Обучение риторике в Древней Греции и Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 09:28, доклад

Краткое описание

Со временем сложилась новая система обучения риторическим умениям и навыкам. Она состояла из двух частей: прогимнасм и декламаций. Анализ прогимнасм представлен еще у Theon в книге “Progymnasmata” (первая половина 2 в.), изданной в Париже в 1997 г., в работах L.Sonnino “A Handbook To Sixteenth Century Rhetoric” (Лондон, 1968) и H.Hunger “Aspekte der griechischen Rhetorik von Gorgias bis zum Untergang von Byzanz (Wien, 1972), у М.Гаспарова в предисловии к книге “Поэзия риторического века” (Москва, 1982 г.).

Вложенные файлы: 1 файл

Обуч. ритор. Гр. и Рим.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

На основе предложенных тем ученики произносили учебные речи ( декламации). По свидетельству Сенеки Старшего, для риторики термин декламация был не в ходу до эпохи Цицерона и Кальва (Сенека, Контроверсии,I, вв. 12). Первоначально так называли упражнения для развития силы, устойчивости, гибкости голоса, а со временем - репетицию перед реальным произнесением речи. Для Цицерона декламация тоже достаточно долго была домашним упражнением, о чем он сам говорил (Цицерон, Брут, 90, 310).

При Августе (63 до н.э. – 14 н.э.) декламации сохраняли свой учебный характер. Учитель предлагал тему для декламации, объяснял задачу, указывал главные линии аргументации; ученик составлял декламацию, развивая тему по – своему. Затем учитель вносил коррективы, и ученик произносил декламацию перед учителем и товарищами дважды: сидя и стоя (Квинтилиан, II, 2, 9).

В определенные дни в школах проводились показательные выступления учеников и самих риторов. Классная декламация превратилась в публичное выступление профессиональных риторов, и это стало новшеством. 

 

    1. КОНТРОВЕРСИЯ КАК РИТОРИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ

 

Со временем сложилась новая система обучения риторическим умениям и навыкам. Она состояла из двух частей: прогимнасм и декламаций. Анализ прогимнасм представлен еще у Theon в книге “Progymnasmata” (первая половина 2 в.), изданной в Париже в 1997 г., в работах L.Sonnino “A Handbook To Sixteenth Century Rhetoric” (Лондон, 1968) и H.Hunger “Aspekte der griechischen Rhetorik von Gorgias bis zum Untergang von Byzanz (Wien, 1972), у М.Гаспарова в предисловии к книге “Поэзия риторического века” (Москва, 1982 г.).

Sonnino утверждает, что подготовительные риторические упражнения, именовавшиеся прогимнасмами, брали из двух классических текстов: у Афтония и Гермогена (ок. 160 – 225). Progymnasmata (англ. praeexercitamenes) обучали композиции, различным жанрам композиции, умению выстраивать аргументы в защиту какой – либо точки зрения (Sonnino, 1968, 4), prealable (франц.) практиковали в произнесении хвалы и хулы, готовили к освоению некоторых делиберативных и юридических жанров (Theon, 1997, 1). H.Hunger отметил, что традиция Progymnasmata оставалась в риторике вплоть до византийских времен (.., 2). М.Л.Гаспаров коротко охарактеризовал Рrogymnasmata и подтвердил их значимость для овладения речевым мастерством (Гаспаров, 1982, 17 – 18).

На основе анализа литературы (Гаспаров, 1982, 12; Кузнецова, Стрельникова, 1976, 193; Либаний (1985, 21); Моlinie,1992, 46, 78, 89, 142, 182; Sonnino, 1968, 61, 62, 166; Theon, 1997, LX, 3, 15, 17, 19, 21, 38, 67; Цицерон (1972, 227) и др.) можно реконструировать методику обучения речи на этапе grammatistici и grammatice следующим образом: сначала ученики осваивали систему подготовительных прогимнасм, где давалась сумма знаний, необходимых образованному человеку; осваивались методы практического обучения в школе на основе элементарных упражнений: басни, хрии, рассказа, сентенции . Theon в первой половине 2 в. свидетельствовал: «Ораторы древности, особенно ораторы прославленные, имели мнение, что никто не может приблизиться к мастерству оратора без освоения системы прогимнасм» (1). На этапе rhetorice использовались более трудные задания: утверждения и опровержения, похвала или порицание, общие места, сравнения, описания, характеристики, тезисы.

