Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 14:55, шпаргалка
Методика развития речи детей – это прикладная наука, изучающая закономерности пед деятельности, направленные на формирование правильной речи и умение речевого общения у детей дош возраста. Предметом МРР явл процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного пед воздействия. Фундаментальная задача - разработать на научно-пед основе наиболее эффективные ср-ва, методы и приемы развития речи, вооружить ими воспеток д/с, чтобы наиболее успешно развивать у детей речевые умения и способности. Прикладные задачи МРР% 1. Чему учить (языковые знания, т.е. содержание). 2. Как учить (условия, методы, приемы, средства обучения развитию речи). 3. Почему так, а не иначе (теоретическое обоснование).
Псих основу сл работы составляют исследования Выготского, Эльконина, Люблинской, Рубинштейна, Венгера и др.
Пед основа – Сохин, Ушакова, Гвоздев и др.
Развитие словаря – это длительный процесс количественного накопления слов, освоение их социально-закрепленных значений и формир-е умения использования их в конкретных условиях общения.
Осн источники развития словаря:
15.
Особенности овладения
словарем дошкольниками.
По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность — предметы, явления (особенности, свойства, качества), он начинает их обобщать по тем или иным признакам. Часто обобщения делаются по признакам несущественным, но эмоционально значимым для ребенка. В этом случае слово обозначает обобщение, но его содержание часто расходится с социально закрепленным, являясь либо чрезмерно узким, либо чрезмерно широким. Типичен пример, когда малыш «кисой» называет не только кошку, но и другие меховые, пушистые предметы, чрезмерно расширяя смысл этого слова..
Это же явление на другом содержании прослеживается у более старших детей. И лишь постепенно, по мере развития мышления, они овладевают объективным понятийным содержанием слова. Таким образом, значение слова на протяжении дошкольного детства изменяется по мере развития познавательных возможностей ребенка.
Еще одна особенность словаря дошкольника — это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как опыт познания ребенка и, следовательно, объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.
На втором году жизни дети осваивают названия тех предметов одежды, мебели, посуды, игрушек, и др., с которыми они действуют в детском саду и дома. Должны они освоить и названия некоторых действий с предметами, совершаемых ими в быту и играх. Углублений знаний о предметах в этом возрасте выражается в том, что малыши учатся различать части своего тела и тела некоторых животных различать некоторые размеры и цвета.
Количественный рост словаря:
Осмысленные слова появляются в конце 1 года жизни. Норма: 10-12 слов.
2 год жизни – 300-400 слов.
3 год жизни – 1 500 слов.
4 год жизни – 1 900 слов.
5 лет – от 2 000 до 2 500 слов
6, 7 лет – 3 500-4 000 слов
Качественное развитие словаря – развитие значений слов.
Этапы развития обобщ слова:
Развитие сл
происходит в рамках ознакомления реб
с окр действительностью.
16. задачи и содержание словарной работы с д/с.
Особенности в развитии словаря позволяют определить задачи словарной работы с детьми дошкольного возраста в детском саду.
1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.
2. Обеспечить
освоение социально
а)овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
б)освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
в)проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.
3.Активизация
словаря, т. е. не только
Особенности словаря детей и задачи словарной работы определяют принципы, на которых строится программа и методика словарной работы в детском саду.
Принципы сл работы:
Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.
Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:
1. Расширение
словаря ребенка на основе
ознакомления с постепенно
2. Введение
слов, обозначающих качества, свойства,
отношения, на основе
3. Введение
слов, обозначающих элементарные
понятия, на основе различения
и обобщения предметов по
Эти три направления
словарной работы имеют место
во всех возрастных группах и прослеживаются
на разном содержании: при ознакомлении
с объектами и явлениями природы, предметами
материальной культуры, явлениями общественной
жизни и т. д.
17.
Методика словарной
работы в разных
возрастных группах.
В мл дош в-те основное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окр реб жизни, активизации разных частей речи.
Методы:
В мл гр преобладают занятия с образными игрушками.
Ср гр.
Дети начинают пользоваться более точными наименованиями предметов, более разнообразно опред предмет за счет уточнения его качеств, дифференцируют понятия.
Необходимо использовать наглядность, большая самостоятельность. Превалирует метод как образец. Используется больш кол-во игрушек. В играх усл содержание.
Старш гр.
Наглядный метод
заменяется словесными приемами, снижается
роль игрушек, больше исп-ся картинки,
словесные дид-е игры и сл грам-е
упр-я. Испол-ся грамматич-ий образец, но
необходимо создавать условия для речевого
творчества (опиши картинку).
