Культура речевого поведения в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 17:09, реферат

Краткое описание

Что же такое семья? Семья́ — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….....3
1. Общение в современном обществе………………………………………………..4
1.1. Понятие общение………………………………………………………..…...4
1.2. Виды общения…………………………………………………………..……5
1.3. Функции современного общения……………………………………….....10
2. Как вести себя в кругу семьи……………………………………………………..12
2.1. Несколько поколений «под одной крышей»……………………………...13
2.2. Молодая семья…………………………………………………………….…15
2.3. Правила поведения в семье……………………………………………...…17
3. «Семейный язык»………………………………………………………………….20
3.1. Особенности мужского общения…………………………………………..21
3.2. Особенности женского общения…………………………………………..23
3.3. Некоторые фразы «семейного языка»…………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………………...30
Список литературы…………………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

реферат риторика.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Самостоятельные понятия у детей начинают формироваться в возрасте 11-12 лет, и именно в этом возрасте дети начинают понимать, что прямые указания типа "Придешь к 9 вечера!", "Садись учить уроки!" и др. - грубые. Дети начинают отвергать их. Взрослые часто жалуются, что в этом возрасте дети начинают грубить. Так вот, если быть объективным, это не дети начинают грубить, а взрослые: ведь именно взрослые продолжают употреблять бесцеремонные указания, которые уже вызывают естественное отторжение детей. Родители должны понимать, что в этом возрасте в общении с ребенком надо переходить на общение косвенное, как с взрослыми - он уже вырос и оттенки вежливости стал понимать.

  1. Зависимость понимания от жизненного опыта.

Чтобы правильно  понять косвенный смысл высказывания, необходимо иметь опыт анализа аналогичных, предметных ситуаций, иметь общие фоновые знания относительно типовых ситуаций.

  1. Зависимость понимания от пола.

Любопытно, что  женщины гораздо лучше мужчин понимают смысл косвенных высказываний. Они более наблюдательны к  речи собеседника, у них более развитый звуковысотный слух (они различают гораздо больше оттенков интонации, чем мужчины), поэтому лучше понимают косвенные высказывания.

  1. Понимание косвенных высказываний в большой степени зависит от непосредственно предшествовавшего опыта (ситуации, настроения, предметных действий, непосредственных мыслей и др.). Так, вопрос жены "Как дела на работе?" мужчина может понять так: "Как она пронюхала про Кэтрин?"; другой пример: юноша собирается на дискотеку, и мать ему говорит:   "Желаю   тебе,   как   следует   повеселиться!",   на   что   он с раздражением отвечает: "Почему ты опять указываешь мне, что я должен делать?".

В некоторых  коммуникативных ситуациях косвенное  общение малоэффективно, а иногда и просто противопоказано. Не следует  отдавать косвенные указания тем, кто обязан выполнять любое ваше распоряжение (например, начальник не должен говорить секретарше "не могли бы вы напечатать...", он должен распоряжаться вежливо, но прямо). Косвенные распоряжения неприменимы в армии - из-за многозначности, возможности противоречивой интерпретации. Косвенное общение неприменимо в аварийных, экстремальных ситуациях, где надо распоряжаться быстро, кратко и однозначно. Косвенно нельзя общаться с маленькими детьми.

1.3. Функции современного общения

Функции общения  в современном обществе разнообразны. Можно выделить следующие функции: социальные (связанные с потребностями общества в целом), социально-психологические (связанные с общественными потребностями личности) и индивидуально-психологические (связанные с индивидуальными потребностями личности); кроме того, нельзя не указать и на биологические функции общения, связанные с реализацией потребности личности к выживанию, самосохранению.

Социальные функции общения. Язык функционирует в обществе как средство обмена информацией для совместного труда, координации деятельности членов общества и для управления совместной деятельностью.

