Методика развития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 14:55, шпаргалка

Краткое описание

Методика развития речи детей – это прикладная наука, изучающая закономерности пед деятельности, направленные на формирование правильной речи и умение речевого общения у детей дош возраста. Предметом МРР явл процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного пед воздействия. Фундаментальная задача - разработать на научно-пед основе наиболее эффективные ср-ва, методы и приемы развития речи, вооружить ими воспеток д/с, чтобы наиболее успешно развивать у детей речевые умения и способности. Прикладные задачи МРР% 1. Чему учить (языковые знания, т.е. содержание). 2. Как учить (условия, методы, приемы, средства обучения развитию речи). 3. Почему так, а не иначе (теоретическое обоснование).

Вложенные файлы: 1 файл

мрр.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Приемы  обучения пересказу.

1) образец чтения  произведения 2) обращение к личному  опыту детей, показ наглядного  материала 3) подсказ слова или  фразы 4)совместный пересказ педагога  и ребенка, отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного  педагогом, особенно начальных фраз). 5) оценка 6) вопросы, но лучше после пересказа 7) пересказ по ролям (в лицах) 8) игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов. 

33. Методика обучения  рассказыванию по  игрушкам и предметам  (описательная

речь).

   Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на кот дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем. На первом этапе обучения (в ср. гр.) желательно предъявлять детям образные игрушки, с яркой индивидуальностью, чтобы реб имел возможность уловить «состояние» героя или демонстрировать их в движении. Целесообразно внести игрушку за 5  мин до занятия – дать детям её рассмотреть, потрогать, в момент рассказывания – не давать, т.к. на первых порах это может помешать. Ведущие приёмы обучения: образец описания, кот даёт педагог, план рассказа, подсказ, дополнения детей.

    В  ст. гр. Такие занятия проводят  реже, а игрушки подбирают более  сложные. Хорошо, если описание  такой игрушки требует определение пространственного расположения её частей, а также их материала и формы. На одном и том же занятии задания следует дифференцировать: дети с более высоким уровнем развития могут не одну игрушку, а статичную композицию из 2-3-х предметов, указывая на их расположение на столе, составить описание пары игрушек, сравнивая их по элементам.

    На  первом занятии воспитатель дает  образец и план рассказа. Реб,  выйдя к столу педагога, берет  игрушку в руки, рассматривает  её, ощупывает и, повернувшись лицом к группе, начинает рассказывать, демонстрируя объект описания всем присутствующим.

    Повысить интерес к рассказыванию помогают приемы: ребенку предлагают поставить рядом любые 2-3 игрушки и рассказать о них самому или вызвать для рассказа любого из детей.

    После  ряда занятий с общим наглядным  материалом можно провести 1-2 с  индивидуальным раздаточным материалом. Допустимо подбирать разнородные  игрушки, но они должны быть  примерно одинаковой сложности,  некрупные. Все объяснения, указания воспитатель дает детям в начале занятия, до того, как игрушки будут розданы; к раздаче и сбору их педагог привлекает дежурных. В процессе занятия он предлагает дополнительные задания, напр для классификации предметов по цвету, назначению и т.д. Эти занятия подготавливают детей к дидактическим играм различных видов.

    Описание предметов. Большое восп-образоват значение имеют занятия, но кот предлагаются предметы, знакомые детям из жизненной практики, окружающие их, используемые в обиходе. Это могут быть объекты природы, орудия труда и др. эффективнее сразу использовать комплекты предметов по числу детей в группе для раздачи всем. Воспит должен накапливать подобные наборы, руководствуясь программой по ознакомлению с окружающим. Напр, для старшей группы – умывательные, почтовые принадлежности, для подготовит – школьно-письменные принадлежности и т.д.

    Рассказывая,  реб тут же объясняет назначение  предмета и правила использования,  демонстрирует действия с ним.  Занятия разнообразятся придумыванием  загадок, чтением художественных текстов о предметах.

