Жанр возражения в современной коммуникации и методика его изучения на речевом занятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Согласие и несогласие в философии рассматривается с точки зрения «золотого правила», фундаментального правила нравственности. Оно требует от человека в его отношениях с другими людьми руководствоваться такими нормами, которые можно было бы обернуть на самого себя, нормами, по поводу которых он мог бы желать, чтобы ими же руководствовались другие люди в их отношении к нему («Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе»). Обучая вежливому отказу, возражению, протесту, мы формируем одно из нравственных начал в духовных традициях русской культуры.
В настоящее время мы можем отметить многообразие источников и причин социальных несогласий. Это — религиозные, политические, этнические несогласия. Эти несогласия возникают в результате неудовлетворения важных потребностей, составляющих основу существования и развития личности: в творчестве, в безопасности, в благосостоянии, в овладении культурными ценностями и т.п. Любая форма неудовлетворённости личности способна привести к возникновению межличностных, внутригрупповых, межгрупповых и иных несогласий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы обучения учащихся созданию и использованию жанров несогласия…………………………………………………………………...8
§1. Жанры несогласия (возражение, отказ, протест): опыт жанрологической характеристики……………………………………………………………….…….8
§2. Жанровые особенности возражения……………………………….………….15
Выводы……………………………………………………………………………...18
Глава II. Обучение учащихся жанрам несогласия в условиях общения………..21
§1.Готовность учащихся старших классов к созданию и использованию жанров несогласия в типичных речевых ситуациях………………………………………21
1.1. Исходные положения и организация констатирующего эксперимента……21
1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………...22
§2. Характеристика хода формирующего эксперимента (опытного обучения)..24
§3. Результаты обучения старшеклассников созданию высказываний в жанре возражения………………………………………………………………………….38
3.1. Характеристика критериев для оценки результатов выполнения итогового контрольного задания……………………………………………………..……….38
3.2. Результаты анализа итогового задания формирующего
эксперимента………………………………………………………………………..39
Выводы……………………………………………………………………………...40
Заключение………………………………………………………………………….43
Библиографический список……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_moya.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)



 

В завершении теоретико-практической работы учитель обобщает всё сказанное. Данный материал послужит базой для следующего урока, а также для проведения ролевой игры. Приведём фрагмент обобщающего слова учителя:

1. Выражая несогласие, говорящий может открыто, прямо, эксплицитно демонстрировать свое коммуникативное намерение, в таком случае мы говорим о прямом способе воздействия, однако речевой опыт показывает, что для реализации высказываний с интенцией несогласия чаще применяется имплицитная, скрытая, косвенная форма воздействия (непрямая коммуникация).

2. Поскольку,  выражая несогласие, коммуникант  не столько информирует о своем  несогласии, сколько пытается воздействовать  на собеседника, изменить его  речевое поведение, то для успешной  реализации коммуникативной цели  вербальное воздействие усиливается за счет невербальных средств общения. 

3. Интонация  и средства пантомимики, выступая  в качестве формы выражения несогласия, могут явиться причиной несогласия, если они не соответствуют нормам этикетного речевого поведения.

В качестве завершающего задания была выбрана ролевая игра, которая формирует практические умения создавать высказывания в жанрах несогласия.

Правила игры: учащимся предлагается разыграть ситуации несогласия. Класс разделяется на 4 группы - ОТКАЗ, ОПРОВЕРЖЕНИЕ, ВОЗРАЖЕНИЕ, ПРОТЕСТ. Каждой группе нужно придумать и разыграть ситуацию, используя данный жанр.

Время на подготовку отводилось три минуты, что позволило оценить, насколько ученики усвоили материал.

В качестве домашнего задания была выбрана поисковая работа: учащимся нужно было найти ситуации возражения (из художественной литературы, кинофильмов, телепередач и т.д.), определить его жанровую форму и оценить поведение коммуникантов (по три ситуации каждому ученику).

  В заключительном слове учитель подвёл итог занятию, а также обозначил перспективу следующего урока.

 

УРОК №2.

Тема: «Позвольте возразить!» (Жанр возражения и его жанрообразующие признаки)

Обучающие задачи:

-   расширить сведения о жанровых формах несогласия;

-   дать представление о специфических признаках возражения;

- выявить основные  компоненты жанра возражения, взаимосвязь  между ними и условия их  взаимодействия, приводящие к конфликтному  или конструктивному общению; 

ХОД УРОКА:

В вводном слове учитель напоминает о том, что было изучено на прошлом уроке и обозначает перспективу.