Общение также  выполняет функцию передачи знаний, опыта, способов действия, является инструментом передачи опыта: можно рассказать о том, как что-то надо сделать. С изобретением 6 тыс. лет назад письменности эта функция приобрела особую важность: стало возможным записывать способы действия, знания и передавать их от поколения к поколению в отчужденной форме. На этой функции общения основано все обучение, отношения рассказывающего учителя и слушающего ученика.

Общение выступает  как средство оценки деятельности человека, в общении друг с другом люди узнают, как оценивается их деятельность обществом.

Общение выступает  как средство формирования норм общественного поведения. В общении люди сообщают друг другу о принятых в обществе или социальной группе нормах поведения, фиксируют и обсуждают отклонения от этих норм. В общении формируется общественное мнение о поведении отдельных общественных групп и отдельных членов социума. Общественное мнение - это "ходящие" в обществе опенки деятельности   его членов.

Социально-психологические функции  общения. Эти функции связаны с реализацией общественных потребностей личности. К ним относятся:

  • Функция        коммуникативного        самовыражения        личности, коммуникативной самореализации: человеку необходимо, чтобы в обществе было известно о его взглядах, мнениях, позиции по тому или иному вопросу. Общение выступает средством такой коммуникативной самореализации - человеку приятно, что его выслушали, его мнением поинтересовались, поняли его позицию - это доставляет ему благоприятное психическое переживание. Лишение возможности сообщать свои мнения другим может очень переживаться и приводить к тяжелым последствиям для личности, особенно в пожилом возрасте. Потребность писать мемуары, выступать перед молодежью базируются на необходимости реализации именно названной выше функции общения - функции самореализации личности.
  • Функция отождествления себя с группой. Человеку необходимо общаться с себе подобными, и прежде всего - с людьми, которых он считает людьми своего круга; людям нужно поговорить со "своими", чтобы продемонстрировать, подтвердить свою принадлежность к группе, показать, что я "свой" и по-прежнему нахожусь в группе;
  • Функция противопоставления себя какой-либо группе. Ведя себя строго в соответствии с некоторыми групповыми правилами, человек показывает, что он - из другой группы .
  • Функция познания людьми друг друга. Через общение люди составляют впечатление друг о друге, выделяют дифференциальные черты, индивидуализируют друг друга. Для того чтобы получить эмоциональное впечатление о человеке, сформировать к нему эмоциональное отношение, оценить его личностные, человеческие качества, с ним необходимо поговорить.
  • Функция формирования и развития межличностных отношений. Общение выступает средством формирования определенных отношений между людьми - деловых, официальных, дружеских; как служебные, так и личные отношения людей во многом определяются характером их общения. Все члены общества должны общаться между собой, чтобы поддерживать те или иные социальные отношения, их объединяющие.

Индивидуально-психологические функции  общения. Эти функции общения связаны с удовлетворением человеком его сугубо индивидуальных потребностей - как личности, как социального и биологического индивида.

Общение необходимо человеку для формирования сознания. Дети, воспитанные животными и не овладевшие языком, оказавшиеся за рамками естественного человеческого общения, оказываются умственно неполноценными. В домах младенца дети хуже умственно развиваются, чем их сверстники в нормальных семьях, поскольку таких детей кормят, поят, одевают, но мало с ними общаются. Усыновленный же ребенок быстро "набирает" общение и догоняет сверстников по умственному развитию.

Общение         необходимо         человеку        для         поддержания функционирования сознания, для устойчивого функционирования психики. Люди, оказавшиеся в изоляции и лишенные человеческого общения (например, в необитаемой местности), быстро начинают заговариваться, разговаривать сами с собой, у них наблюдаются признаки психической деградации. То же самое происходит с одинокими, забытыми всеми людьми, к которым никто не приходит, с которыми никто не разговаривает.

Общение необходимо для поддержания работоспособности и эмоционального равновесия. У людей, ведущих замкнутый образ жизни, (полярников, космонавтов, промысловиков) отсутствие достаточного общения ведет к снижению интереса к работе, перепадам настроения, неустойчивости предпочтений. Людям необходимо общение, приток впечатлений; новые собеседники.

