Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:39, курсовая работа
Согласие и несогласие в философии рассматривается с точки зрения «золотого правила», фундаментального правила нравственности. Оно требует от человека в его отношениях с другими людьми руководствоваться такими нормами, которые можно было бы обернуть на самого себя, нормами, по поводу которых он мог бы желать, чтобы ими же руководствовались другие люди в их отношении к нему («Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе»). Обучая вежливому отказу, возражению, протесту, мы формируем одно из нравственных начал в духовных традициях русской культуры.
В настоящее время мы можем отметить многообразие источников и причин социальных несогласий. Это — религиозные, политические, этнические несогласия. Эти несогласия возникают в результате неудовлетворения важных потребностей, составляющих основу существования и развития личности: в творчестве, в безопасности, в благосостоянии, в овладении культурными ценностями и т.п. Любая форма неудовлетворённости личности способна привести к возникновению межличностных, внутригрупповых, межгрупповых и иных несогласий.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы обучения учащихся созданию и использованию жанров несогласия…………………………………………………………………...8
§1. Жанры несогласия (возражение, отказ, протест): опыт жанрологической характеристики……………………………………………………………….…….8
§2. Жанровые особенности возражения……………………………….………….15
Выводы……………………………………………………………………………...18
Глава II. Обучение учащихся жанрам несогласия в условиях общения………..21
§1.Готовность учащихся старших классов к созданию и использованию жанров несогласия в типичных речевых ситуациях………………………………………21
1.1. Исходные положения и организация констатирующего эксперимента……21
1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………...22
§2. Характеристика хода формирующего эксперимента (опытного обучения)..24
§3. Результаты обучения старшеклассников созданию высказываний в жанре возражения………………………………………………………………………….38
3.1. Характеристика критериев для оценки результатов выполнения итогового контрольного задания……………………………………………………..……….38
3.2. Результаты анализа итогового задания формирующего
эксперимента………………………………………………………………………..39
Выводы……………………………………………………………………………...40
Заключение………………………………………………………………………….43
Библиографический список……………………………………
В завершении теоретико-практической работы учитель обобщает всё сказанное. Данный материал послужит базой для следующего урока, а также для проведения ролевой игры. Приведём фрагмент обобщающего слова учителя:
1. Выражая несогласие, говорящий может открыто, прямо, эксплицитно демонстрировать свое коммуникативное намерение, в таком случае мы говорим о прямом способе воздействия, однако речевой опыт показывает, что для реализации высказываний с интенцией несогласия чаще применяется имплицитная, скрытая, косвенная форма воздействия (непрямая коммуникация).
2. Поскольку,
выражая несогласие, коммуникант
не столько информирует о
3. Интонация
и средства пантомимики,
В качестве завершающего задания была выбрана ролевая игра, которая формирует практические умения создавать высказывания в жанрах несогласия.
Правила игры: учащимся предлагается разыграть ситуации несогласия. Класс разделяется на 4 группы - ОТКАЗ, ОПРОВЕРЖЕНИЕ, ВОЗРАЖЕНИЕ, ПРОТЕСТ. Каждой группе нужно придумать и разыграть ситуацию, используя данный жанр.
Время на подготовку отводилось три минуты, что позволило оценить, насколько ученики усвоили материал.
В качестве домашнего задания была выбрана поисковая работа: учащимся нужно было найти ситуации возражения (из художественной литературы, кинофильмов, телепередач и т.д.), определить его жанровую форму и оценить поведение коммуникантов (по три ситуации каждому ученику).
В заключительном слове учитель подвёл итог занятию, а также обозначил перспективу следующего урока.
УРОК №2.
Тема: «Позвольте возразить!» (Жанр возражения и его жанрообразующие признаки)
Обучающие задачи:
- расширить сведения о жанровых формах несогласия;
- дать представление о специфических признаках возражения;
- выявить основные компоненты жанра возражения, взаимосвязь между ними и условия их взаимодействия, приводящие к конфликтному или конструктивному общению;
ХОД УРОКА:
В вводном слове учитель напоминает о том, что было изучено на прошлом уроке и обозначает перспективу.
