Методика развития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 14:55, шпаргалка

Краткое описание

Методика развития речи детей – это прикладная наука, изучающая закономерности пед деятельности, направленные на формирование правильной речи и умение речевого общения у детей дош возраста. Предметом МРР явл процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного пед воздействия. Фундаментальная задача - разработать на научно-пед основе наиболее эффективные ср-ва, методы и приемы развития речи, вооружить ими воспеток д/с, чтобы наиболее успешно развивать у детей речевые умения и способности. Прикладные задачи МРР% 1. Чему учить (языковые знания, т.е. содержание). 2. Как учить (условия, методы, приемы, средства обучения развитию речи). 3. Почему так, а не иначе (теоретическое обоснование).

Вложенные файлы: 1 файл

мрр.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

24. Понятие "звуковая  культура речи" включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь( звукопроизношение, дикция), элементы звуковой выразительности речи( интонация, темп), связанные с ними двигательные средства выразительности( мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения( общая тональность детской речи, поза, двигательные навыки в процессе разговора).Составными компонентами являются речевой  
слух и речевое дыхание.  
Особенности: у детей отмечается неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов слова. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечеткая речь,при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки.( эти особенности не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата).При движении органов речедвигательного аппарата особенно важна тонкая координация мелких мышц, точность и быстрота этих движений. Есть свои особенности и у речевого дыхания детей: поверхностное,с шумными частыми вдохами, без пауз. 
 
25. Разделы работы по воспитанию звуковой культуры речи.

а) Формирование правильного произношения звуков. 
Звук речи - минимальная, нечленимая речевая единица. Звуки как материальные знаки языка выполняют 2 функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи. У ребенка сначала формируется речевой слух, а потом речевое произношение. Постановка правильного звукопроизношения связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата. Содержания указанной задачи входит следующее: совершенствование движений органов артикуляционного аппарата-артикуляционная гимнастика ( проводится во 2-ой младшей,средней и старшей группе) ; последовательная работа над четким произношением( усвоенных гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными); закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи( во всех группах). 
б) Выработка дикции. 
Дикция - внятное,четкое произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией начинается со второй младшей группы (в основном в процессе пения,чтения стихотворений), а в старшей группе выработка внятности произношения.  
в) Работа над правильным словопроизношением и словесным( фонетическим) ударением. 
Своеобразие речи дошкольника,особенно младшего, диктует необходимость выдвинуть формирование правильного словопроизношения как отдельную задачу. 
Особенности в словопроизношении детей: в младшем возрасте- сокращение слов, перестановка и пропуск звуков и слогов, добавление звуков; 
в старшем возрасте - произношение некоторых трудных слов ( правильность или не правильность). Ребенка иногда затрудняет постановка словесного ударения. Ударение - выделение силой голоса из группы слогов одного слога. Язык характеризуется нефиксированным, разноместным ударением: ударение может быть на любом слоге, даже уходить за пределы слога,требует внимание постановка ударения в некоторых существительных в именительном падеже,в глаголах прошедшего времени мужского рода единственного числа. 
г) Работа над орфоэпической правильностью речи 
Орфоэпия - совокупность правил образцового литературного произношенияю. В младшем возрасте ребенок усваивает орфоэпические нормы исключительно практически, в силу подражания( с помощью образца устной речи). В старших группах эта задача является составной частью обучения.  
д) Формирование темпа речи и качеств голоса. 
Темп и голос могут выступать как постоянные,привычные качества,но в то же время должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать чувства и состояние. Воспитатель должен учить ребенка разговаривать негромко, вполголоса или шепотом, громко, а так же говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль. 
е) Воспитание выразительности речи. 
Существует две стороны этого понятия: 
- естественная выразительность повседневной детской речи; 
- произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста. 
В младших группах у детей рекомендуется поддерживать простоту и непосредственность исполнения. В средней группе дети по заданию могут научиться передавать интонацию вопроса и ответа, наиболее яркие чувства. В старших группах дети должны выражать уже более разнообразные и тонкие чувства. 
Важная задача - развитие у ребенка самостоятельности, творческой инициативы при чтении наизусть и пересказе 
ж) Воспитание культуры речевого общения 
В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения. 
з) Развитие речевого слуха и речевого дыхания.  
Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи является слух. С развитием ребенка постепенно развиваются слуховое внимание,восприятие шумов и звуков речи, а у ребенка старшего дошкольного возраста нужно развивать фонематическое восприятие. Речевое дыхание - одна из основ голосообразования и речи. Задача воспитателя - помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию. 
 