    На  других занятиях, на прогулках  дети могут познакомиться с  составлением рассказов-этюдов (небольшие образные описания особенно выразительных объектов и явлений природы, произведений прикладного искусства).

    Умения  описывать предметы закрепляются  и в другой деятельности –  на занятиях по конструированию  реб рассказывает о своей постройке  и т.д.  

34. Обучение сюжетному  рассказыванию (повествовательная  речь).

    Сюжетный (повествоват) рассказ – это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким-нибудь героем. Детям дается представление о структуре таких рассказов – вначале (экспозиция) называется герой, иногда дается описание его внешнего вида, затем излагается первое событие (завязка), по возможности объясняется, когда оно происходило. Далее действие развивается, устанавливается временная или причинная связь между 2-3 эпизодами, после чего следует окончание (развязка).

    Умением  строить сюжетный рассказ по  этой схеме реб овладевает не сразу. В методике разработаны приемы предваряющего обучения: придумать только конец рассказа, описать лишь место действия, придумать диалог действующих лиц и т.д. Героем сюжетного рассказа может быть и автор-ребенок, если он рассказывает о действительном событии.

    Для  дошкольников можно выделить  три категории рассказов: по  восприятию (о том, что видит  реб в момент рассказа), по памяти, по воображению. 

    Обучение рассказыванию в разных воз гр. Мл гр: подготовка к рассказыванию, детей учат воспроизводить последовательность событий в рассказе, опираясь на вопросы педагога. Ср гр: учат выразительно пересказывать рассказы и сказки, описывать предметы, называя их характерные признаки. Ст гр: закрепление и совершенствование умений. Учат описанию предметов в сравнении, рассказыванию о событиях и фактах из своего опыта (по памяти), составлению по картинкам рассказов с опорой на восприятие, с эл-тами творчества. Подг гр: закрепляются навыки монологической речи, совершенствуется выразительная сторона творческих рассказов; придумывание рассказов на сюжет, предложенный воспитателем.

    Приемы обучения рассказыванию. Образец рассказа – краткое, живое описание к-л предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме. Частичный образец – употребляется в процессе закрепления умений рассказывать. Разбор образца рассказа – приводит к вычленению плана рассказа. План рассказа – это 2-3 основных вопроса, определяющих содержание и последовательность изложения. В подг гр такой прием, как воспроизведение плана детьми.

   Коллективный разбор плана – употребляется на первых ступенях обучения детей придумыванию рассказов.

    Приемы: коллективное составление рассказа; составление рассказа по частям; окончание детьми рассказа, начатого воспитателем; подсказ слова или предложения, исправление допущенной ошибки; оценка.  

35. Обучение рассказыванию  по картине в разных воз группах.  

    Для  составления описательных рассказов  используются предметные и сюжетные  дидактические картины, специально созданные для детских садов.

    На  всех воз этапах залогом успеха  является осмысление детьми общего  содержания картины. Ребенку нужно  воссоздать в памяти реальные  качества изображенных предметов,  а если картина сюжетная –  установить связи между объектами, персонажами. Пониманию картины помогают небольшая вводная беседа или пояснения воспит во время предварительного рассматривания. Часто занятие по сюжетной картине бывает комплексное: рассматривание перемежается рассказами об отдельных частях картины, описание сочетается с повествованием об изображенном событии, с придумыванием эпизодов, выходящих за рамки зафиксированного события. Основные приемы обуч: объяснение характера предстоящего высказывания, дать его образец, предложить его план, на первых порах – прибегнуть к составлению коллективного рассказа.

    В  ср гр детей лишь подводят к описанию демонстрационных картин. На картинах для детей этого воз немного персонажей, мало окружающих предметов. Педагог должен помочь детям понять мотивы действий персонажей, их настроение, взаимоотношения. Воспит в первой части занятия организует совместные действия – начинает описание одного объекта, а реб заканчивает его 2-3 предложениями.