В качестве первого задания нами был выбран анализ видеофрагмента сериала «Папины дочки». В ходе анализа учащимся предлагается выполнить следующие задания:
- выявить круг жанров, используемых в споре героев;
- определить самый частотный ЖН и выяснить причины его распространенности;
- объяснить редкие случаи использования других ЖН.
Ученики определяют самый частотный ЖН – возражение. В ходе беседы устанавливаются следующие причины распространенности возражения: общение диалогично по сути. Реагируя на высказывание, соглашаясь или не соглашаясь, коммуникант выстраивает диалог, однако диалогообразующей функцией в большей степени обладает возражение, риторически грамотно выстроенный жанр возражения способствует продолжению общения, а не ведет к его прекращению, как жанры отказа и протеста.
С целью выявить признаки возражения учащиеся знакомятся с классификацией видов возражения (она представлена в качестве раздаточного материала). В ходе работы важно подвести студентов к выявлению видов возражений, терминология которых общепризнанна, а также необходимо выделить (в таблице подчеркнуть красным цветом) те виды возражений, которые являются конфликтогенными.
Таблица имеет следующий вид:
Таблица 1. Классификация возражений
1. По способу воздействия | |||||
косвенные |
прямые | ||||
2. По средства выражения | |||||
вербальные |
голосовые |
пантомимические |
смешанные | ||
3. По подготовленности речи | |||||
подготовленные |
неподготовленные | ||||
4. По этикетным свойствам | |||||
вежливые |
невежливые | ||||
5. По степени категоричности | |||||
некатегоричные |
категоричные | ||||
6. По коммуникативной перспективе | |||||
конструктивные |
деструктивные | ||||
7. По типу текста | |||||
аргументативные |
с элементами аргументации |
неаргументативные |
При составлении классификации видов возражения заостряется внимание учащихся на пункте 7. Учитель сообщает, что совпадение структуры возражения с развернутой структурой аргументативного текста (тезис – аргументы – вывод) позволяет говорить об аргументативных возражениях, соответственно, если в структуру входит только тезис или аргумент, то мы имеем дело с элементами аргументации, при наличии только речевых формул несогласия – с неаргументативными жанрами.
Выполнение второго задания основывается на материалах домашнего задания предыдущего урока. Это задание позволяет выявить жанровые особенности возражений.
Ученикам предлагается представить свои речевые ситуации, которые они подготовили в качестве домашнего задания. Каждую из ситуаций они анализируют по определённым параметрам: 1) тип ситуации несогласия; 2) причины и предмет возражения; 3) жанровую форму возражения и способ выражения (косвенный – прямой, вежливый – невежливый; вербальные – невербальные средства; наличие – отсутствие элементов аргументации). Полученные данные вносятся в таблицу 2 «Жанровые признаки возражения», на основе которой выясняются условия успешного использования возражения.
Один пример предлагает учитель:
Текст 1.4
Марья Антоновна: Ах, маменька, вам нейдёт палевое!
Анна Андреевна: Мне палевое нейдёт?
Марья Антоновна: Нейдёт; что угодно даю – нейдёт: для этого нужно, чтобы глаза были совсем тёмные.
Анна Андреевна: Вот хорошо! А у меня глаза разве не тёмные? Самые тёмные. Какой вздор говорит! как же не тёмные, когда я и гадаю про себя на трефовую даму.
Марья Антоновна: Ах, маменька, вы больше червонная дама.
Анна Андреевна: Пустяки, совершенные пустяки! Я никогда не была червонная дама. (Поспешно уходит вместе с Марьей Антоновной и говорит за сценою.) Этакое вдруг вообразится! Червонная дама! Бог знает что такое!
