Буддизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:08, контрольная работа

Краткое описание

Задание 7
1. Предпосылки возникновения буддизма.
2. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни (Будда) и его учение (четыре благородные истины, восьмеричный путь спасения).
3. Распространение буддизма и его разновидности (хинаяна, махаяна и др.).

Вложенные файлы: 1 файл

буддизм.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Буддийскую  религиозную литературу, составляющую многие тысячи сочинений, можно условно разделить на две категории.

1. Каноническая литература, в которой изложены откровения самого Будды, сообщенные его учениками. Сюда же относятся и объяснения догматов, обычаев и моральных требований, сделанные древними авторами. Каноническая литература создавалась в Индии и на Цейлоне в течение двух-трех последних веков до н. э. и первых веков нашей эры. Написана она была на пали и на санскрите.

2. Неканоническая  литература, к которой относятся более поздние произведения. Они излагают идеи буддизма в соответствии со взглядами и принципами многочисленных школ и направлений этой религии. Неканонические произведения написаны в течение почти двух тысяч лет на десятках языков разных азиатских стран.

Со временем буддизм раскололся на два направления (махаяну и тхераваду), поэтому  существуют и две ветви литературы: северная и южная. Наиболее древняя и ценная — южная, написана на языке пали.

Сначала то, что  проповедовал Будда, и то, о чем рассказывали его ученики, передавалось из поколения в поколение в устной форме

Только в I веке до н. э. (около 80 г. до н. э.) на острове Цейлон (Шри-Ланка) были записаны первые буддийские тексты. Эти своды священных текстов буддизма получили название Типитака, что буквально означает «тройная корзина», а переводится обычно так: «Три корзины закона (учения)». Предание гласит, что царь Цейлона собрал пятьсот лучших знатоков устной традиции и заставил их продиктовать то, что они запомнили, такому же числу лучших писцов.

Записи делались на пальмовых листьях, которые впоследствии хранили в плетеных корзинах. Для упорядочения Типитаки был использован народный язык Индии — пали, на котором, как свидетельствуют предания, говорил сам Будда, поэтому основное собрание рукописей получило название «Палийский канон».

Типитака состоит из 29 томов (около 10 тыс. страниц), включает в себя 15 тысяч повествований, историй, преданий, проповедей, поучений, афоризмов и комментариев к ним.

Другая версия канона — санскритская Трипитака —была записана немного позже в самой Индии. Однако санскритская Трипитака до нас не дошла. После завоевания мусульманами индийских государств в XIII веке произошло массовое уничтожение буддийских монастырей с их библиотеками, погибло множество санскритских буддийских текстов

Относительно Типитаки можно с уверенностью сказать, что до нас дошли более поздние ее списки, причем различные направления и школы изменяли впоследствии многие места текстов этой священной книги. И все же все буддисты согласны с тем, что самым важным источником сведений о раннем буддизме являются те сочинения религиозного характера, которые известны под названием Типитака. Палийский канон включает в себя основную часть учения буддистов тхеравады. Другие направления располагают дополнительными манускриптами.

Типитака делится на три части: Виная-питака («Корзина устава»), Сутта-питака («Корзина наставления») и Абхидхамма-питака («Корзина толкования учения», или «Корзина чистого знания»).

Наиболее древней частью канона считается Виная-питака (ее основу составил рассказ Упали - одного из учеников Будды), которая состоит из трех разделов — Сутта-вибханги, Кхандхаки, Паривары. Она состоит из книг, в которых изложены правила поведения и образа жизни буддийских монахов и мирян, условия приема в монашескую общину и исключения из нее, подробности о структуре общины и ее истории.

Первый раздел, Сутта-вибханга, является самым древним текстом Виная-питаки и всего канона. В нем изложены правила поведения монахов (227 правил поведения для монахов и свыше 300 — для монахинь). Они излагаются в форме рассказов о том, какие события из жизни Будды явились причиной установления того или иного правила. Кроме того, по каждому правилу рассматриваются возможные варианты проступка и следующих за ним наказаний.

Кхандхака состоит из двух книг — Махавагги и Куллавагги, посвященных истории развития буддийской монашеской общины. В Махавагге изложены отдельные факты биографии Будды, подробные описания церемоний и обрядов в общине, порядок проведения традиционных собраний, поведение общины в сухой период и в период дождей, а также распорядок дня монахов; кроме того, описываются правила относительно пошива и окраски монашеских одеяний. История буддийской общины показана в развитии: от строжайшего аскетизма до вполне благоустроенного быта буддийских монастырей первых веков нашей эры и последующего времени. Куллавагга содержит перечень проступков перед общиной, ведущих к исключению из нее, а также условия восстановления в общине; здесь приводятся правила омовения, одевания, пользования предметами обихода. В ней рассказывается также история первых двух Буддийских соборов.