26.Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи.1)Формирование  правильного произношения звуков. Звуки выполняют 2 функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи. В содержание этой работы входят :Совершенствование движений органов артикуляционного аппарата – артикуляционная гимнастика ,кот . проводится во второй млад. , средней и старшей группах ; последовательная  работа над четким произношением уже усвоенных детьми гласных и простых согласных , а затем над сложными согласными , затрудняющими детей ;закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи(во всех группах).2)выработка дикции. Дикция – это внятное , четкое произношение слов и их сочетаний. 3)Работа над правильным  словопроизношением  и словесным ударением. 4) Работа над орфоэпической правильностью речи. Орфоэмия – совокупность правил образцового литературного произношения.5)Формирование темпа  речи и качеств голоса. 6 )воспитание выразительности речи.2стороны этого понятия: а)естественная выразительность повседневной детской речи ;б)произвольная ,осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста.7)воспитание культуры реч. общения. 8) развитие речевого слуха и реч. дыхания. Этапы работы над  дыханием: а)Формирование диафрагмального дыхания.б)Обучение короткому вдоху и плавному выдоху.в)Произнесение гласных и щелевых согласных звуков.г)Произнесение щелевых согласных в сочетании с гласными звуками.д)Проговаривание коротких фраз. 
это мои вопросы по развитию речи 
 

27.Методика обучения звукопроизношению на занятиях в разных возрастных группах. Основные задачи воспитания зкр детей в разных возраст.группах:1)мл.  дош . возраст :развитие реч. слуха и звукового внимания. Восприятие и понимание устной речи окружающих .Развитие моторики артик .аппарата. 2)сред. дош. возраст: Развитие артик. Аппарата .Работа над  дикцией  .Совершенствование темпа речи и силы голоса. 3)стар. дош. возраст: совершенствование артик. звуков. Развитие фонематического восприятия  и звукового анализа. Воспит. звуковой выразительности речи. Работа над орфоэпич. правильностью речи. Методы и приемы работы по воспитанию зкр.:1)мл .дош .возраст:осн. Форма занятий проводится 2 раза в мес.по 15мин. Дидактические игры с играми на произношение. Элементы подвижных и хоровых игр. Чтение худ. произведений итд. 2) сред.дош.воз.:2 раза в месс. 15-20мин. Показ и объяснение артик.звука. Рассказ драматизаций . Чтение и пересказ  .Хоровое произношение потешек и чтение поговорок итд. 3)стар.дош.воз.:1-2раза в месс. По 25 мин. Сравнение двух артикул. Укладок. Самостоятельный показ  артик.  упражнений на изменение силы голоса ,тембра и интонации.  

28.Понятие связной речи. Значение овладения связной речью для развития ребенка .Связная речь  - смысловое развернутое высказывание( ряд логических сочетающих предложений),обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.Речевые проявления реб. На 1-м году жизни составляют подготовительный этап формирования речи .С 3-х мес. ребенок гукает.,далее появляется лепет.  Задача взрослого- добиться от реб. Умения повторять предложенный звук,слог.На начальных этапах развития речи малыша сначала учат понимать слово,затем произвольно повторять его при восприятии предмета и ,наконец, с помощью вопросов, ингр добиваются чтобы реб. Употребил слово в осмысленной ситуации.Речь реб раннего возраста ситуативна по своему характеру ;она отрывочна ,эксперементивна. Такая речь содержит звукоподражание ,жесты, мимику  и понятна только в конкретной ситуации..Затем постепенно речь становится связной , контекстной .Раньше всего дети переходят к связному изложению в рассказах спокойного ,повествовательного характера .В передаче событий ,вызвавших яркие эмоционал. Переживания ,ребенок дольше задерживается на ситуативно-экспрессивном изложении.Итак, от знаковой и коммуникативной функций общения к планированию и регулированию своих действий – так развиваются функции речевой деят-ти реб. К концу дош. возраста реб . Овладевает основными формами устной речи ,присущими взрослым. 

29. Обучение детей  диалогической речи.

Диалогическая речь – яркое проявление коммуникативной функции языка. Она сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Речь неполная, сокращенная, присутствует разговорная лексика, простые и сложные, бессоюзные предложения, кратковременное предварительное обдумывание используются шаблоны и клеше, речь непроизвольна и реактивна.

Задачи и содержание диалогической речи.

Можно выделить несколько  групп диалогических  умений:

- собственно  речевые умения (умение вступать  в общении (уметь и знать  когда и как можно начать  разговор со знакомым человеком); поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения, слушать и слышать собеседника, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, высказыв логично и связно); говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалогов.)

- умения речевого этикета. Речевой этикет – это правила речевого поведения, опред взаимоотношения говорящих, принятые данным национальным коллективом, носител языка, а так же малыми социальными группами, в зависимости от возраста, соц принадлежности, обстановке. В речевой этикет включается: знакомство, приветствие, поздравление и др.

