Ведах, ни в Санкьи. Буддизм порвал и с аскетизмом, традиционно близким менталитету и религиозной практике индусов. Именно поэтому религия Джайны спокойно утвердилась в Индии, а буддизм, после кратковременного расцвета у себя наушел за ее пределы : о с т и:
лооогу за поелелы индии оуллизму ооеспечили две его
1. Во главе
буддизма стояла яркая
2. Привлекательный по своему интернационаj
характер учения.
Для Индии это было личного спасения, а буддист стал примером общинного с Именно это способствовало религию.
Буддийское учение, к|ак определил его сам [основоположник, лежит посередине
новым явлением, ведь обеспокоен судьбами эединения людей, не св>
льному, и более того, внекастовому,
орахман действует во имя своего ругих, всего человечества. Буддизм занных по национальному признаку.
со временем его превращению из национальной в мировую
между двух крайностей - чрезмерных наслаждении и дооровольных страдании - аскезы. Этот серединный путь дает покой и просвещение, познание и нирвану. На этом пути к познанию нужно устранить всякое страдание, то есть устранить всякое желание. Праведным должно быть все:
1. Вера
2. Решение
3. Слово 4
4. Деяние
5. Жизнь
6. Стремление
7. Воспоминание ---
8. Самоуглубление
Это и есть восьмичленный путь. Другие знания, о которых Будда говорил, что они
- безбрежны, человеку не особенно нужны, так как они не ведут к спасению от страдан и й.
Космогонические взгляды буддистов значительно расходятся с принятыми представлениями о мире. Земля, по их представлениям, это металлический диск, окруженный семью кругами гор и морей. В недрах земли находятся восемь адских пещер, обитатели которых трепещут от страха смерти уже 1 миллион 600 ООО лет, поджариваясь там на огне. Шесть небес над землей принадлежат богам - «девам», и 20 небес, принадлежат Браме. На четырех самых высоких небесах вкушают нирвану блаженные, свободные от возрождении. Таких вселенных существует множество.
Буддизм, хотя и оставляет место бесчисленным богам, но, в сущности, не является религией. Нет никакого существа, которое утверждалось бы само собой, и через которое существовали бы вещи. Есть поток преобразований без признаков духовной сущности, говорить о вечности и не вечности, по мнению буддистов, - ересь.
Формы и причины - единственное, что существует в мире, но это всего лищь человеческие психологические феномены, состояния сознания, вызванные нашими впечатлениями. Это носит название санкара. Санкара - временный член причинного ряда, результат предыдущих состояний и причина будущих действий. Санкарам соответствует закон причинности - дхамма. Это нравственный мировой порядок, принцип возмездия. Дхамма есть норма, по которой создаются санкары. Закон моральной причинности является руководящей мыслью в буддийском учении о переселении душ.
Следует особо остановиться на некоторых деталях достижения нирваны, которое в буддизме означает угасание страстей. Нирвана в брахманизме - это особый транс, переживаемый, как особый покой. Нирвана в джайнизме - посмертное бессознательное продолжение жизни души. Нирвана в буддизме есть особое состояние, освобождающее от перерождений, ничего более подробного Будда на эту тему не говорил. Позднейший буддизм стал представлять нирвану как блаженное одухотворенное состояние. Достигаются они посредством освоения техники экстаза, который имеет четыре градации
- дианы.
Практические
приемы, используемые и рекомендуемые
буддизмом для субъективного
переживания особого «
В позднейшем буддизме эти технологии включают использование дополнительных средств внешнего воздействия (благовония, магические действия, вплоть до созерцания трупа). Кто прошел все четыре дианы и в совершенстве исполняет их, становится «святым». «Святой» (архат) - достигает этого уровня посредством ряда перевоплощений.
Таким образом, технология «святости» в буддизме построена на соблазне трудно достижимой целью, но само движение к пей сопряжено с переживанием субъективно приятных состояний транса. По существу, нирвана в буддизме есть духовный наркотик с последствиями, соответствующими любому другому наркотическому средству. Они выражаются в трансформации сознания, разрушении чувственной и волевой сфер, этическом безразличии.