Паривара — последняя часть Виная-питаки, в которой в форме вопросов и ответов коротко излагаются некоторые положения первых двух разделов Виная-питаки. Возможно, это сделано с целью облегчить запоминание монахами многочисленных дисциплинарных правил и запретов.

Вторым разделом Типитаки является Сутта-питака — изречения и проповеди Будды в изложении его любимого ученика Ананды. Сутта-питака излагает учение Будды о Четырех благородных истинах, Восьмеричном пути и популярную буддийскую литературу.

Первый сборник  Сутта-питаки — Дигха-никая («Собрание пространных поучений») состоит из 34 стихотворных изречений — сутт, разделенных на три раздела — Силаккхандха, Маха, Патика. Каждое изречение посвящено кратко сформулированному положения учения; оно обязательно включено в подробно изложенный эпизод из биографии Будды. Отдельные сутты доказывают превосходство буддизма над брахманизмом, призывают вступать в буддийскую монашескую общину, критикуют аскетизм как метод спасения, противопоставляя ему любовь, сострадание, отсутствие зависти. Кроме того, сборник содержит классификацию типов людей и нормы поведения мирянина.

Второй сборник  Сутта-питаки — Маджхима-никая («Собрание средних поучений»), состоящая из 152 сутт. В этом сборнике Будда поучает своих учеников, монахов и мирян, каким образом отличать добрые дела от недостойных, как контролировать свои мысли, слова и поступки, к чему приводят гнев и ненависть.

Третий и  четвертый сборники Сутта-питаки — Самъ-ютта-никая («Собрание связанных поучений»), состоящая из 2889 сутт, и Ангуттара-никая («Собрание поучений, большее на одно число»), содержащая 2308 сутт. Они относятся к более позднему времени, чем первые два.

В Самъютта-никае  рассказывается о трудностях, которым подвергаются те, кто становится на Восьмеричный путь, о сущности зависимого происхождения (карме), способах избавления от скандх, которые привязывают личность к жизни; о характере функционирования шести органов (глаз, ушей, языка, носа, тела мысли), порождающих желания, и о способах преодоления таких желаний; о пути к нирване.

В суттах Ангуттара-никаи речь идет о Четырех благородных истинах, Трех сокровищах спасения (Трех драгоценностях — Будде, Учении и Общине), пяти добродетелях ученика, восьми ступенях Благородного пути спасения, десяти грехах и десяти добродетелях и т. п.

Пятый сборник  Сутта-питаки — Кхуддака-никая («Собрание коротких поучений») — это 2200 историй и поучений, собранных, в свою очередь, в 15 сборников.

Первый сборник  — Кхуддащ-патха — представляет собой свод основных положений буддизма о спасении (о Будде, Учении и Общине как трех условиях спасения; о десяти требованиях к монаху и т. п.), излагает пять повседневных заповедей буддиста — не убей, не воруй, не лги, не прелюбодействуй, не пей спиртного; десять вопросов к послушнику; поэму о Трех драгоценностях; поэму об истинной дружбе и т. п.

Короткие лирические стихи на религиозную тему, произнесенные Буддой в разные периоды жизни, составляют Удану, которая содержит 80 важных изречений Будды.

Итивуттака включает 112 сутт, которые объясняют сущность гнева, страсти, гордыни и других негативных состояний человека. Им противостоят милосердие, скромность, справедливость и т. п.

Тхера-гатха (264 поэмы) и Тхери-гатха (73 поэмы) — это сборники песнопений монахов и монахинь. Здесь воспевается подвиг тех, кто отказался от мирской суеты ради достижения просветления.

Буддхавамса включает в себя 24 предания о буддах, во время явлений которых Гаутама совершал бесчисленное количество перерождений, необходимых для приобретения добродетелей.

Пуггала-паньнятти рассказывает о ступенях, которые должно пройти живое существо на пути к нирване (спасению). Раздел анализирует типы личности, подверженные ненависти и заблуждениям, предлагает их классификацию. Трактат Дхатукаттха продолжает эту тему, делая акцент на психологии. Ямака затрагивает проблемы логики, а Паттхана с позиций буддийского мировоззрения рассматривает закон причинности и закон зависимого происхождения (кармы).

Неканоническая  литература — это, прежде всего биографии Будды, составленные не ранее II—III веков н.э. (в текстах Палийского канона даны лишь отдельные эпизоды из жизни Будды). Составлены они на основе канонической литературы, но тесно переплетены с мифами и преданиями. Основная их цель — показать божественность Будды Гаутамы. Наиболее известны пять биографий. Махавасту, Ниданакатха, Буддхачарита,,Абхинишкрамана-сутра, Лалитавистара.

Популярной  в буддийских странах является Милин-а-паньха (Вопросы царя Милинды),На острове Цейлон в IV—V веках были составлены хроники Дипаванса и Махаванса, в которых собраны исторические факты из жизни Будды, и мифы, и предания о нем.