Таблица 2. «Жанровые признаки возражения»
Причина возражения |
Предмет возражения |
Жанровая форма возражения, способ выражения |
Личностно-психологическая (негативное отношение к мнению дочери). |
Нарушение устоявшихся убеждений возражающего |
Возражение-несогласие. Выражается с помощью языковые и несловесные средства (интонация), которые демонстрируют авторитарное поведение. |
Затем учащиеся коллективно (под руководством учителя) составляют памятку для возражающего [7, 172]
Памятка «Правила для возражающего»
Завершающим заданием является третье (контрольное) задание – письменно создать диалог (если необходимо, то полилог), используя возражение, отвечающее всем требованиям, предъявляемым к данному жанру. Задание выполняется в парах, в конце урока несколько ситуаций разыгрываются. Они коллективно обсуждаются и анализируются учащимися по следующим параметрам: 1) является ли созданное высказывание возражением, то есть соответствует ли оно основным структурно-смысловым компонентам жанра; 2) какие интенции реализует возражающий; 3) достигнуты ли предполагаемые цели; 4) какими способами и средствами оформляется возражение; 5) целесообразны выбранные средства выражения возражения; 6) соблюдены ли требования речевого этикета.
При подведении итогов участники обучения отмечают следующее: во-первых, возражения широко распространены в коммуникативной практике; во-вторых, при их возникновении необходимо стремиться к психологически комфортному общению, к такой форме выражения несогласия, когда не ущемляется чувство человеческого достоинства, проявляется уважение к иной точке зрения и, в-третьих, выбор формы, содержания, языкового воплощения возражения зависит от специфики речевой ситуации.
Таким образом, ход экспериментального занятия показал, что обучение старшеклассников технологии создания высказывания в жанре возражения является востребованным, так как способствует повышению коммуникативной культуры учащихся и эффективности общения.
§3. Результаты обучения старшеклассников созданию высказываний в жанре возражения
Реализовав формирующий
эксперимент, мы получили возможность
проверить уровень
На том основании, что в процессе формирующего эксперимента обучались старшеклассники, принимавшие участие в констатирующем срезе, мы имеем возможность проследить постепенное формирование соответствующих знаний и умений и оценить эффективность обучения.
Представим ход анализа и полученные данные.
3.1. Характеристика критериев для оценки результатов выполнения итогового контрольного задания
Результаты формирующего эксперимента мы отслеживали с помощью организации итогового контрольного задания. Характер итогового задания был обусловлен доступной формой его выполнения, а именно письменным, что способствовало максимальному выявлению полученных студентами знаний, а также творческому подходу к выполнению задания.
Для оценки полученных результатов, зафиксированных в письменных работах учащихся, потребовалось выделить критерии. При отборе мы руководствовались потребностью обозначить параметры, позволяющие проанализировать высказывания в жанре возражения с точки зрения жанровых особенностей, а также с точки зрения речевого этикета. Работы учащихся оценивались по следующим критериям:
1) соответствие высказывания жанру возражения, то есть, соответствует ли оно основным структурно-смысловым компонентам жанра;
2) реализация интенции, задуманной коммуникантами;
3) целесообразность выбранных средств выражения возражения;
4) соблюдение требований речевого этикета.
Таким образом, как видно из представленной системы критериев для анализа письменных работ участников формирующего эксперимента, в ходе оценки результатов экспериментальной работы предполагалось выяснить, каков уровень сформированности коммуникативных умений студентов к созданию высказываний в жанре возражения.
3.2. Результаты анализа итогового задания формирующего
эксперимента
В ходе анализа письменных работ можно отметить тот факт, что многие учащиеся в качестве высказываний в жанре возражения привели высказывания на общественно-значимые и школьные темы, в то время как при анкетировании в качестве примеров приводились ситуации на бытовые темы.
«Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. И расскажет нам некоторые биографические факты Аня Назаренко.
Ученица Назаренко: Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1899 года в городе Москве. Его семья с детства прививала ему любовь к слову, быть может, поэтому он вырос таким гениальным человеком. Огромную роль в его творческом развитии играли отец Василий Львович и няня Арина Родионовна. ‹…›