18.Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей.
Бол.знач. для понимания особен-тей освоения грам.строя дош-ми имеют работы Гвоздева, Рубинштейна,Эльконина и др.Процесс усвоения грам.строя связан с аналитико-синтетич. Дея-тью коры головного мозга. Гвоздев выделил осн.периоды фор-ния грам.строя речи:
1)1,3-1,8мес. Произносит однослож.предлож. в слоге. 1,8-1,10 произносит предлож. Из нес-ких слов
2)1,10-2,1 в предлож.
Употребляет полные слова, без
окончания или с неправил.
2,1-2,3 в предлож. Употребляет
3)3-8лет период
усвоения морфол.системы рус.яз.
19.Задачи и содержание по формированию грамматической стороны речи у детей.
1.Помочь в овладении синтак.стороной речи
2.Помочь детям
в овладении синтак.стороной
3.Сообщить знания
о нек-рых нормах образования
форм слов в словообразовании
20.Пути формирования грамматической стороны речи у детей.
1.Создан. благоприят.
Языковой среды,дающей образцы
грам. речи,,повыш. Речев.кул-ры
2.Спец. обучение
детей трудным граммат. Формам,
направленным на
3.Фор-ние грам.навыков в практике речевого общения.
4.Испаравление
грам.ошибок.
21. Методика формирования морфологической стороны речи в разных возрастных группах.
Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматическое значение.
3-4 года – согласуют слова в роде, числе, падеже. Употребляются существительные с предлогами «в», «на», «под», «за».
4-5 лет – совершенствование умения правильно использовать предл., употреблять формы повел. наклонения глагола, хотеть, бежать, ехать, лежать
5-6 лет – совершенствовать
умение согласовывать
6-7 лет – закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными и местоимениями + сущ.
Во всех возрастных группах проводятся непродолжительные по времени упражнения на составление предложений с трудными словами (помогают картинки, предметы). Разнообразные упр с рассматриванием картинок и игрушек служат основным средством для исправления ошибок детей в употреблении несклоняемых имен существительных.
В мл. группах воспитатель может применять прием отраженной речи, предлагая формулировку вопроса, с которым нужно обратиться к персонажу игры. Для закрепления формы множественного числа глагола х о т е т ь в мл и средних группах можно проводить игровые упражнения с куклами. В старших группах значительное место занимают словесные упражнения.(для закрепления умения определять род имен существительных, упражнения «Назвони какой» вопросы «Как сказать про поле?», «Какое оно?» и т.д.). Для подбора к прилагательному сущ соответствующего рода, целесообразнее использовать прилагательные, в которых ударение падает на окончание: большой, голубой, меховой, или притяж местоимения мой, твой. Так же можно использовать подсказывающие вопросы-загадки. Метод сюжетного дидактического рассказа, содержащего трудные словоформы. При повторном рассказывании педагога дети заканчивают предложения, вставляют по его указанию пропущенные слова (индивидуально или хором).
22.
Синтаксис - способ соединения слов
в словосочитания и предложения разных
типов, простые и сложные. Существуют повествовательные,
вопросительные и побудительные предложения.
Нужно обучать детей умению обдумывать
словосочетания, затем правильно связывать
слова в предложения. Учить детей устранять
повторения однотипных конструкций. У
детей необходимо сформировать элементарное
представление о структуре предложения
и о правильном использовании лексики
в предложениях разных типов.
Младшая группа - "Закончи предложение";
Средняя группа - "Где чей дом?";
Старшая группа - " Закончи предложение";
Подготовительная группа - " Сочитай
слова"
23.
Методика формирования
способов словообразования
в разных возрастных
группах. Детей подводят к умению создавать
новое слово на базе другого однокоренного
слова,которым оно мотивировано, с помощью
окончаний, приставок, суффиксов. Нужно
выбирать такие упражнения, которые показывали
бы изменение значения слова в зависимости
от словообразовательных оттенков.( в
существительных слова получают оттенок
увеличительности, уменьшительности,
ласкательности посредством суффиксов,
а у глаголов с помощью приставочных глаголов
противоположного значения, у имен прилагательных
образуется с помощью суффиксов).Ребенка
нужно научить образовывать причастия.
В формировании словообразования даются
разные методики для групп детского сада
Младшая группа - "Чаепитие"; " Оркестр";
Средняя группа - "Кто у кого";
Старшая группа - " Брат - братец - братик";
Подготовительная группа- " Подставь"