Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 14:55, шпаргалка
Методика развития речи детей – это прикладная наука, изучающая закономерности пед деятельности, направленные на формирование правильной речи и умение речевого общения у детей дош возраста. Предметом МРР явл процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного пед воздействия. Фундаментальная задача - разработать на научно-пед основе наиболее эффективные ср-ва, методы и приемы развития речи, вооружить ими воспеток д/с, чтобы наиболее успешно развивать у детей речевые умения и способности. Прикладные задачи МРР% 1. Чему учить (языковые знания, т.е. содержание). 2. Как учить (условия, методы, приемы, средства обучения развитию речи). 3. Почему так, а не иначе (теоретическое обоснование).
Многие фундаментальные и прикладные задачи ещё не разрешены. Некоторые вопросы требуют дальнейшего рассмотрения.
7. Цель и задачи развития речи.
Основная цель работы по рр – формир-е устной речи и навыков речевого общения с окр на основе овладения литературным языком своего народа.
Ранее выдвигалось требование к речи реб – правильность речи: правильность произношения звуков, прав употреб слов по смыслу, умение прав изменять слова, согласно грамматике русс языка. Со временем треб-я к речи дош-ка расширяются. Сегодня мы предполагаем развитие хорошей речи: правильная речь+богатство, точность и выразительность. Цель – формир-е хорошей устной речи.
Задачи:
Ведущей задачей
явл-ся развитие связной речи. В связной
речи реализуется осн функция
речи – общение. В связной речи отражены
все другие задачи речевого развития.
8.методические
принципы развития
речи
Под методическими приницпами понимается
общее исходное положение, руководствуясь
которым педагог выбирает средства обучения.
Методические принципы: приницип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей: речь опирается на сенсорные представления, составляет основу мышления и развивается в единстве с мышлением. Следования этому принципу обязывают педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, способствующие развитию всех познавательных процессов; принцип коммуникативно-деятельностного подхода: понимание речи как деятельности, заключенной в использовании языка для коммуникации, его реализация предполагает развитие речи как средства общения в процессе общения в разных видах деятельности;
Принцип формирования элементарного осознания явлений языка: основан на том, что в процессе овладения речью лежит не только подражание, но и не осознанное обобщение явлений языка;
Принцип
взаимосвязи работы
над различными сторонами
речи, развитие речи
как целостного образования:
реализация состоит в таком построении
при котором осуществляется освоение
всех уровней языка в их тесной взаимосвязи;
принцип обогащения
мотивации речевой деятельности:
от мотива как важнейшего компонента зависит
качество речи и мера успешности обучения;
принцип обеспечения
активной речевой практике:
на занятиях следует использовать различные
факторы, обеспечивающие речевую активность
всех детей; эмоционально-положительный
фон, субъектно-субъектное общения, игровые
приемы.
9. Прога РР в д/с.
В 1962 г. была создана прога воспитания детей в д/с, в кот-ой опр речевые задачи детей от 2х мес до 7 лет. В отличие от издаваемых руководств, программные требования отделены от методич указаний, значительно пересмотрено содерж-е работы по РР.
В 1984 г появл-ся Типовая прога «Воспит и обуч в д/с». Данная прога была построена на основе деятельностного подхода. В ней впервые отделяется друг от друга задача РР от задач по ознакомлению с окруж жизнью. Больше задач по РР в проге ставится во всех возрастных группах, однако, их содержание имеет свою специфику, кот-я опред возрастными особ-ми детей (в млад гр глав задача – накопление словаря и формир-е произносительной стороны речи; ср гр – тоже самое + развитие связной речи; ст гр – связная речь, работа над значением слова; подг гр – задача подготовки к обучению грамоте).
На основе типовой
проги созданы проги в странах
СНГ . В РФ была разработана «Прга
воспит и обуч детей в д/с».
Программа «Развитие» Венгер. Ориентирована на развитие способностей и творчества детей. Овладение разными сторонами речи происходит при ознакомлении с художественными произведениями.
Программа «Истоки» центр «Дошкольное детство» Запорожец. Развиваются идеи многих ученых, введены новые разделы: «Речь и речевое общение».
Программа «Детство» Бабаева и Логинова. Разделы: « развитие речи детей; «ребенок и книга».
Парциальная
программа развития
детей Ушаковой. Особый акцент делается
на формирование у детей представлений
о структуре связанного высказывания,
о способах связи с отдельными фразами
и частями.