В качестве первого задания нами был выбран анализ видеофрагмента сериала «Папины дочки». В ходе анализа учащимся предлагается выполнить следующие задания:

-     выявить круг жанров, используемых в споре героев;

- определить самый частотный ЖН и выяснить причины его распространенности;

- объяснить редкие  случаи использования других  ЖН.

Ученики определяют самый  частотный ЖН – возражение. В ходе беседы устанавливаются следующие причины распространенности возражения: общение диалогично по сути. Реагируя на высказывание, соглашаясь или не соглашаясь, коммуникант выстраивает диалог, однако диалогообразующей функцией в большей степени обладает возражение, риторически грамотно выстроенный жанр возражения способствует продолжению общения, а не ведет к его прекращению, как жанры отказа и протеста.

С целью выявить признаки возражения учащиеся знакомятся с классификацией видов возражения (она представлена в качестве раздаточного материала). В ходе работы важно подвести студентов к выявлению видов возражений, терминология которых общепризнанна, а также необходимо выделить (в таблице подчеркнуть красным цветом) те виды возражений, которые являются конфликтогенными.

Таблица имеет следующий  вид:

Таблица 1. Классификация  возражений

1. По способу воздействия

косвенные

прямые

2. По средства выражения

вербальные

голосовые

пантомимические

смешанные

3. По подготовленности речи

подготовленные

неподготовленные

4. По этикетным свойствам

вежливые

невежливые

5. По степени категоричности

некатегоричные

категоричные

6. По коммуникативной перспективе

конструктивные

деструктивные

7. По типу текста

аргументативные

с элементами аргументации

неаргументативные


 

При составлении классификации  видов возражения заостряется внимание учащихся на пункте 7. Учитель сообщает, что совпадение структуры возражения с развернутой структурой аргументативного текста (тезис – аргументы – вывод) позволяет говорить об аргументативных возражениях, соответственно, если в структуру входит только тезис или аргумент, то мы имеем дело с элементами аргументации, при наличии только речевых формул несогласия – с неаргументативными жанрами.

Выполнение второго задания основывается на материалах домашнего задания предыдущего урока. Это задание позволяет выявить жанровые особенности возражений.

Ученикам предлагается представить свои речевые ситуации, которые они подготовили в качестве домашнего задания. Каждую из ситуаций они анализируют по определённым параметрам: 1) тип ситуации несогласия; 2) причины и предмет возражения; 3) жанровую форму возражения и способ выражения (косвенный – прямой, вежливый – невежливый;  вербальные – невербальные средства; наличие – отсутствие элементов аргументации). Полученные данные вносятся в таблицу 2 «Жанровые признаки возражения», на основе которой выясняются условия успешного использования возражения.

Один пример предлагает учитель:

 

Текст 1.4

Марья Антоновна: Ах, маменька, вам нейдёт палевое!

Анна Андреевна: Мне палевое нейдёт?

Марья Антоновна: Нейдёт; что угодно даю – нейдёт: для этого нужно, чтобы глаза были совсем тёмные.

Анна Андреевна: Вот хорошо! А у меня глаза разве не тёмные? Самые тёмные. Какой вздор говорит! как же не тёмные, когда я и гадаю про себя на трефовую даму.

Марья Антоновна: Ах, маменька, вы больше червонная дама.

Анна Андреевна: Пустяки, совершенные пустяки! Я никогда не была червонная дама. (Поспешно уходит вместе с Марьей Антоновной и говорит за сценою.) Этакое вдруг вообразится! Червонная дама! Бог знает что такое!

Таблица 2. «Жанровые  признаки возражения»

 

Причина возражения

Предмет возражения

Жанровая форма возражения, способ выражения

Личностно-психологическая (негативное отношение к мнению дочери).

Нарушение устоявшихся  убеждений возражающего

Возражение-несогласие. Выражается с помощью языковые и  несловесные средства (интонация), которые демонстрируют авторитарное поведение.