Таблица 2. Progymnasmata (Упражнения для обучения хорошей речи)

___________________________________________________________________

№  Вид             Задание                                              Формируемые речевые умения

_____________________________________________________________________________________________

1. Басня        Речь, в которой пересказываются   Умение определить основную мысль пер -

                         басни на традиционные эзоповские  вичного текста, найти опорные  слова и 

                         темы («эзопики»)                              словосочетания, делить текст на смысло

                                                                                    вые части, составить план текста, выде 

                                                                                    лить мораль басни

2. Рассказ     Речь, в основе которой мифологи – Умение формировать слог, т.е. создавать

(диегема)         ческая  тема (герои мифов, Пегас,     ясную, точную, уместную речь (лаконич -

                      Эрихтон, Химеры )                            ность - в стиле Гомера)

3. Хрия          Речь, которая изъясняет краткую    Умение показать, как развивал мораль -

                         нравоучительную истину                   ные принципы какой – нибудь знамени 

                                                                                     тый человек, умение применять  сентен -

                                                                                     ции, доказательства, примеры, тропы

4.Сентенция Речь сжатая, лаконичная, с за -         Умение лаконично и образно развивать

                          остренно выраженной мыслью,        философское положение (например, о

                          представляющая мнение автора        виновности и невиновности)

5.Утверж -   Речь, в которой сначала что – либо  Умение изобретать и выстраивать аргудение и оп -   защищают, а затем опровергают      менты («Все на свете можно выразить

ровержение                                                               словами да и нет» – Авсоний)

6. «Общее      Речь на тему всем известной истины Умение придерживаться обсуждаемой

место»            (например, похвала скромному об – темы и не отступать от нее

                           разу жизни или обличение пере -

                           менчивости судьбы)

7. Похвала и   Речь – порицание и речь - похвала  Умение устанавливать контакты с

порицание      (речи о прекрасном и постыдном)    аудиторией, исполнять «нравы»,

                                                                                       формировать любознательность, новое 

                                                                                       знание о предмете речи 

                                                                                       Умение создавать оценочное суждение

                                                                                       Умение объединять слушателей  на 

                                                                                       основе оценочного суждения

8. Сравнение   Речь, в которой сравнивается          Умение создать особую композицию,

                            хорошее и плохое (люди, действия  которая подчеркнет сходство  или  раз -

                           или предметы: Аякс и Улисс,           личие на основе последовательного или

                            смелость и трусость)                         параллельного сравнения

9.Этопея         Речь от лица определенного пер -    Умение создавать поликодовый текст

                            сонажа в определенной ситуации     с вербальными и невербальными  ком -

                            (“Что написала бы Дидона Энею,     понентами

                            прежде чем покончить с жизнью”)  

10. Описание   Речь, которая дает детальное пред –Умение вычленить самые заметные,

(экфраза)             ставление о предмете речи                элементы предмета речи, отличающие 

                                                                                         его от других сходных предметов

                                                                                         Умение проводить анализ и  синтез

11. Положение Аргументативная речь об «общем   Умение выбрать самые весомые до -

(тезис, теза)     вопросе» с обязательной альтер –   воды в защиту своей точки зрения

                              нативой (например, “Что лучше –   Умение изобретать речь в соответ -

                              жениться или не жениться?)             ствии и синвенцией

12. Законо -       Аргументативная речь с опорой      Умение произносить доказательную

предложение     на законы при наличии альтерна –  речь в свою пользу на основе требо -

                              тивы (например, принимать или       ваний закона (речь гонителя, т. е.

                               не принимать закон)                         обвинителя) и на основе справедли  –

                                                                                          вости (речь гонимого, т.е защищаю -         

                                                                                          щегося)

                                                                                          Умение создавать речь с учетом 

                                                                                          позиции адресанта

_______________________________________________________________________________-

Анализ литературы показал, что одни наиболее древние риторические упражнения исчезли совсем, другие видоизменились, а третьи использовались без существенных изменений на протяжении всей античности.

Затем, на основном этапе rhetorice, переходили к завершающим декламациям: к суазории (свазории) и контроверсии.

Суазория, как отмечал А.Ч.Козаржевский (1980, 36), была убеждающей речью - увещанием, обращением к лицу, находящемуся в затруднительном положении и колеблющемуся в выборе. Она считалась более легким упражнением и часто представляла собой речь к историческому или мифологическому персонажу, пребывающему в ситуации, когда надо делать выбор: совершить поступок или отказаться от него. Иногда речь произносилась от лица самого персонажа. Это был монолог в драматическом действии, произносимый в соответствии с характером воображаемого лица (как просопея).

Отличительный признак контроверсии, т.е. спора, тяжбы  (лат. contra против, вопреки, verto поворачиваю в другую сторону) назвал Гермагор: наличие спорного пункта, положения, которое отрицается одной стороной и утверждается другой. Суазория имела более узкую формулировку обсуждаемого вопроса (дать совет), чем контроверсия.

