История религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 20:21, доклад

Краткое описание

Религиоведение необходимо отличать от:
Теологии (Теос – Бог, логос - наука) – Богословие
Атеизма (безбожие)
Теология занимается обоснованием и защитой взглядов определенной религии.
Атеизм ставит целью отрицание любых религиозных взглядов, доказательства их несостоятельности.
Религиоведение интересует не защита и не опровержение религии, а исследование как религиозных, так и антирелигиозных положений.

Вложенные файлы: 1 файл

История религи.doc

— 475.50 Кб (Скачать файл)

История религии.

Религиоведение необходимо отличать от:

  1. Теологии (Теос – Бог, логос - наука) – Богословие
  2. Атеизма (безбожие)

Теология занимается обоснованием и защитой взглядов определенной религии.

Атеизм ставит целью отрицание  любых религиозных взглядов, доказательства их несостоятельности.

Религиоведение интересует не защита и не опровержение религии, а исследование как религиозных, так и антирелигиозных  положений.

Религиоведение является не отдельной  наукой, а специальной отраслью философии, которая изучает сущность, происхождение, соц. Роль, исторические форматы, как религиозных, так и антирелигиозных взглядов.

 

Важнейшие признаки религии.

Религия (лат. воссоздание связей, воссоединение)

Религия обладает следующими признаками:

  1. Призыв человека вступить в связь с духовным миром, то есть осуществить культ (поклонение)
  2. Вера человека в возможность осуществления такой связи

Вера – это отсутствие сомнений => это такое знание человека, которое  доведено до очевидности и поэтому  не нуждается в доказательствах  и обоснованиях.

Религиозная вера, отличается о любой  другой, прежде всего очевидности  вступить в связи с духовным миром.

  1. Любая религия решает вопросы посмертной судьбы.

Вопросы посмертия находятся за пределами физического и логического  опыта людей => они недоступны никакой науки. К духовному миру относятся такие явления, которые нельзя обнаружить с помощью анализаторов или 5 органов чувств, которые нельзя увидеть, услышать, понюхать, потрогать и попробовать, как самим, так и с помощью любых приборов.

Духовные предметы, в отличие от материальных, не имеют пространственно-временных ограничений => им присуще признаки вечности и бесконечности.

К основным духовным предметам можно  отнести: добро и зло, истину и  ложь, красоту и безобразие и т.д.

Христианское богословие утверждает, что любовь высшее совершенство есть Бог, то есть обладает всемогуществом, а всякая противоположность любви, является воплощением дьявола. Таким образом, религия означает вступление в связь с Богом или дьяволом, а так же с промежуточными духовными сущностями (богами), то есть с ангелами, демонами, роком, кармой.

 

Основное  содержание атеизма.

Вся сущность атеизма сводится к  отрицанию духовного мира. Атеизм утверждает, что духовного мира не существует, поскольку самим атеистам не удалось его обнаружить.

В действительность духовные предметы можно открыть или не открыть только духовно. Нельзя доказать не только существование духовного мира, но нельзя так же доказать его не существование => тем самым атеизм тоже призван верить, но только в отсутствие духовных явлений.

 

Кризис атеизма.

Примерно с XVII века атеисты утверждали, что просвещение развития научного познания сумеет неопровержимо доказать отсутствие духовного мира => насупит кризис религии и она постепенно отомрет. Однако в XX веке во всем мире произошло не отмирание религии, а наоборот, стало наступать религиозное возрождение. В состоянии кризиса оказался сам атеизм. Поскольку атеизм отрицает духовность, то, следовательно, он грозит уничтожению истины, добра и красоты.

Значит господство атеистических взглядов, как показала история, угрожает:

• разгромом культуры

• развалом экономики

• разрушением государственности

• распадом семьи

• опошлением человеческой жизни, которая  лишается духовного смысла

В начала XXI века кризис атеизма дошел до того, что все практические последствия атеистических утверждений выявили себя до конца. А дальше – либо гибель человечества, либо гибель атеизма.