    В  ст гр при описании картин также уместен частичный образец рассказа по одному из эпизодов, но он предшествует аналогичным рассказам детей. На последующих занятиях составлению рассказов помогает план.

    Назначение  сюжетной, многопредметной картины  – помочь реб составить повествовательный  (сюжетный) рассказ о действиях  героев, опираясь на свои восприятия. Детям могут быть предложены несколько картин на одну и ту же тему («Таня не боится мороза» О.И. Соловьевой и «Зимой на прогулке» Е.И. Радиной, В.А. Езикеевой).

    В  подг гр педагог приучает детей самим обдумывать план рассказа при самостоятельном рассматривании картины. Если реб начинает излишне расширять рамки повествования целесообразно его остановить и напомнить, что его задача – другая.  

36 Рассказы детей  из опыта.

  1. Рассказы отражающие коллективный опыт детей.
  2. Отражающие индивидуальный опыт.

    Проблематикой развития рассказывания из опыта  занимались Пиньевская, Коротков.

    Приемы обучения:

    - Вступительная  беседа,

    Воспитатель спрашивает по различной тематике.

    - Дается образец  рассказа:

    • Вспомогательные вопросы
    • Образец рассказа
    • План рассказа
    • Совместное рассказывание воспитателя и ребенка

Младший дошкольный возраст.

Рассказов из опыта  пока нет, т.к. у ребенка нет воспоминаний.

Средний дошкольный возраст.

Сначала ведется  рассказ из коллективного опыта. Сначала дается образец, а потом план рассказа. В ср. д. в. Воспитатель учит составлять рассказы по определенной структуре. В основном используется план рассказа. Используется ситуация письменной речи. 
 

37 Творческие рассказы  детей.

3 этапа формирования:

  • Накопление опыта: Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество.
  • Собственно процесс детского творчества: когда возникает замысел, идет поиск художественных средств.
  • Появление новой продукции: ребенок испытывает эстетическое удовольствие.

Словесное творчество дошкольников – деятельность детей  возникающая под влиянием произведений искусств. Словотворчество, сочинение  собственных стихотворений и  сказок, творческое пересказывание, придумывание загадок, небылиц. Обогащение опыта  детей впечатлениями из жизни. Обогащение словаря. Умение детей связно рассказывать. Владеть структурой связного высказывания. Совместное придумывание детьми. Продолжение авторского текста. 

38 Обучение детей  монологическим высказыванием  типа рассуждений.

Кризис, доказательство и выводы.

Рассуждение –  это логическое изложение материала  в форме доказательства.

Начинают учить  рассуждению со старшего дошкольного  возраста. Это обучение проходит в 2 этапа:

  1. Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал:
    • Складывание детьми разрезных картинок и объяснение своих действий
    • Выстраивание серий сюжетных картинок в определенной последовательности в зависимости от развития сюжета
    • Определение не соответствий явлений изображенных на картинке
    • Выявление причинно-следственных отношений между объектами изображенными на картинке
    • Классификация картинок по родам и видам
  2. Задание на вербальной основе:
    • Беседа по содержанию произведений с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев
    • Отгадывание и загадывание загадок
    • Составление высказывания и рассуждения на предложенную тему.
 

39 Диагностика речевого  развития детей

Этот вопрос является одним из самых актуальных.

Диагностика –  это комплекс методик для точного  определения уровня развития.

Может быть сопровождающей.

Отслеживание диагностики. Диагностика готовности к новому типу образования

  • Об уровне развития каждого ребенка
  • Создать условия для развития ребенка
  • Способствовать развитию творческой индивидуальности ребенка

    Принципы:

    - этичности

    - наглядности

    - законности

    - научности.

    Этапы проведения диагностических исследований развития речи детей.

    1. Сбор информации: беседы, беседы с педагогом и родителями, изучение продуктов деятельности, систематически структуированное наблюдение.
    2. Регистрация данных
    3. Интег. Полученных данных
    4. Учет результатов диагностики в пед процессе дош учреждения.

Информация о работе Методика развития речи