11. Средства развития речи: общение взрослых и детей, культурная речевая среда; речь воспитателя; обучение родной речи и языку на занятиях; художественная литература; различные виды искусства.
|
Дата в онтогенезе | Место общения в системе общей педагогической жизнедеятельности | Содержание потребности в общении | Ведущий мотив общения | Основное средство общения |
|
От 2 месяцев | Обеспечивает
выживание ребенка и |
Потребность в доброжелательном внимании взрослого | Личностный мотив проявл в том, что взрослый выступает как доброжелатель, обеспечивает познание и деятельность | Экспрессивно- мимические операции |
|
Нач.6-8 мес., закл. До 3-х лет | Общение разворачивается в ходе совместной со взрослым ведущей предметной д-сти и обслуживает ее | потребность в сотрудничестве | Деловой: взрослый выступает как партнер по игре, как образец для подражания, как эксперт по оценке целей, знаний реб | Предметно-действенные операции |
|
с 3 до 4 лет | Общение развив на фоне совместной со взрослым самостоят д-сти ребенка по ознакомление с физическим миром | + потребность в уважении | Познавательный: взрослый как эрудит, источник познаний. | Речевые операции |
|
5-6 лет | Возникает на фоне теорет. и практ. познания ребенком соц.мира | Ведущая потребность
сводится к сопереживанию и |
Взрослый выступает как цельная личность | Речевые операции |
12.
Обучение родной речи…
Интегративные комплексные: на одном занятии
решаются несколько речевых задач
Классификация занятий
фронтальные
применение наглядного
предметы наглядные словеные
реального изображения характеристики
мира
этапы
обучения
сооб. закр обоб. проведение
новых матер. и проверки
ведущая задача знаний
развитие
грам. звук. развитие ознак.
словаря строй культура связной с худ.
речи речи речи
лит.-рой
Занятия по развитию речи должны отвечать требованиям: тщательная подготовка к занятию: определение цели, задач, содержания, место занятия в системе педагогической работы; соответствие материла занятию по возрасту и индивидуальным особенностям умственного и речевого развития детей; воспитательный характер занятия; на занятиях должен решаться комплекс задач умственного, нравственного, эстетического воспитания, эмоциональный характер занятия; на занятиях должны применяться игры и игровые приемы, наглядный материал и занимательные приемы; структура занятия должна быть четкой, в ней должны выделяться: вводная часть: на которой устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста детей; основная: решаются главные задачи занятия, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности; заключение: должно быть практичным и эмоциональным, его цель закрепить и обобщить знания, полученные на занятии. Оптимальное сочетание коллективного характера взаимодействия с индивидуальным подходом, соблюдение гигиенических и эстетических требований.
Особенности занятий в разных возрастных группах:
Младшая группа: основной раздражитель-это речь воспитателя; широкое применение наглядных методов, сюрпризов. Не ставиться задач перед детьми. Занятия носят индивидуальный характер, проводятся подгруппами.
Средняя группа: усложняется содержание занятия, ставиться учебная задача, повышается требования к культуре общения.
Старшая и подготовительная группы: проводятся фронтальные занятия комплексного характера, словесные.
На занятиях
по развитию речи в основном выделяется
обучение. Обучающие занятия не связано
с самостоятельной
13. Методы: наглядные методы: метод наблюдения, осмотр помещения, экскурсия, рассматривание натуральных предметов; словесные методы: чтение, заучивание, пересказ; практические методы: дидактическая игра ( с наглядным материалом и словесная), наглядные игры-занятия.
Приемы можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые.
Словесные: речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая)деятельность воспитателя; повторение -преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента; объяснение-раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия; указания -разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата; словесное упражнение – многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков; оценка детской речи – развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений; вопрос – словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний.
Наглядные:
показ картинки, игрушки, движения или
действия(в игре-драматизации, в чтении
стихотворения), показ положения органов
артикуляции при произнесении звуков.
Также приемы можно
разделить по обучающей основе: прямые
и косвенные. Прямые приемы: образец,
объяснение, вопрос, оценка, указания.
Косвенные: напоминание, совет, подсказ,
исправление, замечание, реплика.
14.
Сущность словарной
работы в д/с,
ее значение для
развития детей.