 

 

Затем учащиеся коллективно (под руководством учителя) составляют памятку  для возражающего [7, 172]

 

Памятка «Правила для возражающего»

  1. Возражение должно быть вежливым. Возражая, следи за интонацией.
  2. Если предметом возражения является мнение, то используй прямое возражение, аргументируй свою точку зрения. При обмене мнениями, используй прием переадресации.
  3. Возражая,  приводи разные типы аргументов, усиливай убедительность речи.
  4. Если предметом возражения является фактическая ошибка, вопросы поведения, организации урока, то предпочтительнее использовать косвенный способ воздействия.
  5. Если возражение выражается косвенным способом, то аргументы можно не приводить.
  6. Возражай по существу, если причина возражения – личность говорящего, оцени,  уместно ли возражение. Избегай делать предметом возражения личность говорящего.  

Завершающим заданием является третье (контрольное) задание – письменно создать диалог (если необходимо, то полилог), используя возражение, отвечающее всем требованиям, предъявляемым к данному жанру. Задание выполняется в парах, в конце урока несколько ситуаций разыгрываются. Они коллективно обсуждаются и анализируются учащимися по следующим параметрам: 1) является ли созданное высказывание возражением, то есть соответствует ли оно основным структурно-смысловым компонентам жанра; 2) какие интенции реализует возражающий; 3) достигнуты ли предполагаемые цели; 4) какими способами и средствами оформляется возражение; 5) целесообразны выбранные средства выражения возражения; 6) соблюдены ли требования речевого этикета.

При подведении итогов участники обучения отмечают следующее: во-первых, возражения широко распространены в коммуникативной практике; во-вторых, при их возникновении необходимо стремиться к психологически комфортному общению, к такой форме выражения несогласия, когда не ущемляется чувство человеческого достоинства, проявляется уважение к иной точке зрения и, в-третьих, выбор формы, содержания, языкового воплощения возражения зависит от специфики речевой ситуации.

Таким образом, ход экспериментального занятия показал, что обучение старшеклассников технологии создания высказывания в жанре возражения является востребованным, так как способствует повышению коммуникативной культуры учащихся и эффективности общения.

 

 

§3. Результаты обучения старшеклассников созданию высказываний в жанре возражения

Реализовав формирующий  эксперимент, мы получили возможность  проверить уровень сформированности знаний и коммуникативных умений студентов и эффективность разработанной модели обучения. Для этого мы проанализировали письменные материалы итогового задания (в количестве 18 работ).

На том основании, что  в процессе формирующего эксперимента обучались старшеклассники, принимавшие участие в констатирующем срезе, мы имеем возможность проследить постепенное формирование соответствующих знаний и умений и оценить эффективность обучения.

Представим ход анализа  и полученные данные.

3.1. Характеристика критериев для оценки результатов выполнения итогового контрольного задания

 

Результаты формирующего эксперимента мы отслеживали с помощью  организации итогового контрольного задания. Характер итогового задания был обусловлен доступной формой его выполнения, а именно письменным, что способствовало максимальному выявлению полученных студентами знаний, а также творческому подходу к выполнению задания.

Для оценки полученных результатов, зафиксированных в письменных работах учащихся, потребовалось выделить критерии. При отборе мы руководствовались потребностью обозначить параметры, позволяющие проанализировать высказывания в жанре возражения с точки зрения жанровых особенностей, а также с точки зрения речевого этикета. Работы учащихся оценивались по следующим критериям:

1) соответствие высказывания жанру возражения, то есть, соответствует ли оно основным структурно-смысловым компонентам жанра;

2) реализация интенции, задуманной коммуникантами;

3) целесообразность выбранных средств выражения возражения;

4) соблюдение требований речевого этикета.

Таким образом, как видно из представленной системы критериев для анализа письменных работ участников формирующего эксперимента, в ходе оценки результатов экспериментальной работы предполагалось выяснить, каков уровень сформированности коммуникативных умений студентов к созданию высказываний в жанре возражения.

3.2. Результаты анализа итогового задания формирующего

эксперимента

В ходе анализа письменных работ можно отметить тот факт, что многие учащиеся в качестве высказываний в жанре возражения привели высказывания на общественно-значимые и школьные темы, в то время как при анкетировании в качестве примеров приводились ситуации на бытовые темы.

«Учитель: Сегодня  на уроке мы познакомимся с творчеством  великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. И расскажет нам некоторые биографические факты Аня Назаренко.

Ученица Назаренко: Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1899 года в городе Москве. Его семья с детства прививала ему любовь к слову, быть может, поэтому он вырос таким гениальным человеком. Огромную роль в его творческом развитии играли отец Василий Львович и няня Арина Родионовна. ‹…›

Информация о работе Жанр возражения в современной коммуникации и методика его изучения на речевом занятии