Жанр возражения в современной коммуникации и методика его изучения на речевом занятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Согласие и несогласие в философии рассматривается с точки зрения «золотого правила», фундаментального правила нравственности. Оно требует от человека в его отношениях с другими людьми руководствоваться такими нормами, которые можно было бы обернуть на самого себя, нормами, по поводу которых он мог бы желать, чтобы ими же руководствовались другие люди в их отношении к нему («Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе»). Обучая вежливому отказу, возражению, протесту, мы формируем одно из нравственных начал в духовных традициях русской культуры.
В настоящее время мы можем отметить многообразие источников и причин социальных несогласий. Это — религиозные, политические, этнические несогласия. Эти несогласия возникают в результате неудовлетворения важных потребностей, составляющих основу существования и развития личности: в творчестве, в безопасности, в благосостоянии, в овладении культурными ценностями и т.п. Любая форма неудовлетворённости личности способна привести к возникновению межличностных, внутригрупповых, межгрупповых и иных несогласий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы обучения учащихся созданию и использованию жанров несогласия…………………………………………………………………...8
§1. Жанры несогласия (возражение, отказ, протест): опыт жанрологической характеристики……………………………………………………………….…….8
§2. Жанровые особенности возражения……………………………….………….15
Выводы……………………………………………………………………………...18
Глава II. Обучение учащихся жанрам несогласия в условиях общения………..21
§1.Готовность учащихся старших классов к созданию и использованию жанров несогласия в типичных речевых ситуациях………………………………………21
1.1. Исходные положения и организация констатирующего эксперимента……21
1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………...22
§2. Характеристика хода формирующего эксперимента (опытного обучения)..24
§3. Результаты обучения старшеклассников созданию высказываний в жанре возражения………………………………………………………………………….38
3.1. Характеристика критериев для оценки результатов выполнения итогового контрольного задания……………………………………………………..……….38
3.2. Результаты анализа итогового задания формирующего
эксперимента………………………………………………………………………..39
Выводы……………………………………………………………………………...40
Заключение………………………………………………………………………….43
Библиографический список……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_moya.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

Ученица Громова: Спасибо Ане за доклад, но позвольте  возразить. Пушкин родился не в 1899, а  в 1799 году. И ещё: как Аня говорила, что огромную роль сыграли отец и  няня. Но ещё хочется отметить дядю Александра Сергеевича, который также был известным поэтом в те времена.

Учитель: Спасибо, Полина за информацию, а также за то, что не прервала докладчика и выразила свои возражения после прочтения».

Следовательно, высказывания на эту тему для них более актуальны и интересны.

В своих работах учащиеся показали средства вежливого выражения  возражения, используя соответственные языковые формулы («Позвольте возразить…», «Я хочу возразить…», «Извините, но я возражу…» и т.д.) Но, не смотря на эти фразы-клише, высказывания были «живыми». Практически во всех образцах (90%) соблюдена структура высказывания (вводная речевая конструкция - суть возражения - аргументация) и достигнута коммуникативная цель.

Таким образом, можно  говорить о том, что старшеклассники – участники эксперимента стремились в своих работах выразить возражение вежливо, и аргументировано и, следовательно, при создании в реальной ситуации смогут его деликатно выразить.

Результаты формирующего эксперимента позволили выявить  основные трудности, возникающие при создании высказывания в жанре возражения. Некоторые учащиеся недостаточно сформировали умения разграничивать возражение  и отказ. В связи с этим в некоторых работах можно найти высказывания в жанре отказа и его формах.

Главным достижением экспериментальной работы мы считаем совершенствование коммуникативной культуры учащихся через формирование знаний о создании высказываний в жанре возражения, и применение этих знаний в речевой практике.

ВЫВОДЫ

  1. Для разработки результативной модели обучения старшеклассников создавать и использовать жанр возражения нам потребовалось провести констатирующий эксперимент. В ходе анкети<span class="da

Информация о работе Жанр возражения в современной коммуникации и методика его изучения на речевом занятии