В буддизме есть сочинения волшебного и мистическо-содержания. Важнейшее из них — Тантра, послужившая основой для особого направления этой религии.

Многочисленные  тексты и трактаты существуют на разных азиатских языках: пали, санскрите, тибетском, тайском, бирманском, китайском, японском, корейском.

Литература:

Корнеев В.И. Буддизм и культура Востока, М., 1990.

Крывелев  И.А. История религий. Т. 2. М., 1976.

Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия М., 1994.

Олъденбург  С.Ф. Культура Индии. М., 1991.

Щербатской  Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988

Семотюк О. П.

СЗО Буддизм: история  и современность. — Ростов н/Д: «Феникс», Харьков: «Торсинг», 2005. — 320 с. (Серия  «Религии мира»)

ЖИЗНЬ И ПРОПОВЕДЬ БУДДЫ ГАУТАМЫ Щакийский отшельник Северо-Восточная Индия, ок. 530 г. до Р.Х.

Народ видел  в отшельниках носителей духовной жизни и мудрости. И именно потому, что отшельники были искателями истинной жизни, отвергавшими жизнь ложную, и пришел к ним юноша, которого они стали называть «Шакия-муни», или «Шакийский отшельник». Его имя было Сиддхарта, а фамильное прозвище Гаутама. Он родился около 563 г. до Р.Х. близ Гималаев, на границе Непала. В Лумбини, неподалеку от города Капилавасту, и доныне сохранился памятник с надписью: «Здесь родился Возвышенный».

Отец Сиддхарты  Шуддходана был раджой полузависимого княжества. Мать Сиддхарты умерла через несколько дней после его рождения. Раджа, безумно любивший ее, перенес все свое чувство на сына. Его рано стал тревожить характер ребенка. Еще мальчиком Сиддхарта любил предаваться смутным грезам и мечтам; отдыхая в тени деревьев, он погружался в глубокие созерцания, переживая моменты необыкновенных просветлении. Эти сладостные мгновения врезались в его память на всю жизнь. Боги, гласит предание, незримо окружали Возвышенного и внушали ему любовь к мистической жизни.

Шуддходана  решил любым способом отвлечь сына от его мыслей и настроений. Для этого он не жалел средств. «Для меня, — вспоминал впоследствии Будда, — во дворце родителя моего были устроены пруды, где цвели в изобилии водяные лилии, водяные розы и белые лотосы; благовонные одежды из тонкой ткани носил я; из тонкой ткани был тюрбан мой и верхнее и нижнее платье; днем и ночью осеняли меня белым зонтом из опасения, как бы прохлада, или зной, или пылинка, или капля росы не коснулись меня. И было у меня три дворца: один для зимнего житья, другой для летнего и третий для дождливой погоды года».

В тех редких случаях, когда царевич покидал  свои сады и дворцы, по приказанию Шуддходаны с его пути прогоняли всех нищих  и больных. Люди должны были одеваться  в лучшие одежды и с радостными лицами приветствовать Сиддхарту.

Но возможно ли спрятать жизнь от юноши, который  с ранних лет задумывается над  ее тайнами, можно ли скрыть от него ту печальную истину, что все вокруг полно страдания? Своими усилиями Шуддходана сделал только еще нежнее и уязвимее душу сына. Легенда рассказывает, что однажды царевич, гуляя со своим возницей Чанной, неожиданно увидел дряхлого старика и, пораженный его видом, стал расспрашивать слугу о старости. Он был потрясен, когда узнал, что это общий удел всех людей.

Царевича охватило отвращение ко всему, ничто не могло возвратить безмятежного детства. Мир, жизнь оказались неприемлемыми. Это было восстание против самых основ мироздания, мятеж надысторического значения.

«И вот, —  рассказывал Будда, — еще в  расцвете сил, еще блестяще-темноволосым, еще среди наслаждений счастливой юности, еще в первую пору мужественного возраста, вопреки желанию моих плачущих и стенающих родителей, обривши голову и бороду, покинул я родной дом свой ради бесприютности и стал странником, взыскующим блага истинного на несравненном пути высшего мира».

В то время ему  шел тридцатый год.

Изучив философские  системы и поняв, что они не могут помочь разрешить мучившие его проблемы, Гаутама захотел  обратиться к йогам-практикам.

Целый год он жил среди них, наблюдая их сверхчеловеческие подвиги, ведя с ними беседы, размышляя об их удивительном пути. Кое-что очень понравилось ему. Одного не мог он понять: почему многие отшельники, изнуряя свою плоть, стремятся не к высшей свободе от страданий, а к лучшему возрождению в будущем или к временному блаженству среди светлых небожителей. Эти цели казались ему недостойными.

Покинув своих  наставников-йогов, Гаутама уединился  в джунглях, чтобы самому бесстрашно ринуться по пути самоистязания.

Информация о работе Буддизм