Развитие и  особенности религии.

Существуют самые различные классификации религий: по распространению,

  - Национальные (индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм)

  - Мировые (буддизм, христианство, ислам)      - переходные

Религии так же подразделяются по юридическому признаку, т.е. по отношению  к ним со стороны государства.

- Традиционные

- Нетрадиционные   - переходные

Все религии признаются равноправными, но государство признает вклад, позитивную роль в историю и культуру народов  только со стороны традиционных религий, следовательно, государство должно им помогать. (Православное христианство, ислам, буддизм или ламаизм, иудейская)

Нетрадиционные культуры. Государство  не должно содействовать, но признает их права до тех пор, пока не нарушит  законы.

Основное различие по содержанию:

- Монотеистические

- Язычество

Монотеистические – религии, которые  проповедуют единого Бога как Творца мира и его Вседержителя.

Авраамитические:

- Иудаизм

- Христианство

- Ислам

Языческие – не проповедуют единого  Бога. ( Язык – народ)

сатанинские культы

 

Наиболее  характерные черты язычества.

Современное религиоведение четко  подразделяет все религии на 2 большие группы:

  1. Монотеистические (авраамитические) – Иудаизм, Христианство, Ислам. Монотеистические религии проповедуют единого Бога, как Творца Мира и его Вседержителя.
  2. Языческие религии – те, которые такого Бога не проповедуют. Несмотря на кажущиеся множество языческих религий, всем им присуще основные признаки, которые невозможны для монотеизма.

 

Основные  признаки язычества.

  1. Поклонение природе или материи, судьбе или карме, Дао или Синто и т.п., то есть безликости => тому, что не может отвечать не вопросы кто это?, а всегда отвечает на вопрос что это? Таким образом, все языческие системы утверждают, что у истоков мироздания находится бесчеловечная сила, с которой человек неспособен установить личного общения.
  2. Политеизм (многобожие). Язычество проповедует различное, а иногда и бесконечное множество богов под разными именами. Эти боги имеют личностных характер (кто?) => человек может вступить с ними в контакт, но при этом каждого из них невозможно рассматривать как всемогущего.
  3. Пантеизм (всебожье), который является утонченной формой политеизма. Пантеизм утверждает, что Бог и природа совпадают друг с другом => различные боги представляют собой лишь разные названия, как бы этикетки для каких-либо природных, космических, социальных или духовных стихий. В частности пантеизм составляет основу современного индуизма, который проповедует много тысяч богов, но каждого из них объявляет аватарой (или воплощением) единой близкой духовной силы.
  4. У этих религий в качестве фундамента вероучения отсутствует священное писание, то есть основные языческие верования и обряды передаются из уст в уста в узкой группе, а => их истинные цели скрываются от большинства людей. Представители современных неоязыческих культов постоянно заявляют, что у них есть священное писание: Веды (индуизм), Типитака (буддизм), Сочинение Е. Блаватской и Рерихов (оккультизм), однако:

- подобные сочинения огромны,  безразмерны по объему.

- изложенные в них идеи не  составляют подлинные основы  вероучения, которое продолжает  передаваться устно.