Общение необходимо для поддержания физического  здоровья человека. Общение оказывает  укрепляющее, оздоравливающее влияние  на больных, ослабленных, перенесших горе людей. Правильно говорят: если после визита врача больной не почувствовал себя лучше, значит, это был плохой врач. Люди, имеющие возможность регулярно общаться с другими людьми, меньше болеют, болезни переносят легче и дольше живут. Больные скорее выздоравливают, если их навещать и разговаривать с ними. Существует точка зрения, что в современном обществе общение входит в число так называемых базовых потребностей человека, то есть в число потребностей, удовлетворение которых необходимо для самой жизнедеятельности человека - таких, как потребность в пище, воде, тепле, кислороде.

Биологические функции общения. Биологические функции общения связаны, прежде всего, с возможностью использования языка как орудия физического выживания и самосохранения человека. Язык используется для подачи призыва о помощи, предупреждения об опасности; агрессивное общение помогает преодолеть страх, придает уверенности и др. Биологическая функция общения осталась человеку в наследство от языка животных, она тесно связана с индивидуально-психологическими функциями общения и нередко рассматривается в рамках последних. [2]

2.Как  вести себя в кругу семьи

Философы утверждают: человек потому и стал человеком, что на заре своего существования уразумел пользу и эффективность коллективных действий как на охоте или рыбной ловле, так и при отражении нападения врагов и диких зверей. Ну, а необходимость коллективных действий подразумевала и совместное проживание. Таким образом, проблема общей крыши возникла еще у наших далеких предков. До нас не дошли сведения о пещерных конфликтах, возникавших на базе коммунальной - кухни или в местах общего пользования, однако есть основания предполагать, что и в те отдаленные времена не обходилось без недоразумений. Справедливости ради следует отметить, что оснований для подобных конфликтов тогда было несравненно меньше: радио и телевизоров еще не изобрели, не стоял вопрос, кому больше платить за газ, свет и телефон, и даже не существовало проблемы звонков у входной двери.

2.1. Несколько  поколений «под одной крышей»

К сожалению, в наше время далеко не всегда семья имеет квартиру, удовлетворяющую оптимальной норме: каждому по комнате плюс одна общая. Чаще всего в одной комнате постоянно находится несколько человек, и так изо дня в день, из года в год. Поэтому чрезвычайно важным становится умение создать в семье ровные, хорошие, родственные отношения.

Некоторые полагают, что вежливость в кругу близких — дворянский  пережиток, что  среди своих  нет  необходимости придерживаться тех норм поведения, которые мы считаем обязательными при общении с посторонними. Так может думать только человек низкой культуры, для которого вежливость что-то вроде парадного костюма, предназначенного для выхода; в домашней обстановке он его быстренько сбрасывает, чтобы не помялся и не запылился от излишнего употребления.

Семья тем и  отличается от других коллективов, что  она основана на родственных отношениях, на взаимной любви и уважении. Тем  большее значение приобретает повседневная вежливость, взаимные уступки, готовность всегда пойти навстречу интересам близких в ущерб собственным. Все это для того, чтобы облегчить совместную жизнь, сделать ее приятной для всех.

Подать пальто матери или жене, поздороваться, вернувшись с работы, пожелать доброй ночи перед сном — все это очень легко и просто, но отсутствие этих знаков внимания, таких обыденных и незаметных, часто может служить первым поводом к разладам в семье.

Конечно, проявление вежливости в отношениях с близкими имеет и свои особенности. Так, нет  необходимости вставать со стула, разговаривая с женой или сестрой, если они при этом стоят, обходить ежедневно всех членов семьи с рукопожатиями, отправляясь на работу, открывать перед женщинами и старшими двери каждый раз, когда кто-нибудь из них выходит из комнаты, и т. д. Короче говоря, в семье, как, кстати, и везде, вежливость — не самоцель, а средство выражения расположения и уважения к людям, поэтому она основывается на целесообразности и приобретает различные оттенки в зависимости от обстоятельств.

