Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 20:21, доклад
Религиоведение необходимо отличать от:
Теологии (Теос – Бог, логос - наука) – Богословие
Атеизма (безбожие)
Теология занимается обоснованием и защитой взглядов определенной религии.
Атеизм ставит целью отрицание любых религиозных взглядов, доказательства их несостоятельности.
Религиоведение интересует не защита и не опровержение религии, а исследование как религиозных, так и антирелигиозных положений.
К началу I в.н.э. стало затемняться глубокое пророческое понимание Мессии:
Личность Иисуса Христа по церковной традиции.
1-й год (~ 4-й год до н.э.) – рождество Иисуса Христа в семье Иосифа – плотника и Марии, его обручницы остававшейся девой при их прибытии на перепись населения в г.Вифлеем. По приказу Кесаря Августа производилась перепись всего населения Римской империи, а Иосиф и Мария в 28-м поколении из рода Давида и должны были переписаться в его городе. О первых , почти 30-ти годах жизни Иисуса церковная традиция хранит почти полное молчание. Иисус вырос в родном городе Иосифа – Назарете, области Галилея где он стал плотником. В это время появляется Великий Пророк Израиля Иоанн Предтеча, который предсказывает явление Мессии в наступившие дни, и совершает над людьми обряд Крещения или омовения, что бы приготовить их к приходу Мессии. Иоанн Предтеча вышел из среды Ессеев.
30-й год (~ 26-й год н.э.) – Крещение Иисуса пророком Иоанном Предтечей в реке Иордан. С этого момента начинается служение и проповедническая деятельность Иисуса Христа, продолжавшаяся около 3,5 лет до 33-его года, которая началась с области Галилея. У него появляются первые ученики – апостолы, что значит посланники. Апостолы делятся на 2 группы:
1-я группа: ближайших апостолов к Иисусу было 12, с кем в последствии он заключил Новый Завет. Среди Апостолов были: Иоанн, Петр, Иаков, Матфей-мытарь, Симон – зелот, Иуда Искариот.
2-я группа: 70 Апостолов, которых Иисус посылает на проповедь.
В теч.3,5 лет Иисус Христос ходил по Святой Земле и учил поклонению Богу как любви, сотворил во имя Божия бесчисленные чудеса добра и Милосердия: среди них исцеления и воскрешения из мертвых. Иисус утверждал на Земле свое Царство или царство абсолютной Любви и поэтому он часто общался с презираемыми мытарями и блудницами, которые ради него оставили свою грешную жизнь, но оставались презренными в глазах окружающих. При построении Царства Божия Иисус подвергался все возраставшей ненависти, подозрительности и непонимания со стороны всех окружающих. Его люто ненавидели Саддукеи, которых он обличал в пренебрежении религиозными законами и обрядами. Саддукеи боялись, что он поднимет народ на восстание против римлян и тем погубит его. Фарисеи испытывали к нему возраставшее недоверие, так как считали, что он нарушает религиозный закон, общается с мытарями и блудницами и => смущает народ и отводит его от восстания.
Римские завоеватели испытывают к нему все большую подозрительность, опасаясь, что он поднимет восстание. Широкие массы и даже ближайшие ученики испытывают к нему все большее непонимание, поскольку он не призвал поднять восстание.
Страстная неделя месяца нисана
33 год (29 год) Песах совпал
с Шабатом. В Иерусалиме
9 нисана (1 день недели) – вход Иисуса Христа со своими 12 апостолами в Иерусалим для последнего служения и принятия мученической смерти. В этот день его провозглашаю Царем.
10 нисана (2 день недели) – отказ
Иисуса Христа поднять
11 нисана (3 день недели) – Иисус
навсегда покидает храм и
12 нисана (4 день недели) – предательство апостола Иуды Искариот.
13 нисана (5 день недели) – заключение Нового Завета Иисуса Христа с 11 апостолами на тайной вечере (предпасхальном ужине), впервые совершается причастие, преломление хлеба и вина – основа всей церковной литургии, действие, ради которого существует церковь. И которое с того дня совершается в церкви беспрерывно. Арест Иисуса Христа в Гефсиманском сад.
14 нисана (6 день недели) – Суд
Синедриона, признание его решения
царем Ирода Антипой и
15 нисана (7 день недели) – Иисус был мертв, тело находилось в гробнице. Раскрытие смысла субботы или 7 дня творения, в который Господь почил (умер).