  1. Магия – различные ритуально-колдовские действия, направленные на то, чтобы заставить силы духовного мира служить целям человека и тем самым язычество, оказывается, по сути человекобожием.
  2. Сложные системы жертвоприношений, регулирующих сохранение магической энергии, то есть служащих для умилостивления богов, в том числе – кровавые культы. Во многих языческих системах, как например, в развитом индуизме или в буддизме, подобные жертвоприношения не практикуются, однако они являются символическими, то есть представляются или медитируются.
  3. Наличие особой обрядовой системы захоронения и в частности кремации, которая отрицает нерушимую связь души человека с его телом.
  4. Существование особенных каст: жрецов, шаманов, мастеров и т.д., резко отделенных от остальных людей, которые владеют магическими знаниями и навыками и передают их по наследству, либо по особому посвящению.
  5. Постоянная проповедь разделения всех людей на своих и чужих, высших и низших, посвященных и профанов и т.д., то есть на 2 неравные группы: Избранное меньшинство сверхчеловеков и всех остальных недочеловеков.
  6. Отрицание справедливости, либо отсутствие ее понимания, которое выражается в отвержении загробного воздаяния людям после их смерти. Во многих языческих религиях вместо этого утверждается идея реинкарнации, т.е. вера в переселение душ умерших людей в тела других живых существ. Подобная идея отрицает всякую свободу человека, его вменяемость и личную ответственность за свои деяния.

 

Распространение язычества.

    1. В древности язычество существовало у всех народов.
    2. В особо грубом виде, то есть с реальными человеческими жертвоприношениями язычество сохраняется у многих современных первобытных племен Азии и Африки, Северной и Южной Америки, Австралии и Океании.
    3. Развитые языческие системы современности, т.е. такие, в которых человеческие жертвоприношения являются символическими, распространены в Китае, в Японии, в Индии.

 

В Китае это:

1. Конфуцианство – Кун Фу Цзы (Конфеций) живший в VI в. до н.э., систематизировал древние китайские верования. В основе религии лежит культ предков.

2. Даосизм ~ со II в. до н. э. Проповедь веры в Дао. В основе религии лежит система Пантеизма.

3. Буддизм

 

В Японии это:

1. Синтоизм. В этой религии сочетаются, Пантеизм, вера в безликую силу Синто, с культом предков. Высший бог Аматерасу – богиня солнца, которая почитается, как основательница рода Микадо (или японских императоров).

2. Так же в Японии распространен Буддизм.

 

В Индии это:

Система Индуизма – это множество различных верований совмещающихся друг с другом, в которых сочетаются Политеизм – вера в тысячи богов и Пантеизм – все эти боги являются аватарами или воплощением одной божественной силы – Брахма => переходят друг в друга.

Поклонники Шива

Поклонники Вишну – Кришна (аватар)

 

    1. Буддизм

Возник в VI веке до н. э. на территории Индии в результате модернизации древних индусских верований.

На северо-востоке в государстве  Магадха в долине Ганга. Царевич  – Сиддхартха (при рождении), Шакьямуни (отшельник), Такхаюта (царский род), Гаутама, Будда (получил после откровения).

Единственный наследник  Магадхи ушел из дома и стал отшельником, а после долгих лет отшельничества, ему открылся путь спасения (после  этого он стал именоваться Буддой).

В течение нескольких столетий Буддизм (учение Будды) пытался утвердиться в Индии. К I в. до н.э. Буддизм потерпел поражения и был полностью из Индии вытеснен разными системами Индуизма. На сегодня, Буддистами в Индии являются только выходцы из других стран, но зато к I-II вв. н.э. Буддизм превратился в Мировую Религию. Широко распространился по всему дальневосточному региону и, прежде всего в Мангалоидном мире: Монголия, Непал, Корея, аиланд, Бирма (Ньянма), Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Япония (где Буддизм существует с Синтоизмом), Китай (с Конфуцианством и Даосизмом).

