Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:08, контрольная работа
Задание 7
1. Предпосылки возникновения буддизма.
2. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни (Будда) и его учение (четыре благородные истины, восьмеричный путь спасения).
3. Распространение буддизма и его разновидности (хинаяна, махаяна и др.).
Достижение именно такого состояния и являлось социальным и миссионерским идеалом самого Будды.
Последователи Будды практиковали, как и сам Будда, общение с духами и магические действия. Чародейство в форме тантризма (заимствованные в йоге приемы возбуждения половой энергии) было в равной степени достоянием и брахманизма и буддизма, начиная с 1-го века новой эры. .
Буддизм в Индии
На протяжении ближайших ко времени Будды столетий буддизм в Индии процветал, распространяясь через монахов на юг, утверждаясь на Цейлоне, в Афганистане, Бактрии и даже Китае. Одновременно шел процесс сектантского разделения. Еще в первые века христианской веры буддизм пользовался поддержкой царей, а его приверженцы могли широко осуществлять филантропическую деятельность, открывая приюты для бедных, больных и даже для животных. К 600 годам по Р.Х. он начинает слабеть отчасти вследствие внутренних раздоров, по, главным образом, под давлением арабов.
С падением царства Магады в 1200 году пришел конец буддизму в Индии, иначе говоря, вторжение ислама положило конец буддизму в Индии. Индуизм
С угасанием буддизма в Индии возникает и продолжает по настоящее время развиваться религиозно-социальная система хинду, которая является как бы итогом переработки предшествовавших течений и поисков.
Она признает кастовую систему отношений, а в качестве главных богов выделяет Вишну и Шиву. Вишну является в образе Рамы и Кришны. Распределение ролей следующее: Брахма - созидатель всего, Вишну - хранитель, Шива - разрушитель и реконструктор одновременно.
Космогоническая доктрина заключается в представлении, что индивидуальная вечная душа (Атман) стремится слиться с мировой душой (брахманом). Существует множество направлений в рамках индуизма.
На индийской философии основывается теософия, вызванная к жизни Еленой Блаватской. Первое теософское общество возникло в 1875 году в Адьяр, около Мадраса. В России продолжателями теософского направления стали супруги Рерихи.
Теософы не являются терпимыми к христианству, свое обращение к индуизму объясняют желанием «стереть христианство с лица земли». Ламаизм (Буддизм в Тибете)
Для того чтобы понять особенности тибетского варианта буддизма, носящего название ламаизм, надо немного сказать о коренных древних верованиях тибетцев. Согласно одной из легенд, прародителями тибетцев были царь обезьян и горная ведьма. Подлинное их происхождение - белое пятно в истории.
Антропологические характеристики черепов древних людей Тибета указывают на их сходство с индейцами Америки. Считают, что смешение кровей происходило и на протяжении первых тысячелетий дохристианской эры, но особенно интенсивно - в более поздний период.
Добуддийская религия Тибета была типично политеистической. Божества подразделялись на богов неба, земли и воды. Деревья рассматривались как вместилища божественного духа. Сквозь все сферы прорастает Мировое дерево.
В практической жизни большая роль принадлежала «богу дома», который требовал большого внимания, и богу очага. Культовый служитель «бонпо» проводил особый ритуал очищения, если вода нечаянно заливала огонь в очаге.
Личные боги (бог-защитник и бог-человек) располагались на плечах справа и слева как братья.
Бонпо-могильщики были магами, могли летать на бубне, заклинать, резать железо птичьим пером, предсказывать будущее. В религиозной традиции тибетцев были жертвоприношения, в том числе, и человеческие. Клятва вассалов своему королю сопровождалась убийством животных, которые производились с особой жестокостью, символизируя мучения, которые ждут изменщика клятве. Вообще, владык обожествляли как сынов неба.
Буддизм (санскр.1: будда — букв, просветленный) — самая древняя из трех мировых религий. Она «старше» христианства на пять веков, а ислам «моложе» ее на целых двенадцать. В общественной жизни, культуре и искусстве многих азиатских стран буддизм играл и играет такую же роль, как христианство в странах Европы и Америки, ислам в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке.
Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама — сын раджи2 маленькой страны Шакья на границе современных Индии и Непала (в связи с этим его еще называют Шакьямуии — «мудрец из рода шакьев»). Позже, став проповедником, он получил имя Будда3; «буддизмом» (по имени Будды) со временем стали называть его учение.
Случилось это две с половиной тысячи лет назад. Гаутама пытался найти путь к освобождению от страданий. После долгих лет исканий, достигнув цели, он посвятил остаток своей жизни тому, чтобы помогать людям: указал им путь к освобождению, подарив людям учение, которое его последователи называют санскритским4 словом «Дхар-
1 В тех случаях, когда буддийские термины существуют параллельно на пали и санскрите, в данной книге предпочтение отдается санскритскому варианту.
2 Раджа (санскр. царь) — княжеский титул в Индии.
3 Слово «Будда» пишется с большой буквы только в том случае, когда оно относится к основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме.
4 Санскрит (букв, обработанный) — литературная разновидность древнеиндийского языка.
ма» (учение, закон). Будда подчеркивал, что учение его — не выдумка, а истина, которую ему удалось открыть собственными усилиями. Он назвал этот путь к спасению Благородным восьмеричным путем. Благородным потому, что каждый, кто идет по этому пути, непременно становится человеком с благородным сердцем, избавленным от страданий.
Хотя о жизни Будды рассказывали разные чудесные истории, он никогда не объявлял о своей божественности; все качества, которыми он обладал, были прежде всего человеческими качествами, доведенными до совершенства. Поэтому всего, чего он достиг, может достичь любой человек, пройдя по пути, предложенному Буддой (кроме того, по представлению буддистов, каждое существо, достигшее высшей святости, может стать буддой, то есть просветленным).
Универсальная «теория спасения» для всех людей, независимо от их социальной и сословной принадлежности, во многом помогла буддизму укрепиться в Индии и впоследствии за ее пределами, став мировой религией. Распространяясь на север, юг и восток от Индии, буддизм охватил огромные культурные регионы. Основная часть последователей буддизма проживает в странах Центральной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Таиланде, Лаосе, Мьянме (Бирме). В России буддизм исповедуют жители Тывы, Калмыкии, Бурятии; в последнее время буддистские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге и в других городах. С конца XIX — начала XX века буддизм появился в Европе и США.
Судьба буддизма в различных странах складывалась по-разному. В одних он был вытеснен другими религиями, в других, наоборот, укрепился. Буддизм признан государственной религией только в" Таиланде, хотя на государственном уровне существует во многих азиатских странах (вместе с тем в конституциях этих государств, в том числе Таиланда, закреплена свобода вероисповедания и полная религиозная терпимость).
В буддийских странах сотни тысяч монастырей и святынь, свыше миллиона буддийских монахов и сотни миллионов последователей буддизма. Общее число буддистов в мире составляет более 700 млн человек. Больше всего буддистов в Китае: 50—60 млн в самом Китае и 20—25 млн этнических китайцев по всему миру. В Мьянме, Таиланде, Лаосе, Шри-Ланке буддисты составляют от 70 до 90 процентов населения.
В современном мире буддизм представлен множеством разновидностей, благодаря которым учение постоянно обогащается. Разным направлениям буддизма присущи различные варианты культа; кроме того, под влиянием местных традиций со временем появились и новые ритуалы. В процессе своего распространения буддизм вынужден был приспосабливаться к местным традициям и верованиям, поэтому как религия и как учение он представляет собой весьма сложное явление. Например, в Бирме существует бирманский вариант буддизма, в Таиланде — тайский, в Японии — японский и т. д. Каждому варианту буддизма присущи своя обрядовая специфика, свой свод канонической литературы, включающий местные комментарии и трактаты, свое отражение учения в иконографии и архитектуре.
Единой буддийской церкви, как и единого учения, не существует. В Таиланде, например, буддийскую церковь возглавляет король. Так раньше было и в Лаосе. В Бирме и Шри-Ланке централизация общин отсутствует вообще. Буддисты мира объединены в две международные организации: Всемирное Братство буддистов (штаб-квартира в Бангкоке, Таиланд) и Азиатскую буддистскую конференцию за мир (штаб-квартира в Улан-Баторе, Монголия).
Буддизм — живая и жизнеспособная религия. В разных странах земного шара и сейчас продолжают возни-