16 нисана (8 день недели) – Воскресение Иисуса Христа из мертвых. На 40 день после воскресения – вознесение Иисуса Христа на Масличной или Елеонской горе в Иерусалиме.
На 50 день после Пасхи – Троица. Снисхождение духа святого на Деву Марию и апостолов – Рождение христианской церкви, начало на земле апостольской традиции. С этого дня святой дух передается в церкви на каждого священнослужителя в таинстве рукоположения. Христианская церковь начинает широко входит в мир.
Подходы исторической науки
к личности и деятельности Иисуса Христа
и его роль в истории человечества.
Уже в 2000 лет образ Иисуса Христа продолжает беспрерывно привлекать к себе миллионы людей и о нем написаны и продолжают писаться миллионы книг.
В науке существует 2 основных подхода к личности Иисуса Христа. Историческая школа и мифологическая школа.
Историческая школа.
Начиная с XVIII века появились научные исследования личности и жизни Иисуса Христа. К ней относятся большинство западных и часть советских исследователей.
Давид Штраус – написал в XVIII веке первую ручную биографию об Иисусе Христе.
Эрнест Ренан – в XIX веке написал книгу «Жизнь Иисуса»
Зенон Косидовский – написал сказания евангелистов.
И.С. Свенцицкая и Фридрих Энгельс – они признают историчность личности Иисуса из города Назарета и его проповедей, но при этом они отвергают все его чудеса. И особенно – саму возможность его воскресения => они считают его просто человеком, а значит, отрицают его божественную природу. Эта традиция берет начало от двух древних источников:
1. Талмуд, т.е. священные еврейские комментарии, к Библии, записанные во II – V веках н.э. Талмуд призван был показать, что Иисус не мог быть Мессией, т.к. он умер.
2. Античные языческие философы со II – V вв. н.э. Они считали Иисуса Софистом, т.е философом обманщиком => они отвергали его воскресение, как безумие его учеников и последователей.
Историческая школа накопила множество проблем, неразрешимых противоречий и загадок в самой науке, всю науку о Христе завела в тупик.
Во-первых – если он был простым человеком, т.е. не творил чудес, не воскрес и ни чему новому не учил, то оказывается не объяснимым чудом, почему за ним пошли и идут миллионы людей, в том числе на муки и смерть и почему от него происходи самая великая религия в мире, оказывающая все большее и большее влияние на всю мировую историю.
Историческая школа не способна объяснить само происхождение Христианства, существование церкви Христовой и его влияние на жизнь всего мира.
Во-вторых – историческая школа не способна объяснить огромную силу и притягательность личности Иисуса Христа для всей мировой культуры, которая не ослабевает во все времена.
В-третьих – отвергая его воскрешение из мертвых, о котором сообщают все древние источники, прежде всего Евангелие, историческая школа тем самым призывает им не доверять, но других серьезных источников и сведений о нем не существует.
А значит, историческая школа оказывается не в состоянии привести убедительные и очевидные доказательства самого существования этого человека, т.е. того, что он был вообще.
Мифологическая школа.
К ней принадлежит часть западных исследователей: Бруно Бауэр, Артур Древс, Амброджо Донини, В.И. Ленин, и подавляющее большинство советских историков, для которых установки Ленина были определяющими, обязательными.
Школа возникла в XVIII веке. Она пользуется отсутствием доказательств и не доверяет Евангелию. Они стали отрицать само существование Иисуса Христа => объявили его личность вымыслом, фикцией, мифом.
Тем самым мифологическая школа отрицает человеческую природу Иисуса Христа, но при этом она неизбежна, косвенно, против своего желания подтверждает происхождение Христианства.
Получается, что только одно Христианство, в отличие от всех религий мира, по их утверждению, не имела своим основателем человека, Иисуса Христа => выходило, что Христианство, это единственная религия в мире, которая была создана самим Богом, непосредственно.
Мифологическая школа не способна вразумительно объяснить самого происхождения Христианства и загадку привлекательности образа Иисуса Христа для всей мировой культуры, во все времена.
Мифологическая школа не способна найти никаких убедительных доказательств не существования Иисуса Христа, т.е. того, что его не было.