По данным социологов, в настоящее время имеет место тенденция к разделению отцов и детей, т. е. стремление молодых семей жить отдельно от родителей. Мы к этому и идем, однако еще очень часто в одной квартире живут представители двух, а то и трех поколений. Каждое из них обычно, экономически независимо или полунезависимо, но жизнь под одной крышей накладывает на всех определенные обязанности. Проявление уважения и почтительности к родителям со стороны сына, доктора наук, не должно уменьшаться пропорционально разнице в образовании. Таков уж закон развития общества: каждое новое поколение знает больше предыдущего, однако следует отдавать себе отчет, что в этом — заслуга наших отцов.

В дружной, культурной семье обычно не возникает проблемы отцов и детей. Первые не злоупотребляют воспитательными беседами на тему «Когда мы были молоды», а вторые не пытаются приобщить своих родителей к последним веяниям моды в области ширины брюк и длины юбок.

Родители могут  взять на себя часть расходов по организации свадьбы молодых, помочь детям в приобретении кооперативной квартиры и т. п. Это всё примеры взаимной выручки, особое значение приобретающей среди родных. Однако всегда следует помнить, что делают они это по своей доброй воле, а не по обязанности. Если наша мать ведет домашнее хозяйство и следит за нашим ребенком, когда мы на работе, это должно восприниматься нами не как ее долг, а как большая добровольная помощь. Не следует забывать, что бабушка — это не домработница и не няня, и своим отношением к ней всегда подчеркивать признательность за ее помощь, за ее нелегкий и столь нужный нам труд.

Уважение к  старшим — основа каждой хорошей  семьи. Да и как иначе можно  воспитать настоящего члена нашего общества, если с детства не прививать ему почтительного отношения к родителям.

Иногда у  нас возникают затруднения при обращении к родителям жены, мужа. Пожалуй, естественнее называть их по имени и отчеству; «Мама» и «папа» в подобной ситуации звучат несколько натянуто, хотя часто бытует и такое обращение. Во всяком случае, нельзя требовать от зятя или невестки обращения на «ты» и «мама», если им такая форма не импонирует.

Заботу и внимание любят  и ценят все, тем больше оснований  проявлять их по отношению к близким. А для этого надо помнить все  дни рождения и другие торжественные даты. Букетик ранних весенних цветов, коробка любимых конфет, флакон духов, а главное, добрые пожелания помогут нам создать обстановку сердечности, родственной доброжелательности и взаимной любви.

2.2. Молодая семья

Иногда очень  трудно приходится молодым семьям на первых порах совместной жизни. Все еще значительная часть разводов происходит через несколько лет, а то и через несколько месяцев после свадьбы. Чаще всего, поводом для этого служит пресловутое «не сошлись характерами». А что скрывается за такой, в общем-то, безликой формулировкой? Ведь сплошь и рядом в крепкой дружбе и в счастливом браке мы встречаемся с такой несхожестью характеров, что только диву даешься. Напрашивается мысль, что причиной конфликтов в семье является не различие в характерах супругов, а их неумение, а в некоторых случаях нежелание идти навстречу друг другу. Мы совсем не собираемся пропагандировать лицемерное «стерпится — слюбится», да и смешно было бы это делать в наше время. Но тем и отличается жизнь человека в обществе и тем более в семье от одинокой жизни на необитаемом острове, что очень часто нужно искать разумных компромиссов между нашими желаниями и желаниями остальных. И не только компромиссов. Люди должны больше проявлять инициативы и творчества в вопросах семейной жизни: нужно постараться войти в круг интересов мужа (жены), поладить с его (ее) родственниками и знакомыми и т. д.

Информация о работе Культура речевого поведения в семье