Сам термин образован при помощи сложения основ с интерфиксом - о - после твердой основы. Cр. лат. controversia ‘спор, тяжба, спорный пункт’, фр. controverse ‘контроверза, разногласие, расхождение, спорный вопрос, случай’, controverser ‘оспаривать, полемизировать’, controversable ‘спорный’, controversiste ‘personne qui trait des sujets de controverse religieusse, personne habile dans la discussion’, controversia ‘division, debate, especialmente sobre cuestiones de religion’, controversista ‘el que en sus escritos o discursos trata sobre puntos de controversia’, controverso ‘противоречи-вый’, controvertible ‘que puede ser controvertido’, controvertir ‘discutir, disputar, sostener acbate sobre alguna materia’, англ. controversy ‘спор, дискуссия, полемика, ссора’, controversialist ‘спорщик, полемист’, controversial ‘спорный, дискуссионный, любящий полемику’), контроверсия ‘спор по някой въпрос’.

Для обозначения спорного вопроса в европейских языках использовались также слова, образованные сложением слова contra и основы dic- (лат. ‘гово-рить’), где главным значением было ‘говорить противоположное’: ит. сontraddizione ‘противоречие’,исп. contradiccion ‘противоречие’, contradicho ‘противоречивый’(из contra ‘против’ и dicho ‘слово’), contradecidor ‘contradictor’, contradecimento ‘contradiccion’, contradecir ‘decir to contratio que otro, o negar lo que el afirma contradenuncia, denuncia contraria’, contradicente ‘porfiado, terco, pertinaz, obstinado, rencilloso, contencioso’, contradicional ‘contradictorio’, contradictor ‘que contradice’, чешск. contradictio ‘spor’ .

Словом контроверсия стали называть впоследствии и особую разновидность спора – спор религиозный.

Контроверсия всегда воспринималась как “противоречие”. Суазории в значительной степени тоже были “противоречиями”, т.е. выдвигали для обсуждения проблему, которую можно решить неоднозначно («Как нужно было поступить Цицерону - пойти ли на примирение с Марком Антонием или предпочесть смерть», «Что вернее: разрушить Карфаген или сохранить его в неприкосновенности?», «Какой вывод был бы наилучшим, если бы Ганнибалу, когда он был вызван в Карфаген из Италии, предстояло решить: остаться ли в Италии, вернуться ли домой или вторгнуться в Египет и захватить Александрию»).

Суазории делились на типы в зависимости от количества вариантов решений и от достигнутой степени обсуждения действия: абсолютной, относительной или смешанной (Кузнецова, Стрельникова, 79). Однако суазория ориентировала на речь – совет, где адресат речи здесь не был официальным лицом. Контроверсия же всегда ориентировалась на официального адресата (судью, суд), что повышало ответственность готовящего речь, вынуждало упражняться в доводах, опровержениях, в умении найти и выстроить аргументы, представить неожиданную мотивировку разбираемого дела. Они «тренировали гибкость ума, учили эмоциональным и эстетическим приемам воздействия на чувства и воображение слушателей» (Кузнецова, Стрельникова, 143).

Есть и другая причина, в силу которой контроверсия получила свое место в истории человеческого разума. А.Ф.Лосев, говоря об особенностях античного ума, отмечал страсть к спорам, «ко всякого рода расчленениям и уточнениям и к такого рода «спорчивости», которая каждую минуту готова перейти в нечто самодовлеющее. Здесь признается всеобщее оборотничество, всеобщая способность любой вещи переходить в другую вещь» (406).

С.С.Аверинцев, называя риторику самой гармоничной, беспроблемной, непротиворечивой реализацией плюралистического авторитаризма, заметил, что «любое утверждение и любое отрицание, вплоть до игровых парадоксальных тезисов, выставляемых и защищаемых для демонстрации всемогущества ритора, авторитетно и легитимно по действию нормы искусства. У истоков этой риторической традиции – «Похвальное слово Елене» Горгия, обосновывающее невинность прелюбодейки, «Бусирис» Исократа, делающий из мифологического злодея образцовую фигуру правителя, и на исходе античности – «Похвальное слово лысине» Синесия (130).

Аристотель заметил (Риторика. Кн. первая, 18), что «необходимо уметь доказывать противоположное (…) не для того, чтобы действительно доказывать и то, и другое (…)но для того, чтобы знать, как это делается, а также, чтобы уметь опровергнуть, если кто – либо воспользуется доказательствами несогласно с истиной».

Информация о работе Обучение риторике в Древней Греции и Риме