Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:39, курсовая работа
Согласие и несогласие в философии рассматривается с точки зрения «золотого правила», фундаментального правила нравственности. Оно требует от человека в его отношениях с другими людьми руководствоваться такими нормами, которые можно было бы обернуть на самого себя, нормами, по поводу которых он мог бы желать, чтобы ими же руководствовались другие люди в их отношении к нему («Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе»). Обучая вежливому отказу, возражению, протесту, мы формируем одно из нравственных начал в духовных традициях русской культуры.
В настоящее время мы можем отметить многообразие источников и причин социальных несогласий. Это — религиозные, политические, этнические несогласия. Эти несогласия возникают в результате неудовлетворения важных потребностей, составляющих основу существования и развития личности: в творчестве, в безопасности, в благосостоянии, в овладении культурными ценностями и т.п. Любая форма неудовлетворённости личности способна привести к возникновению межличностных, внутригрупповых, межгрупповых и иных несогласий.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы обучения учащихся созданию и использованию жанров несогласия…………………………………………………………………...8
§1. Жанры несогласия (возражение, отказ, протест): опыт жанрологической характеристики……………………………………………………………….…….8
§2. Жанровые особенности возражения……………………………….………….15
Выводы……………………………………………………………………………...18
Глава II. Обучение учащихся жанрам несогласия в условиях общения………..21
§1.Готовность учащихся старших классов к созданию и использованию жанров несогласия в типичных речевых ситуациях………………………………………21
1.1. Исходные положения и организация констатирующего эксперимента……21
1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………...22
§2. Характеристика хода формирующего эксперимента (опытного обучения)..24
§3. Результаты обучения старшеклассников созданию высказываний в жанре возражения………………………………………………………………………….38
3.1. Характеристика критериев для оценки результатов выполнения итогового контрольного задания……………………………………………………..……….38
3.2. Результаты анализа итогового задания формирующего
эксперимента………………………………………………………………………..39
Выводы……………………………………………………………………………...40
Заключение………………………………………………………………………….43
Библиографический список……………………………………
В современной жанрологии выделяются следующие причины возражения:
Таким образом, характер причины зависит от двух факторов: отношение к коммуниканту и убедительность его высказывания (действия).
Одним из важных вопросов для нас является классификация возражений. Анализ научной литературы показал, что возражения классифицируются по следующим критериям:
Как было сказано
раннее, предмет и характер причины
возражения порождает
Коммуникант выражает возражение в помощью таких фраз, как «Нет, ты не прав», «Это не так», «Неверно». Например,
Председатель: Мне пришли сведения, что цены на муку резко возрасли. Это нам на руку.
Николай: Нет, это не так. Сегодня был на рынке. Даже ни на копеечку.
Председатель: Я думаю, всё ещё впереди.
(Фрагмент телесериала «Вчера закончилась война», канал «Россия»)
Возражающий
дополняет, корректирует
Кот Матроскин: И вообще моя корова дала сегодня всего два литра.
Шарик: не два, а три.
(Фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино»)
Цель использования
этой жанровой формы – заявить
о своей противоположной
Докладчик 1: Споры на счёт того, что на Марсе есть жизнь, давно решены. Марс «мёртв».
Докладчик 2: Вы ошибаетесь. Этому нет научного доказательства. В древности люди тоже не верили, что земля круглая!!!!!
(Из речевой практики учащихся)
«Коммуникативная установка такого возражения – показать, в чем заключается несостоятельность какой-либо позиции, обнаружить «слабые места» в рассуждении» [7, 84].
Полежайкин: Здесь получается 2884.
Галина Сергеевна: Нет, Илья! Здесь будет 4226. Вот смотри, это нужно сложить с этим, разделить на 82 и получится так, как у меня, то есть правильно. Понял?
Полежайкин: Ага.