На территории России Буддизм распространен среди некоторых Монголоидных народов: в Калмыкии, в Туве, в Бурятии, поэтому Буддизм законодательно признан одной из четырех традиционных религий нашей страны. В разных странах запада распространяются оккультные учения необуддизма. В основе Буддизма лежит идея полного мироотрицания. Реально существуют лишь Дхармы (дхамны) – невидимые духовные частицы, колебания которых порождают образ всех вещей. Если такие колебания сильные, то они создают представления о плотных материальных вещах, а если колебания слабые, то создаются только духовные предметы: мысли, чувства, души, боги. Боги в Буддизме не всемогущи и не бессмертны и к ним обращаются очень редко. Буддизм проповедует Сансару (реинкарнацию) – учение о переселении душ после смерти, которые могут воплощаться в богов. Эта идея была воспринята из Индуизма. Однако, все, что наблюдается, есть майя (иллюзия) и, по сути, боги, души, люди и сама сансара объявляются майей. В зримой человеческой жизни реально только страдание, которое вызывается майей или колебаниями дхармы. Выход из этого страдания сумел найти и открыть людям в VI веке до н.э. Индузский царевич из Магадхи, ставший отшельником и проповедником => ставший Буддой => цель человека, это следование примеру Будды, который ведет к избавлению от страданий, порожденных майей. Путь Будды это вхождение в Нирвану, это полное угашение всех желаний и стремлений, ведущие к прекращению колебаний дхармы. В Буддизме Нирвана означает фактически полное разложение до бесконечности всего существующего или, что то же самое, иллюзорного.

Нирвана является прекращением всех иллюзий, в том числе иллюзии  переселения душ и собственного существования. С точки зрения Христианства, Нирвана означает окончательное  и бесповоротное отделение духа от тела, разложение и исчезновения духа, то есть завершенное духовное самоубийство и полную гибель души.

Главным объектом поклонения во всех направлениях Буддизма является сам  Будда. Выше всех богов и всех людей. В различных направлениях Буддизма, такими объектами поклонения являются бодхисатвы, то есть люди, являющиеся воплощением Будды.

Ламаизм – особое направление Тибетского Буддизма, который распространен в нашей стране. В Ламаизме поклонением пользуются боги, ставшие воплощением людей. Например, Чингиз – Хан, а так же Ламы – это тоже воплощение Будды, духовные наставники разных степеней вплоть до Далай – Ламы – общепризнанный глава Буддистов – Ламаистов.

 

Формирование  и особенности современного монотеизма.

Монотеистической называют такую  религию, которая проповедует веру в единого Бог, как творца и вседержителя мира.

Современное религиоведение установило, что самой ранней формой религий  в истории человечества был именно монотеизм; Однако, в ранней истории  люди сами отвернулись от единого  Бога, и тогда возникло язычество, при этом у отдельных людей вера в единого Бога продолжала сохраняться. Наконец в истории разваливающийся Вавилонской империи появился человек, с которого начинается история современного монотеизма. Имя этого человека было Авраам.

У истоков современного монотеизма стоит человек, по имени Авраам, который жил в городе Уре – Халдейском в XVIII в. до н.э. Авраам самостоятельно пришел к выводу, что миром управляет единый Бог. Затем получил от Него откровение и служил Ему всей своей жизнью.

Всего выделяют 3 монотеистические религии, которые тесно связаны между собой.

Иудаизм

Христианство

Ислам

Религия еврейского народа, возникшая  с XIV века до н. э. 1313г. до н.э. С события дарования Торы (откровения) единого Бога Израилю, через пророка Моисея на горе Синай при исходе евреев из египетского рабства.

Существует  с I века н.э. С 33 года н.э. С Воскресения Иисуса Христа из мертвых, после его казни на Голгофе в Иерусалиме.

В Христианстве выделяют следующие основные направления:

1. В первую  тысячу лет Христианство оставалось единым, православным.

2. В 1054 году от православия откололся Римский Католицизм.

3. С 1517 года от Католицизма  отделился Протестантизм, который стал дробиться на множество течений и сект: Лютеранство, Англиканство, Баптизм, Пятидесятничество и другие.

4. С конца XIX и в XX веках из протестантизма стали выделяться псевдохрисианские секты, которые называю себя христианскими, но при этом отвергаю все основы христианского вероучения: Иеговисты, Мормоны, Саентологи и др.

Мусульманство – Мировая религия  существующая с VII века н.э. 622 год. С события Хиджры (или бегства, переселения) пророка Мухаммеда из города Мекки в город Медину.

Информация о работе История религии