- умение общаться  для планирования совместных  действий, достижения результатов  и их обсуждение, участие в  обсуждении определенной темы.

- неречевые умения, уместное использование мимики  и жестов.

В ходе обучения диалогической  речи можно использовать разнообразные методы.

1) разговор воспитателя  с детьми; 2)чтение литературных  произведений; 3) словесные поручения; 4) речевые ситуации, направленные  на формирование навыков в  составлении диалога; 5) разнообразные игры; 6) беседа. Беседа – целенаправленное обсуждение чего либо, организованные и подготовленный диалог, на заранее выбранную тему. Проблемой содержания бесед занимались Усова, Флерина. Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитания, возрастом ребенка, запасом их знаний.

Классификация бесед исходя из дидактических  задач:

1) вводная беседа. Цель: выявить опыт и создать  интерес к предстоящей деятельности. 2) Беседа сопровождается приобретением  нового опыта. Цель: стимул. и направл. внимание детей на накопление опыта. Задача воспитателя обеспечить полное восприятие. Сопровож деятельность (экскурсии, наблюдения). 3) обобщающая беседа (заключительная). Цель: систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности.

Структура беседы

1) начало беседы  должно быть образным. Начинать  беседу можно с воспоминания  или с рассматрив игрушки, картинки. 2) основная часть беседы. Ставятся  вопросы, активиз мышление детей  и речь, педагог обобщает детские  ответы и вносит поправки, уточняет мысль ребенка, сообщает новое знание. 3) окончание беседы. Обобщающие выводы или этические установки.

Приемы  использующиеся во время  беседы.

- вопросы (репродуктивные, продуктивные); - указания (опред порядка  и правила высказывания); - обобщение.

Правила проведения беседы.

1) не должна  быть долгой, во время беседы  воспитатель должен задавать  вопросы всей группе, а затем  вызывать одного ребенка для  ответа. 2) дети отвечают по одному  а не хором, можно поправлять  ответы детей.  

30. Обучение детей монологической речи.

Монологическая  речь – это связанное логически-построенной  высказывание, протек относительно долго  по времени, не рассчитанное на немедленную  реакцию слушателя. Для монолога характерна литературная лексика, развернутость, логическая завершенность, синтаксическая оформленность.

Задачи  и содержание обучения монологической речи.

Всякое  связное монологическое высказывание характеризуется  рядом признаков:

- целостность  (единство темы, соответствие всех  микротем главной мысли);

- структурное оформление (начало, середина, конец);

- связность между  предлож и частями монолога;

- объем высказывания, плавность (отсутствие длительных  пауз в процессе рассказывания).

Для достижения связности  речи необходим ряд  умений:

1)понимать и  осмыслять тему, определять ее границы; 2) отбирать необходимый материал; 3) располагать материал в нужной последовательности; 4) пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, строить речь преднамеренно и произвольно. 

31. Методические приемы  обучения рассказыванию.

1. совместное  рассказывание, воспитатель начинает, ребенок продолжает

2. образец рассказа (краткое описание предмета) или  изложение какого – либо события,  доступные детям для подражания

3. анализ образца  рассказа. Привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа, подсказывает план рассказа

4. план рассказа. 2-3 вопроса, определ его содержание  и последовательность

5. коллективное  составление рассказа

6. составление  рассказов по подгруппам

7. составление рассказа по частям

8. моделирование,  используется в ст и подготов  группах. Модель – это схема  явления отражающая его структурные  элементы и связи, наиболее  существенные связи, стороны и  свойства объекта

9. оценка. Анализ  раскрытия темы рассказа, его последовательной связности, выразительности средств

10. указание

11. исправление  ошибок

12. подсказка  нужных слов

13. прослушивание  своих рассказов записанных на  магнитофон или диктофон

14. мотивационные  установки. 
 

32. Пересказ литературных  произведений.

Занимались Тихеева, Берушина, Борович.

- от лица разных  героев

Произведения  для пересказа  должны отвечать следующим  цен.:

- иметь мораль

- иметь четкую  композицию с выраж последоват

Использовать  прямую речь, доступность произведения для пересказа

Требования  к пересказу:

- полнота передачи  произведения

- последовательность  и связность рассказа

- использование  оборотов авторского текста

- плавность пересказа

- выразительность

Систематическое обучение детей пересказу

Структура занятия по пересказу.

1) вводная часть. Цель: создать интерес к занятию: краткая вспомогательная система, первичное чтение произведения. 2) первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. 3) вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ. 4) подготовительная беседа (разбор произведения). Цель: уточнение содержания, привлечение внимания к языку, активная подготовка к выразительному пересказу. 5) повторное чтение, суммирующее результаты разбора. 6) пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд). 7) пересказ (3-7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

Информация о работе Методика развития речи