Таким образом сама наука смогла неопровержимо доказать лишь одно, не подтвердить не опровергнуть Иисуса Христа только научным путем невозможно => вера во Христа всегда была и будет делом свободной совести любого человека, самостоятельным и осознанным выбором каждого из людей в прошлом, настоящем и будущем.
Значение Иисуса Христа
в истории и культуре человечества.
О влиянии на человечество образа Иисуса Христа всегда писали с восхищением самые великие мыслители и художники слова, всего мира.
«Вся история человечества до рождества Христова, была история отдельных народов. Вся история после его рождения является историей Христианства» (А.С. Пушкин)
«Да же те, кто отвергает Христианство, в своих сокровенных мыслях хранят христианские идеалы. Невозможно вообразить идеал выше, чем идеал Христа. Все попытки сделать это были и будут смешными» (Ф.М. Достоевский)
«Для того чтобы быть человеком, надо, чтобы был Бог и чтобы Бог являлся человеком» (И.А. Бердяев)
Величайшие мыслители ни раз указывали, что Иисус Христос есть центр всей всемирной истории, является целью существования человечества и единственным смыслом и оправданием в жизни каждого человека.
«Я есть путь, истина и жизнь» (Иисус Христос)
Оформление Нового Завета.
Примерно с 42 по 96 года, Апостолы записали о том, что видели и слышали, передали наставления своим последователям и таким образом были оформлены книги Нового Завета.
Новый Завет – основополагающая часть священного писания всех христиан, любых направлений.
Новый Завет состоит из 27 произведений записанных по вдохновении Божию на языке койне.
История первой церкви.
Первые поколения христиан не отделяли себя от Иудеев, и Христианство не рассматривалось как отдельная от Иудаизма религия. И евреи, и римские завоеватели, и сами первые христиане рассматривали свою веру, как направление в Иудаизме.
Отделение Христианства от Иудаизма.
1. Деятельность Апостола Павла.
2. Иудейское восстание против Римлян.
1. Деятельность Апостола Павла.
Мечтал служить Богу, и был фарисеем. Смолоду он сал одним из самых образованных людей в религиозном законе.
При жизни он никогда не встречался с Иисусом Христом. Приехал в Иерусалим, когда совершилось воскресение, и был одним из самых яростных гонителей Христиан. После мистической встречи с Иисусом Христом. Павел сал одним из самых яростных приверженцев Христианства и поставил вопрос о широком привлечении ко Христу язычников. Христианам из язычников не нужно принимать Еврейский Закон и совершать обрезание. В 49 году на Соборе всех Апостолов в г. Иерусалиме это было решено, т.е. язычников стали принимать в церковь без обрезания и => Христиане стали отделять себя от Иудаизма.
Сам Апостол Павел основал десятки Христианских общин из язычников и написал к ним множество посланий, в которых впервые обосновал основы Христианского вероучения, и эти 14 посланий церковь признала словом Божьим. В церкви оказалось огромное количество бывших язычников.
2. Иудейское восстание.
В 66-73 годах иудеи подняли мощнейшее восстание против Римлян. Восстание поставило всю империю на грань гибели. В этом восстании приняли участие все еврейские направления кроме христиан. => Христианство не подверглось расправе после восстания, => с этого принятие Христианства евреем до сего дня считается в Иудаизме самым тяжким преступлением для евреев – предательством Бога и своего народа.
Если первые поколения Христиан в основном состояли из евреев, то после этого восстания евреи практически вообще перестали принимать христианство.
Христианская церковь с середины I и до начала IV века.
В Римской империи ~ с середины I века н.э. начались массовые и страшные гонения на христиан.
Причины Гонения.
Число Христиан быстро увеличивалось по всей Российской империи уже в I-ом поколении апостолов. И вскоре на них обрушились жестокие гонения.
а) отказ христиан от массовых потребностей хлеба и зрелищ.
б) закрытость тайн причастия.
Образ жизни христиан, их идеалы и интересы были вызовом всему мироощущению народных масс. А тайна литургии, на которую язычники не имели право даже взирать, питала самые злобные измышления о христианах, как о врагах человеческого рода, => поэтому широкие массы верили любой клевете о христианах, вплоть до обвинения их в каннибализме. И поэтому население стало убивать христиан.