(Фрагмент сериала «Папины дочки», канал «СТС»)
Как показывает анализ ситуаций возражения, жанровых форм огромное количество, которое обусловлено множеством различных ситуаций общения, но мы попытались представить самые основные.
ВЫВОДЫ
1. Отбирая на основе
анализа научных источников
2. Жанры несогласия обладают рядом отличительных признаков, которые позволяют идентифицировать жанровые формы несогласия и отграничивать их от схожих жанров. В характеристику жанров несогласия включены следующие параметры:
- реагирующий характер жанров несогласия, зависимость от предыдущих (инициирующих) высказываний, однако подобная соподчиненность не исключает вариативности речевого поведения коммуниканта и позволяет выбирать наиболее приемлемую форму выражения несогласия для решения коммуникативных задач;
- имплицитный и эксплицитный способы выражения несогласия;
- разнообразие способов и средств структурно-композиционного построения и языкового воплощения (от реплики, состоящей из одного слова-предложения, до контраргументативного полилога) жанров несогласия, которые, с одной стороны, способствуют активизации интеллектуально-речевой деятельности школьников, организации познавательного поиска, с другой, – регулируют степень категоричности несогласия, маркируют дополнительные коммуникативно-методические цели, моделируют речевые действия учителя и ученика для ведения конструктивного диалога в ситуациях несогласия.
3. Существуют различные виды и жанровые формы возражения, которые представлены различными речевыми моделями (языковыми конструкциями). Выбор способа и средств оформления отрицательной реакции в первую очередь определяется характером интенций, реализуемых говорящим, и зависит от предмета несогласия: фактической ошибки, мнения собеседника, оценки, нарушения (дисциплинарного, организационного и др.). Учет этих факторов обеспечивает успешность функционирования жанра возражения.
Эти научные сведения послужили основой для разработки программы опытного обучения школьников созданию и использованию жанровых разновидностей несогласия.
Глава II. Обучение учащихся жанрам несогласия в условиях общения
§1. Готовность учащихся старших классов к созданию и использованию жанров несогласия в типичных речевых ситуациях
Достижение основной цели нашего исследования,
кроме выявления сведений о жанровых
признаках высказываний-
Анкетирование учащихся Тальжинской основной общеобразовательной школы было проведено в период с 25 по 27 апреля 2011 года. Всего в опросе приняли участие 43 ученика 9 классов. Рассмотрим полученные данные.
Предварительно оговорим, что всем участникам эксперимента был предоставлен один и тот же вариант анкеты. Вопросы анкеты не предполагали однозначных ответов, респонденты могли изложить несколько вариантов выполнения задания.
Анкетирование учащихся проводилось с целью определить исходный уровень знаний и актуальности данного жанра в их коммуникативной деятельности.
Представим результаты анкетирования.
Ответы были весьма разнообразны. Безусловно, все респонденты выражали несогласие, но ситуации несогласия различные: недовольство отметкой (40%), объёмом школьной нагрузки (18%), ограничениями со стороны родителей (30%),продукцией в магазине (6%) и др.(6%). Некоторые школьники (24%) не смогли привести пример ситуации, что говорит о недостаточной сформированности знаний о данном жанре.
Ответить на этот вопрос многие учащиеся (86%) затруднились, назвав лишь одну-две причины (противоречивость мнений, неспособность людей адекватно оценивать ситуацию), остальные не назвали ни одной причины (14%), что также говорит о недостаточном знании школьников.
Остальные 14% учащихся затруднились ответить.
Определяя способы выражения несогласия в этих ситуациях, ученики отметили несколько способов выражения несогласия и разрешения ситуации.
Ситуация №1 (Ученик решил у доски задачу, его ответ не совпадает с ответами учащихся. Но он говорит, что это весь класс ошибается. Как быть учителю?):
Ситуация №2 (Вы с друзьями посетили кинотеатр. Вам очень понравился фильм, но Ваши друзья утверждают, что фильм провальный, а игра актёров бездарная. Как Вы защитите свою точку зрения?):